Консультирует О.И. Азова, логопед, к.п.н.

Добро пожаловать на Алалия.ру Форумы Форумы групп Специалисты Консультирует О.И. Азова, логопед, к.п.н.

Просмотр 15 сообщений - с 706 по 720 (из 834 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #131280
    Ольга Гончарук
    Участник

    Ольга Ивановна, здравствуйте! Меня зовут Ольга, мою дочь — Варвара, ей 5,4. Диагноз — сенсомоторная алалия. На сегодняшний день ОНР2. Дочь имеет проблемы по слуховому восприятию, имеется гиперакузия (сейчас не сильно выраженная, но в свое время боялась жужжащей техники, уши закрывала. Сейчас говорит : «Не бойся».) Есть проблемы по актуализации пассивного словаря, слова «добываем» с трудом. (Диалог с психологом на занятии: П.- Варя,що це? В-Капуста. П- ні. В-Кабачок. П-ні. В-А, кавун!) Хотя если попросить показать что то конкретное, например капусту — покажет без проблем, и в супермаркете, и на картинке. Та же печаль с буквами, показать — да, а назвать — тишина. Подскажите пожалуйста, как улучшить актуализацию словаря? Или должно дозреть? Можно ли улучшить восприятие на слух? Методик описано много, но у меня — не идет (я пытаюсь объяснять правила игры, упрощаю, но никак. Возможно я не умею). И еще одна просьба, у Вари долго не определялась ведущая рука, лет до 3 я была уверена, что левая, сейчас в основном правая, и вообще, у меня иногда возникает ощущение, что у нее левое полушарие работает отдельно от правого. Есть ли у Вас комплекс упражнений (или видео) на улучшение межполушарных взаимоотношений?

    #131285

    Ольга, попробуйте эти упражнения. Только надо каждый день — главное стабильность.

    #131336

    Кристина, здравствуйте.
    Когда у ребенка были или есть «задержки», то всегда развитие идёт не ровно, то там провиснет, то здесь вперёд выбьется, может наблюдаться эффект качелей: кажется, что ребенок шёл-шёл в гору, потом остановился, потом опять в гору, потом резко провалился и так далее.
    Спокойно относитесь к проблемам. Что забыли, повторяйте. Вы сами хорошо помните, например, название и характеристики слоёв атмосферы Земли из географии или, например, закон Гука или закон сохранения импульса в физике. Извините, если помните. Тем не мене я уверена, что многое из школьной программы уже забылось нами всеми, но мы же можем и повторить?!! Так нужно поступать и с детками.
    Конечно, 4-й лишний не совсем «забыл», тут всё-таки опора не на память.
    Кристина, а не может ли быть такое, что сходу «забыл», что Вы от него требуете (забыл, как выполняется это задание) или картинки трудноваты?
    А вообще помятую какая Вы чудесная и любящая, но редкий тип мамы – очень критична к своему сыну. Кристина, не придираетесь?
    Надеюсь, что когда-нибудь увижу Дениску.
    С уважением Азова Ольга Ивановна

    #131337

    Здравствуйте, Надежда!
    Диагноз, к моему большому сожалению, по интернету не поставить.
    Этого не сможет сделать никто.
    Могу прокомментировать некоторые пункты письма.
    5, 7 лет – взрослый ребенок. Алалию ставят до 5 лет, дальше ставится вопрос, что первично, что вторично.
    Может звучать так: алалия в анамнезе, вторичная умственная отсталость
    Или
    Алалия в анамнезе, ЗПР.
    или
    Алалия в анамнезе, ОНР.
    Далее описательно дается уровень речевого развития: 1, 2,3 или 4.
    Дизартрия ставится плюсом к основному диагнозу (например, алалия в анамнезе, ЗПР, + дизартрия)
    СДВГ – не речевой диагноз, да невролог может ставить плюсом к речевому нарушению (но не логопед), например, алалия в анамнезе, ЗПР, + дизартрия + СДВГ.
    Из ваших примеров произнесения можно предположить диспраксию (апраксию) – это нарушение переключения, программы (унифицирует слоги).
    Большое количество непроизносимых звуков может быть и из-за того, что ребёнок долго не говорил, поэтому их пока нет, а вторично открывается псевдобульбарная дизартрия, причем логопеду нужно обратить внимание на то, что ребёнок произносит звуки в нос (это может быть при псевдобульбарной дизартрии из-за тонуса), значит нужно работать над просодикой. И то, что нарушено дыхание, и то что не может надувать щёки. У дизартрика работа начинается не с артикуляции, а с мимики. Начните артикуляционные упражнения с базовых мимических. Дыхательные упражнения тоже нужно подключать, как один из этапов работы при дизартрии.
    Надя, алалия и дизартрия – это два диагноза, которые идут об руку. Это значит нужно работать над всеми структурными компонентами речи: произношением (звуками и ритмомелодикой – в обоих разделах масса подразделов), словом (значением, структурой слова, накоплением словаря), фразой (строение и грамматическое оформление), связной речью.
    При СДВГ, в прочем, как и алалии-дизартрии, нужен комплекс мероприятий.
    Ускоряйтесь, не зависимо от диагнозов, пусть работают, психологи, логопеды, нейропсихологи, массажисты, специалисты по ЛФК и пр., ребёнок уже взросленький.
    С уважением Азова Ольга Ивановна.

    #131338

    Оля, здравствуйте, а мне кажется, что это проблемы актуализации. Может быть это я так прочитала.
    Нарушение актуализации, это когда в голове крутится слово, а вспомнить не можешь, это бывает с каждым из нас. Т.е. это проблема именно вспоминания.
    Оля, а не может быть, что, Варя не хочет называть слова и буквы? Скажите, в целом у Вари есть желание говорить?
    С актуализацией всё просто – больше говорить в разных вариациях, в разных речевых ситуациях, в разных заданиях. Вот в вашем примере были овощи: использовать картинки овощей, игрушки-муляжи, настоящие овощи. Чтобы запомнить, нужно много проговорить. Ребёнку должно быть интересно. Если это одни и те же картинки, может быть скучно. Может быть вообще речевой материал поменять. Стоит ли с этими овощами упираться, ищите, что интересно.
    Делайте пособия сами. Создайте альбом ребенка, который вы будите заполнять лексикой, грамматикой, фразами вместе с Варей: рисовать, раскрашивать, наклеивать фотографии.
    Левая-правая – это не ко мне точно. Это к нейропсихологу.
    С уважением Азова Ольга Ивановна

    #131340
    kiti04
    Участник

    Ольга Ивановна,спасибо за ответ.нет я не даю сложные картинки,и выделить в одну классификацию он их может,но часто ошибается.сейчас выявилась и другая проблема,наша зрительная память резко упала,а слуховая наоборот в разы выросла.т.е.запомнить как выглядят цифры ему теперь трудно,путает 3и 5,6 и9.еще нейропсихолог заметил,что на открытую книгу он смотрит с права на лево,также называет то ,что видит и даже складывает предметы с права на лево.видимо проблемы с дисграфией или дислексией будут,поэтому приедем к вам исправлять.

    #131342
    Надежда
    Участник

    Ольга Ивановна, спасибо вам большое за ответ. Когда мы поехали в Видновский РЦ речи у нас не было вообще, он не говорил даже мама, а нам тогда было почти пять. Поэтому радует уже то что есть. Действительно с мимикой у нас беда — хмурится, зажмуриваться не получается. Начали заниматься. Над дыханием тоже работаем(мыльные пузыри, футбол ватным шариком). Улучшается выдох — меньше говорит в нос. Мелкая моторика конструктор лего (мелкий) постоянно собирает, придумывает что то. Начали ходить на рисование песком и футбол. Рисуем по точкам. Я купила несколько пособий для коррекционной и логопедической работы. Занимаемся. Но для меня это все равно темный лес. И очень сложно все это сочетать с обычным садом, а в логопедический нас не взяли. Сказали приходить через год. Еще очень хочется уточнить, мы занимаемся по 20-30 мин. и перерывы 20-30 минут. В день занятий 4-5. Плюс различные игры в перерывах. Логопед в поликлинике считает что это слишком много. Мне кажется что мало. Если ребенок сидит, не выказывает недовольства, может все же оставить такие рамки?

    #131343
    Ольга Гончарук
    Участник

    Ольга Ивановна спасибо большое!

    Скажите, в целом у Вари есть желание говорить?

    Есть желание общаться. Говорит она много, есть эхолалии, причем уже длительное время (около 1,5 лет). Варя с удовольствием поет песни и рассказывает стихи, причем ей обязательно нужны зрители и очень ждет похвалы. У нее нет проблем с репродукцией, а вот самой ей очень сложно. Она обходится минимумом (в основном одним словом))), предложения даются с трудом, она никак не поймет как их строить. Есть пару шаблонов (мама дай мне…, я хочу…, мама идем…) ими и пользуется, правда в основном после моей просьбы, а если не настаивать — то просьбу вкладываем в одно слово — молоко, Капитошка и т. д. , а я догадываюсь остальное. Но в игре говорит много, проигрывает мультики (после мультфильма про Петю Пяточкина клала зайку спать, укрывала одеялом и пела песню воспитательницы).
    Материала у меня много, разного, вряд ли ей скучно, хотя…может и надоели мы ей все (логопед, психолог, я, садик), я стараюсь искать новое, если не идет, то не настаиваю. Но у нее многое идет через «бой». Варя любит то, что дается легко — стихи и песни запросто, квадраты Никитина — пожалуйста, т. е. если она понимает сразу, что справится — милейший ребенок, сделает и будет предано заглядывать в глаза ожидая похвалы, будешь молчать, будет тормошить и говорить «Молодец!», не отстанет пока не подтвердишь.
    В том примере что я привела дело не только в овощах, я специально дала на языке оригинала (украинском), все слова начинаются со слога «ка», просто так получилось, что это все овощи. Бывает так, что она подбирает слово, находит похожее по звучанию (либо берет с нашей подсказки), но абсолютно не подходящее по смыслу: нужно было сказать взуття (обувь), я подсказывал «взу-«, а Варя сказала «в зоопарку». Поэтому я и решила, что это актуализация.
    Ольга Ивановна, я хочу отдельное спасибо сказать Вам за идею с выбрасыванием пальцев при обучении фразе. Для Вари идея оказалась очень продуктивной. Она до сих пор, когда пытается сказать предложение зажимает свой кулак и на каждое слово,глядя на кулачок,выбрасывает пальчик.

    #131367

    Кристина, здравствуйте, не будем пока ничего заранее планировать.
    С уважением Азова Ольга Ивановна

    #131368

    Надежда, здравствуйте.
    Можно оставить такой темп. Иначе, как догонять других… Наши дети – труженики, работают с детства.
    С уважением Азова Ольга Ивановна

    #131369

    Олечка, здравствуйте.
    Копите клише начала фраз!!! Давайте образец и подсказку.
    Очень долго живут с Варей эхолалии. Попробуйте предложить логопеду и психологу с ними пободаться.
    Вот вам две ссылки.
    http://outfund.ru/eholaliya-i-autizm/
    http://outfundbel.ru/pro-autizm/chto-delat-esli-u-rebenka-eholaliya
    Манульный способ (выбрасывать пальцы) действительно хорош.
    Ещё хорошо нажимать на кнопочки, выкладывать полосочки (кому что нравится).
    Кстати, так можно работать и со словом. Я указательным пальцем правой руки нажимаю на подушечки пальцев левой на каждый слог. Как работать со слоговой структурой я писала многократно.

    С уважением Азова Ольга Ивановна

    #131370

    Здравствуйте, Ольга Ивановна! Были у Вас с Анюткой на томатисе неделю назад. Пока рано говорить о результатах. Хочу сказать еще раз спасибо за Ваши ценные рекомендации и то, что сумели собрать под одной крышей действительно команду профессионалов своего очень нелегкого дела по реабилитации наших непростых детишек. Ольга Петровна просто чудо (делали у нее логомассаж), результатами работы Юрия Алексеевича тоже довольна.
    Ребенка Вы видели, сказали, что аутизма Вы не видите, есть аутичные черты, которые со временем «отвалятся». Но если не аутизм, то что тогда? Я не гонюсь за диагнозами, просто зная врага в лицо, как мне кажется, легче с ним бороться.
    Немного напишу про ребенка. Сейчас нам 3,2 года. Роды в срок- кесарево (плановое). Беременность протекала без особых осложнений (был чуть понижен гемоглобин, на 30 неделе было плохое КТГ, после лечения все нормализовалось) На первом году жизни была повышена возбудимость, плохой сон, проблемы с кишечником, обильные срыгивания фонтаном, мышечный гипертонус. С моторикой были проблемы, преимущественно с крупной. Были проблемы с переворачиванием, ползанием, ходьбой по лестнице, долго не могла дуть, прыгать, не ела твердую пищу- давилась. Не откликалась на имя до 2-х лет, отсутствовал указательный жест, глазной контакт был плохой, полевое поведение, к детям интереса не проявляла, к окружающему миру тоже, книжки, поделки — все неинтересно. Интересна была бесцельная беготня, дурацкий смех, не было разграничения свой-чужой, да и сейчас особо не разграничивает, ко всем идет. Всегда было ощущение что не понимает происходящего. До 2-х лет было 2 слова — «ка» — пока и «исика» — музыка. Ну и своя тарабарщина. После ноотропов пошло речевое развитие, стали появляться новые слова, стало подтягиваться понимание, появился указательный жест. После появления речи вылезли новые проблемы — искажение слов, ей трудно связывать слова,предпочитает односложные фразы, лучше запоминает зрительные образы, нет вопросов, сама на вопросы отвечает невпопад или вовсе не отвечает, или отвечает штампами, нет обращений к папе, маме. Много эхолалий. Не понимает значений слов, общается штампами. Мне иногда кажется, что я обучаю речи иностранца. Из обследований делали ЭЭГ (умеренные изменения резидуального характера без эпиактивности, замедлены темпы формирования основного ритма), ВП (замедлена скорость переработки слухоречевой информации, выраженная дисфункция ствола головного мозга), УЗДГ (слегка нарушен венозный отток). К детям особо интереса и сейчас не проявляет, покажет пальцем, если кто-то заинтересует, типа мальчик, дядя, тетя и т.д. Знает животных, цифры, буквы(не все), цвета, части тела, может посчитать, нравятся книжки — преимущественно стихотворные или песенки, если просто текст — теряет интерес. (исключение лишь простые сказки, типа Репки, Колобка, Курочки Рябы) Больше напрягает непонимание, конечно. Присутствует капризность, импульсивность, истеричность, двигательная расторможенность. Проблемы с кишечником (спастические запоры) Невролог ставит ЗПРР, СДВГ, АЧ.
    Занимаемся у логопеда, ходим в групповые развивайки, детский сад пришлось пока приостановить, бесконечные ОРВИ не давали заниматься дома, проходить медикаментозное и немедикаментозное лечение.
    Может быть, Вы можете дать совет в каком направлении двигаться? Может имеет смысл сделать еще какие-нибудь обследования? Нужен ли нам детский сад, если мы ходим до обеда, да и то больше недели продержаться не можем (замечаю, что на фоне детского сада АЧ усиливаются)? Буду благодарна за любой ответ.

    Анюта, 24.01.2013, ЗПР, РАС, Московская область, Солнечногорск

    #131400

    Надя, здравствуйте. Какая Вы смешная. Что же Вы все свои вопросы не задали в центре – у меня нет временного лимита, я бы на всё ответила.
    Надя, Вы пишите: «Но если не аутизм, то что тогда?»
    Нет конкретного диагноза, есть много разных симптомов (сочетанные формы)
    А вот всё, что Вы описываете. Вот сколько всего было:
    Кесарево, повышенная возбудимость, плохой сон, проблемы с кишечником, обильные срыгивания фонтаном, мышечный гипертонус. С моторикой были проблемы, преимущественно с крупной. Были проблемы с переворачиванием, ползанием, ходьбой по лестнице, долго не могла дуть, прыгать, не ела твердую пищу- давилась…….
    Остановлюсь. Не буду далее, потому что всё ваше письмо до конца и есть описание. В ОБЩЕМ СОМАТИЧЕСКИХ МНОГО ВСЯКИХ ПРОБЛЕМ (не исключаю органические нарушения). Это первичные нарушения, в следствие которых уже и нарушение речи, и АЧ.
    Это никуда не делось. Пока всё не разгребётся, диагноза не будет.
    Все обследования предлагаю вам проводить не по неврологии, у вас эта стороны обследована. Мне бы очень хотелось, чтобы вы разобрались с кишечником, гастроэнтерологией, аллергологией, иммунной системой и т.д..
    Насыщайте тело. Тем более. Что есть конкретные проблемы с тонусом.
    Хотелось бы, что бы все специалисты работали с бихевиоральном подходом: логопед, психолог (кроме, классических подходов с игротерапевтическими заданиями, с приёмами по сенсорной интеграции). Если есть возможность отдельно флортайм, игротерапию, сенсорную интеграцию, АВА, то еще лучше.
    А так хотя бы логопед, психолог, ЛФК и массаж.
    Про детский сад решите сами, но Ане обязательно нужны коллективы, детский в том числе.
    С уважением Азова Ольга Ивановна

    #131418

    Здравствуйте, Ольга Ивановна. Спасибо за ответ. С иммунологией и гастроэнтерологией разобраться нужно. Проблема в том, что в нашем городе нет хороших специалистов. Может быть, Вы посоветуете конкретно что-нибудь или кого-нибудь в Москве? Если это возможно, напишите в личку. А то, что не задала вопросы в центре — на тот момент был какой-то сумбур в голове, не могла разложить все по полочкам и выделить главное, что меня волнует.

    Анюта, 24.01.2013, ЗПР, РАС, Московская область, Солнечногорск

    #131442

    Надежда, здравствуйте, нет, у нас, к сожалению, рекомендации, к какому гастроэнтерологу пойти.
    Если Вам удобно на сайте задавать вопросы, конечно, делайте так. Отвечу с удовольствием.
    С уважением Азова Ольга Ивановна

Просмотр 15 сообщений - с 706 по 720 (из 834 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.