Консультирует О.И. Азова, логопед, к.п.н.

Добро пожаловать на Алалия.ру Форумы Форумы групп Специалисты Консультирует О.И. Азова, логопед, к.п.н.

В этой теме 830 ответов, 52 участника, последнее обновление  olga ivanovna azova, logoped, k.p.n., docent 3 дн., 8 час. назад.

Просмотр 6 сообщений - с 826 по 831 (из 831 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #140715

    Здравствуйте, liorakh.
    Спасибо большое за поздравление и пожелания. Очень приятно.
    Теперь уже, когда заговорил, главное ВСЁ – и «лопотать», и качество речи.
    Думаю, что вам нужно разделить занятия на части или в целом организовать несколько занятий с логопедом: по вызыванию (активации речи), по слоговой структуре, постановке звуков (особенно опорных, базовых, тех, что у всех детей появляются первыми) и грамматике.
    Можно просто сделать отдельное занятие по постановке звуков, куда войдёт и артикуляционный массаж и миофункциональная гимнастика (артикуляционная гимнастика). Можно также артик.массаж делать отдельно курсами, а можно внутри занятий.
    Хорошо бы подключить амплипульс (проводит врач-физиотерапевт), хивамат, БОС-логотренажёр с 4 лет и Томатис на аналоговом приборе. Для слоговой структуры (апраксии) – интерактивный метроном.
    С уважением Азова Ольга Ивановна

    #140716

    Здравствуйте, marisabell
    Главный признак ЗЗР – это ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ причина. Да, в том числе и соц.депривация (педзапущенность), но она не единственная.
    Главное в этом случае – это ТЕМПОВАЯ задержка, опирайтесь на это. Если задержан темп, то всё процесс идёт, но более медленно, чем в норме.
    Что могло случится – болезни, как отягчение анамнеза и сроков формирования, экология или любой другой триггер, как прививка, например. То есть прививка – не причина, а спусковой механизм.
    При алалии всегда органика.
    Что значит органическая – это значит мы смотрим и видим поражение (в мозге, например, с помощью МРТ).
    На сайте нашего центра есть диф.диагностика http://www.logomedprognoz.ru/alalia2/
    Посмотрите 4 таблицу сверху (вторая лекция по алалии) – диф.признаки ЗРР и алалии.
    С уважением Азова Ольга Ивановна

    #140717

    marisabell
    Участник

    Спасибо большое,Ольга Ивановна! Теперь стало понятнее!Ранее складывалось впечатление,что,если были вопросы по неврологии,то это однозначно уже не зрр. Казалось, есть прямая связь органика — алалия. Если я правильно поняла,то связь есть,но она обратная — если есть алалия,то 100% органика. Сейчас вижу,что в нашей ситуации травма могла стать причиной задержки, т.к. процесс развития идет,но медленно и с отставанием. Остался еще один вопрос. Как Вы считаете, стоит ли «помогать» ребенку медикаментами при зрр? Наши неврологи делятся на два лагеря — одни считают,что стоит дать возможность ребенку разговориться и мльчишек до трех вообще не трогают…другие считают,что при малейшем отставании стоит бить тревогу и принимать препараты чуть ли не с 1,5 лет. Понимаю,что это вопрос невролога,но ,исходя из Вашей практики,так ли это необходимо при зрр? Хочется отметить,что глубоко расстраивает,что приходится искать ответы так далеко (мы из Минска),что нет поблизости специалистов такого уровня,которым можно довериться.

    #140752

    Василиса
    Участник

    Ольга Ивановна, очень хочется услышать Ваше профессиональное мнение по поводу нашей проблемы. Сыну 4 года 2 месяца, начал говорить в 3,5 года, до этого только подражание животным редко проскакивало мама, дай.(это все с 2х лет). Речь нарастать стала довольно быстро, стал самостоятельно использовать в обращенной речи фразы из двух-трех слов (незаученные ранее) в быту, ребенок поет песни, рассказывает стишки по четверостишию, рассказывает простые сказки «репка», «колобок», «теремок». Читала, что ребенок может заучивать тексты, не понимая их и декламировать как речевые стимуляции, но думаю, что это не оно, это не носит навязчивый характер, он, как мне кажется, понимает о чем говорит: разыгрывает сказки игрушками и комментирует их действия нужным текстом, раскладывает картинки по хронологии сюжета сказки. НО! на вопрос «Кто посадил репку?» не отвечает или «кто съел колобка?». Бытовые инструкции понимает, выполняет. Но с ответами на вопросы беда. Только многократным повторением. Например, несколько дней отрабатывали вопрос «Какого цвета игрушка, машинка, одежда (цвета знает и называет давно) стал отвечать. На вопрос «где папа?» заучили «на работе». Спрашиваю где папа (сидим все вместе за столом) ребенок отвечает на работе. На вопросы что делает, кто это, что это отвечает хорошо. На вопрос что кушал в садике ответа добиться не могу, не понимет что я от него хочу, может повторить вопрос, но это бывает очень редко. И вот в чем мой вопрос: такое непонимание вопросительной речи, связано с ее задержкой и это как более сложная форма речи придет со временем, или это связано с аутическими проявлениями? И как работать с ребенком именно над пониманием речи? И есть ли различия в подходах к этой работе для ребенка с ЗПР и РАС?

    #140761

    Здравствуйте, marisabell
    Вы правы, компетенции нужно разделять. Вопрос к неврологу.
    Опыт разный. Российский – чаще всего и быстрее всего назначат ноотропы. Мировой – не лечат.
    Я небольшой сторонник лекарств — я за развитие и коррекцию.
    Но уважительно отношусь к опыту неврологов «можно коротко попробовать». Обычно терапию назначают на 1-2 мес.
    И, конечно, же тут только речь о ЗРР, мнение только по этому поводу, всё, что касается конкретных детей решается очно.
    С уважением, Азова Ольга Ивановна.

    #140762

    Василиса, здравствуйте. Непонимание речи – компонент при многих, в том числе и речевых, и аутистических, проблемах.
    При РАС бывает так, что сохраняется надолго.
    Работа над пониманием речи и похожа и разнится при двух этих диагнозах.
    При ЗПР — уделять внимание автоматизму навыка, использовать многократные повторы.
    При РАС – идти от использования эмоций.
    И тем, и другим – больше практики и конкретики.
    Вот общие рекомендации.
    1. Главная проблематика «понимания речи» – умение соотнести слова и его значения, но одновременно это и главная трудность, потому что для ребёнка оно должно быть очевидным. Поэтому начинают работу над пониманием, когда слово вводится в знакомую ситуацию, чаще бытовую, частотную для малыша (например, сущ. и гл. – из тем «инструменты», «одежда», «посуда», «еда», «предметы быта», «на прогулке», «в магазине», «в ванной», прил. – большой-маленький, вкусный, громкий-тихий).
    Можно эти предметы лепить, рисовать, вырезать, использовать игру наподобие «Прятки», «Парные картинки», «Мемори» — предъявить и спрятать объект (игрушку, картинку, фото, предмет).
    2. Работа по накоплению и пониманию предметной лексики
    • многократное называние предмета,
    • многократное называние предмета в разных ситуациях,
    • выбери предмет из фоновых (2-х и более картинок), «фон» может быть далёким и близким по смыслу.
    • выбери аналогичные предметы (например, все кофты, все чашки), но отличающиеся по признакам (цвет, величина, материал, форма)
    3. Работа по накоплению предикативной лексики (знакомство с картинками-действиями и демонстрация действий)
    • глаголы повелительного наклонения «иди», «беги», «лежи», «лети», «сиди» и т.д. или ввести в предложение «Миша беги», «зая иди» и т.д.)
    • называние по картинкам-действиям глаголов в ед.и мн. числе («идёт» или «Зая идёт», «идут» или «зая идут»
    • дифференциация глаголов («ест» — «спит» или «Зая ест» – «Зая спит»).

    4. Называние простых предложений и выполнение простых инструкций («Посади заю на стул», «Положи мишу в коробку»). Работа по 12 моделям предложений В.И. Балаевой.
    5. Увеличение количества слов-характеристик в предложении, предложения-сравнения («дай большому зайке»-«дай маленькому зайке», «покорми большого зайку морковкой» — «покорми маленького зайку капустой» и т.д.)
    6. обнаруживать несоответствие между словом и называемым предметом, качеством, действием (понятие «нет»), например, «это зайка?» при этом показываем на мишку.
    7. находить в речи смысловые (семантические) несоответствия (игры-небылицы, 4-й лишний).
    8. Учить находить слова, относящиеся к определённой лексико-грамматической группе
    9. Находить, выбирать слова противоположные по значению (сущ., гл., прил.).
    10. важная составляющая – это эмоциональное состояние ребёнка. Ищите и создавайте такие ситуации. Привлекайте опыт ребёнка. Если ребёнок любит деревню, то создавайте вокруг этой темы рассказы, сюжеты и истории, вспоминайте интересное и пылкое. Если на эмоции он выдал что-то новое, запомните это и постарайтесь повторить. Или любит разные фото и изображения лошадей. Изучите тему, наберите историй, картинок и фото, создайте книгу. Там могут быть отработаны и новые понятия, и смысловые связи на уровне фраз и текстов.
    11. Всему «загадочному» придавайте смысл. Кроме того, что проговариваете, обязательно подкрепите визуально. Вот раздался шум за окном, который может напугать своей резкостью и громкостью. Расскажите, что наступила весна, много мотоциклов, у них такой выхлоп, покажите трубу, где образуется этот выхлоп, может быть глушитель и т.д.
    12. Начинайте с понимания и выполнения простых бытовых инструкции. Усложнение постепенное. Наш финальный ориентир – логико-грамматические выводы и скрытые смыслы (например, рассказы ЛН Толстого, пословицы, поговорки, загадки, устойчивые выражения).
    13. «Аутостимуляции во благо». Придавайте им смысл. Ребёнок любит перебирать и стучать посудой – игра «Дежурный на кухне», возить пылесос – «Мамин помощник». Осмысливайте действия, переводите в игру.
    14. Разыгрывайте сюжеты сказок. Сначала выводы делайте сами, потом ребёнок.
    15. Ищите картинки, где есть причинно-следственная связь. Целый банан (1 картинка) – шкурка банана надорвана (2 картинка) – банан раскрыт и кусочек откушен (3 картинка) – шкурка от банана.
    16. Устанавливайте связь между двумя картинками. Игра «Где логика»: 1 картинка наряженная ёлка, 2 картинка подарки. Результат – фраза «Наступил новый год, ЗНАЧИТ будут подарки». 1 картинка дождь и лужи, 2 – резиновые сапоги. Результат – фраза «Если идёт дождь и появились лужи, ЗНАЧИТ нужно надевать резиновые сапоги».
    17. Разыгрывайте бытовые ситуации с использованием «вежливых» слов – «здравствуйте», «пожалуйста» и др.
    18. Ищите способы объяснить «абстрактные» предметы. Например, характер, горизонт. Попробуйте их нарисовать или смоделируйте ситуацию, где это слово пригодилось бы.
    19. Поощряйте и словом, и делом – «молодец», «супер», «дай пять», используйте жетоны, наклейки, то, что интересно ребёнку (над этим нужно подумать отдельно).
    20. С чувствами и эмоциями работайте отдельно. Создавайте ситуации и обращайте на них внимание ребёнка. Нужны картинки-эмоции, сказки, реальные истории из ютуба, игры «Оцени поступок». Послушай сказку «Крошечка-Хаврошечка», «Курочка Ряба» и подумай, какую маску бы ты надел – «злость» «удивление», «смех» (фото).
    21. Ответы на вопросы и вообще понимание вопроса – это одно из самых сложных в работе.
    Например, используйте такой приём (фото). Выделяйте голосом нужное слово в зависимости от вопроса. Для КАЖДОГО слова, которое будем выделять голосом рисуем отдельную картинку. Например, Маша даёт зайке капусту. Или более простые по структуре слова в предложении — Ляля даёт зае репу.
    1 картинка – все предметы раскрашены (Маша даёт зайке капусту).
    2 картинка – раскрашена только Маша (Ляля), все остальные предметы только контур. — Кто даёт зайке капусту? – Маша.
    3 картинка – раскрашены только руки Маши. – Что делала Маша? – дала.
    4 картинка – раскрашен заяц. – Кому дала Маша капусту? – зайке.
    5 картинка – раскрашена капуста. – Что дала Маша зайке? – капусту.
    22. Используем картинки-перевёртыши. Картинки-загадки. Картинки «Как не бывает». Например, кому кто дал уши поносить (фото).
    23. Используем картинки для понимания грамматических форм окончаний. Покажи, где зимнЕЕ, зимнИЙ, зимнЯЯ (утро, день, вечер, ночь)
    24. Назови одним словом, что нарисовано на картинке. Усложнить задание: назови одним словом, используя действие – темнеет, метёт, морозит, снегопад (фото).
    Василиса, понятно, что заданий миллион. Нужно озадачиться книгами, поискать в интернете. Каждое из предложенных заданий можно увеличить в количестве вопросов, картинок, проблемных ситуаций, сказок. Фото, которые даны в скобках, есть на соцсетях в аккаунтах под моим именем Ольга Азова (Ольга Ивановна Азова), в инстограмме logomedprognoz.
    Если для семьи приемлемо, я бы очень рекомендовала метод Томатиса на аналоговом оборудовании.
    С уважением, Азова Ольга Ивановна

Просмотр 6 сообщений - с 826 по 831 (из 831 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.