Консультирует О.И. Азова, логопед, к.п.н.

Добро пожаловать на Алалия.ру Форумы Форумы групп Специалисты Консультирует О.И. Азова, логопед, к.п.н.

Просмотр 15 сообщений - с 601 по 615 (из 834 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #56408
    suadministrator
    Хранитель

    Девушки, задавайте вопросы, пожалуйста.
    Наверное, на сайте появились и новые подписчики (осенью обычно больше подключается).
    Захожу на сайт каждую неделю. Аленин вопрос просмотрела, видимо, моя ветка быстро ушла вниз.
    С уважением Азова Ольга Ивановна

    #56409
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга Ивановна, здравствуйте, вот я тетеря, проморгала Ваш ответ и заходила же не раз на Вашу ветку, куда спрашивается смотрела. Спасибо вам огромное.


    Леся, как Вам кажется, (это и к Лене вопрос) ваши дети именно ФИЗОЛОГИЧЕСКИ готовы заниматься в этом ключе?



    Мне кажется, что Тая может заниматься, НО все логопеды от нее отказываются, у последнего были 2 месяца назад, подводя итог встречи, она заключила, что мне ребенка надо сначала лечить, а потом уже организовывать занятия. Сейчас с нами занимается дефектолог 2 раза в неделю из специалистов, остальное время мы с ней сами, как и раньше. Мне трудно ответить на Ваш вопрос, что-то они видят в моем ребенке, чего не вижу я, их ответ на Ваш вопрос — не готова, невозможно с ней проводить занятия; мое мнение – готова, очень даже можно заниматься.


    Леся, вы пишите, что Тая говорит «дада» вместо «вода», а «вава» она может говорить? Если да, то вероятнее всего, просто не дозрела функция переключения.



    Ольга Ивановна, может говорить «вава», интуитивно мне кажется, что проблема именно в недозрелости, потому как с каждым месяцем слова становятся более разборчивы.


    А сенсорные проблемы (оральные) у Вас есть? При чем не важно по гипо- или гипер- типу. Леся, а как Таисия ест? Ест избранность в еде? Любит ли тянуть в рот что-то? Жевать несъеобное и т.п.



    Вот тут вырисовывается наша большая проблема, сейчас она вылезла на первый план, до сих пор кормлю ее через силу, ребенку почти 4 года, а я, как и в 2, и в 3 ее года, фиксирую конечности и запихиваю еду (предварительно пропущенную через блендер) в рот, чувства голода она не испытывает, единственное, с удовольствием пьет сок (но только сливовый). Я надеялась, что с созреванием все- таки наступит момент, когда у нее появится интерес к еде, и она по своей инициативе начнет есть хоть что-нибудь. Было пару случаев, когда попробовала печенье и конфету, были попытки их разжевать, я уже потирала руки в надежде, что появится желание есть и другую пищу, но нет, изредка 1 раз в 1-2 недели может съесть конфету, остальное только насильно. В рот никогда ничего не тянула, слюни не текли даже когда зубы лезли.
    И еще…где-то в 1,4г Тая отказалась от груди и через пару дней после этого начала сосать язык, очень интенсивно и днем, и ночью, никакие попытки заменить на соску или палец (все таки от них потом проще отучить) ни к чему не привели. После того, как начала понимать просьбу «спрячь язык» прячет, но видно, что продолжает его там внутри мусолить. Ольга Ивановна, я Вам в личку дала ссылку на видео, как это выглядит и еще пару видео файлов, чтобы у Вас сложилось представление о Тае.


    ЖЕВАТЬ НУЖНО УЧИТЬ!

    Ольга, Ивановна, как? Как ее научить? Я бьюсь над этим уже 2,5 года и ничего. Кусочки еды в рот запихиваю, она открывает рот, наклоняет голову вниз и трясет головой, чтобы они выпали (выплевывать не умеет), если не позволять ей этого, начинает давиться, все заканчивается рвотой. Если бы было какое-то любимое у нее блюдо, это бы помогло, а так…(( Помогите советом, пожалуйста, как ее научить жевать.


    о поведении и других функциях не пишите



    По поводу поведения… Тая, почти всегда, что называется «на связи», мы много с ней играем в сюжетно-ролевые игры: больница, магазин, зоопарк (строим вольеры и сажаем туда животных), спасательные операции(пожары, аварии, наводнения), кукольный театр (инсценировка сказок, уже 7 шт в копилке ), поход в гости, на пикник, рыбалка, прием гостей, таксуем, развозим кукол кому-куда нужно (учим названия комнат, не знает где кухня, где спальня…) и т.д. Она очень хорошо взаимодействует, ведущая в игре пока я, сама Тая хорошо играет и проявляет инициативу только по отработанному и проигранному уже несколько раз сюжету. В меру послушна на улице, капризны и рев по любому поводу, но они не на пустом месте, вижу, что это ее способ добиться желаемого, а желаний у нее много появляется… так что ее капризам и психам я рада. Тем более, что получаю удовольствие от разбора ситуаций, в таком ее эмоциональном состоянии зачастую получается диалог.
    Рев, крик, Тая не хочет одеваться на улицу.
    Я: — Ты плачешь.
    Тая: — Да.
    Я: — Тебе больно?
    Тая: -Нет.
    Я: — Ты не хочешь одевать куртку?
    Тая: — Да.
    Я: — Там холодно. Ты замерзнешь. Будет Тая-снеговик. Ура! Не будем одевать куртку. Тая-снеговик. Где морковка? Надо взять морковку, у Таи будет нос-морковка. Где ведро? Оденем Тае на голову ведро! (Конечно я заранее знаю, что снеговиком она быть не желает, иначе использовала бы другой вариант)
    Тая: -Неееееет! Нееееееет!
    Я: — Ты оденешь куртку ?
    Тая: -Да.
    Все, слезы высыхают, Тая успокаивается )) Не всегда конечно получается вырулить без потрепанных нервов, но я теперь точно вижу причину ее истерики, а дальнейшее уже зависит от моих сил, хитрости, желания и времени вывернуть ситуацию так, чтобы она сама прекратила крик. Раньше подобное было невозможно, ребенок меня не слышал и не понимал, но с улучшением понимания речи эта проблема не стоит остро.

    Из плохого… остались зависания, пока с ней играю, читаю, делаю что-то, все хорошо, но когда она остается сама по себе, она как будто ныряет внутрь себя и начинает издавать рычащие звуки, выходит из этого состояния быстро, достаточно позвать ее, но все же очень напрягает эта ее странность, она единственная прогрессирует. Стараюсь переключать мгновенно, не более 5-10 сек проходит, если я не в комнате, если рядом, то 1-2 сек . Ну и навыками самообслуживания у нас никак, не одевается, не раздевается, не ест, а последние 1,5 месяца и с горшком проблемы, хотя начиная с 2,5 лет просилась исправно. В остальном более-менее.
    Спасибо Вам большое за внимание.

    #56410
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга Ивановна. вопросов много, но не знаю как их правильно сформулировать:
    Яромиру 3.10 мес, за последние 1,5 месяца стало много непосредственных эхолалий, но повторяет не чисто, с нарушенной звуковкой. С одно стороны это хорошо, с другой- получаем вместо ответов повторение вопросов, типа «Какой цвет?»-«какой цвет?», «как тебя зовут-как тебя зовут», вместо Яромир, хотя иногда может и имя сказать в ответ,еще замечаю, что то что хорошо знакомо- ответа вопросом на вопрос не следует,чаще это вопросы «Что это?», а вот какой? что делал?- повторы самих вопросов. Говорит много, но по прежнему: что вижу то пою, что видит на улице , то и говорит, одно и то же каждый день( но и видит одно и тоже) Много непонятной речевой продукции: «па-па-па одын»и так 15-20 раз и подобное. С другой стороны можно уже добиться ответа на вопрос спал ли в садике. что пил и такое простенькое.По-моему он вопрос «какой» считает признаком предмета. Звуковка ужасная- 1 звук из слова, но прошу сказать красиво- набирает хотя бы количество слогов, у-колесо- красиво-» о-о-у», а-гулять-красиво «у-а» и подобное. На высоте эмоции выдавал даже фразы с предлогами «Не кочу в бибику»))( не хотел с прогулки уходить) Общее впечатление у меня- больше речи у ребенка стало, болтает много, но далеко не всегда с нами, в саду тоже говорят постоянно «балякает». Занимается с Яромиром логопед и отмечает синюшность языка при выполнении упражнений, кстати упражнения делает-понимает, что от него требуется, но не очень получается конечно.
    Собственно вопросы: больше всего волнуют эхолалии- как с ними быть, как то их можно использовать в наших целях. Эхолалии у нас не тотальны, но их очень много. По-прежнему очень актуальны методы заманивания ребенка в диалог- у меня в ходу один получается-сама спрашиваю-сама отвечаю и прошу его повторить или разыгрывание диалога с игрушкой, опять же мною. И звуковка-просить говорить «красиво»? И еще: что делать с бесконечными бу-бу, бо-бо-бо,аха-а , бысь-мысь и т.д.? терпеть? пресекать?(но как)

    #56411
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга Ивановна, здравствуйте! Севе на данный момент 3,8, ходим в садик к Новиковой! Все очень нравится, несколько месяцев назад, в активном словаре было несколько слов, я уже тогда думала, что стал говорить, сейчас слов много, более 200, есть и простые предложения, обращения к родителям. На момент поступления в садик выставлен ОНР 1. Данных за СНР нет. Что не имеем на сегодня: нет верхних звуков д, т, но и конечно и сложных ж, ш,щ и так далее, все время ведется разговор о короткой уздечки, смотрел стоматолог, сказал нормально, в садике говорят коротковата, но ждать до 5 лет, стоит ли? Очень беспокоят непосредственные эхолалии, при чём на вопросы, на которые он точно знает ответ или точно их понимает отвечает сразу да или нет или не хочу, а если что новое, он повторяет этот вопрос, как будто осмысливает это в голове и только потом дает ответ. Можно ли это считать этапом развития речи у ребенка с задержкой или все таки это какой то симптом? Спасибо заранее!
    Ольга Ивановна, не сдержалась, хочу похвастаться, объективно замечено всеми, куда то ушла наша гиперактивность, стал такой покладистый, в публичных местах паинька, не бежит, стоит рядом, берет меня за ручку. Чудо, а не ребенок)))))))
    Еще раз спасибо.

    #56412
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга Ивановна, здравствуйте! Не посоветуете каое-нибудь пособие на спряжение глаголов? Или методику занятий. У нас цветут и пахнут фразы типа » ты буду спать?», » ты подмету и полы помою?». Про ребенка и диагноз-сын Дима, 4,10. Речь онр-2, но уже хороший такой онр-2, фразы строит чаще больше 2 слов. Есть даже такие-» у нас дома есть белая кошка Катя». Выход из моторной алалии.

    #99166

    Дорогие девочки, у меня в ветке нет имен (пропали), только имя папы Ромы.
    Извините, если к кому неправильно обращусь – поправьте.

    Ой, какая мне прекрасная девочка досталась (мама Леся прислала видео). Леся хочу вам признаться в любви к Таечке, такая она лапушка, милейшая девочка.
    По порядку.
    Я настаиваю на том, что Тае необходимы занятия. Даже на тех коротких роликах видно, как ребенок включен и именно занимается. Дефектолог или кто там с вами занимается – ошибается. Даже если и давать какое-то лечение, то только параллельно с занятиями. Занятия – это первостепенно. Могу только сказать, что это не ребенок не готов, а специалисты не готовы к занятиям с малышами (хотя между нами Таечка уже не абсолютный малыш, скоро 4 года). Занятия рекомендованы с 1,5-2 лет. Скажем, мы маленьких деток берем, и 2 года нас не страшат совершенно.
    По поводу переключения с одного слога на другой, по работе со звукослоговой структурой слова.
    Леся, одна работа ключевая, так сказать классика логопедического жанра: А.К. Маркова по слоговой структуре слова http://www.pedlib.ru/Books/4/0055/4_0055-1.shtml, далее уточнение первоисточника:
    работы Н. Четверушкиной http://www.ozon.ru/context/detail/id/928409/ и http://www.ozon.ru/context/detail/id/948367/,
    Бабиной Г.В. http://www.ozon.ru/context/detail/id/23985358/?utm_content=topadvert_2_block-name_v-teaser_click-id_2_pin_5924939323070320937
    Большаковой С.Е. http://www.char.ru/books/956515_Formiruem_slogovuyu_strukturu_slova
    Ткаченко Т.А. http://knigi.b111.org/detyam/?book=MjA1NDk0MA__
    Нарушение переключения – это и есть диспраксические расстройства. Я писала уже очень много раз, отлистайте назад по моей ветке.
    1. Работа с гласными
    А-А-А-А-А-А-А,
    О-О-О-О-О-О-О
    И так с каждым сохранным звуком
    2. Работа с согласными (чаще проще не с согласным, а со слогом:
    Ва-ва-ва-ва-ва
    Да-да-да-да
    В[а]-да, В[а]-да, В[а]-да, В[а]-да,
    В[а]да, В[а]да, В[а]да, В[а]да,
    КАЖДЫЙ ЗВУК ИЛИ СЛОГ ДО ЧЕРТОЧКИ (-) – НАЖИМАЕМ НА КЛАВИШУ, ИЛИ ПАЛЬЧИК, ИЛИ НАНИЗЫВАЕМ КОЛЕЧКО.
    Т.е. работаем с использованием кинестезий (ощущение движения).
    По сенсорике, а в общем-то не о ней пока:
    1. Вы анализы на переносимость продуктов сдавали? Если нет, то нужно это сделать.
    2. Очень непростой разговор о том, что ребенок сосёт язык и самое главное о «насильном» кормлении ребенка. Леся, Вы мне с дочкой очень симпатичны, и я хотела бы перенести разговор со страниц сайта в приват беседу. Мне есть, что сказать, если Вы хотите узнать моё мнение. Само не вызреет и не рассосётся.

    Ранее я писала о том (может быть не Вам, а другим мамам с сенсорными проблемами), что нужен массаж и пр. Но сейчас это не даст нужного результата, т.к. проблемы несколько в другой плоскости.

    Прошлый раз я писала, что «ЖЕВАТЬ НУЖНО УЧИТЬ!» Но вот почему важны очные консультации. В письме всего не напишешь. Сейчас, конечно, информации о Тае больше: и фильм, и ваше подробное письмо. Леся, вопрос с жеванием ВРЕМЕННО снимается. Леся, я помогу, КАК. Но я без вашего разрешения не могу обсуждать некоторые вопросы на сайте. Позвоните, пожалуйста, можно по скайпу.

    О поведении.
    Мне кажется, что Тае очень нужны карточки последовательности.
    Вы замечательно описываете, как собираетесь на прогулку (ситуация с курткой). Можно было бы нарезать картинки «Что за чем» и на липкую ленту. Таким образом она бы отслеживала (можно откреплять ту картинку, на которой изображено то, что вы будете надевать или глазами отслеживать и проговаривать). Н-р, трусы, колготки, … куртка. Надеваете, открепляете картинку, надеваете, открепляете. Можно такой приём использовать во всём (и для туалета). Здесь, например, как мыть руки http://abarussia.ru/2013-02-13-03-19-23/vizualnye-materialy-dlya-raboty-s-patsientom-2/107-povedencheskie-posledovatelnosti-shagov-zadaniya/184-posledovatelnost-shagov-kak-myt-ruki.html
    Предлагаю посмотреть ссылки на туалетный тренинг. Я выкладывала их во всех социальных сетях на странице Логомед прогноза и даже сегодня.
    Леся, мне очень понравились ваши сказки.
    Я бы сделала больше акцентуации на ответах Таи. Или напишу по-другому: очень много вашей речи. ВЫ чудесно рассказываете, инсценируете (но как инсценировка, сказ, а для занятия нужно чуть другое), Тая включена – это здорово. Но мало ее речи. Нужно короткая ваша реплика, потом ответ Таи (даже одно слово). И старайтесь поощрять повторять («Скажи ещё»). Дети обычно этого не любят делать, поэтому можно давать поощрение («жетон»). Т.е. я добиваюсь, чтобы была собственная речь ребенка («Вот, сама, молодец»). Но важно учесть, добиваюсь, но «не добиваю», нужно приучать повторять, это не быстрый процесс. Сначала вместе (сопряженно), потом повтори (отраженно), и только потом самостоятельно. И расстояния между этапами могут быть большими.
    На видео вы очень замечательные. Мне очень понравилось. Ещё раз напишу: Тая очаровательная.
    Леся, а Вы не хотите навыки самообслуживания отрабатывать по АВА?
    Леся, жду звонка.
    С уважением Ольга Ивановна Азова

    #99167

    Мама Яромира, (у меня пропали имена мам, только имя Димы, папы Ромы), мне кажется Наташа.
    Эхолалии.
    1. Не нервничать
    2. Осмыслить с помощью карточек и социальных историй, где участвует ребенок с эхолалиями.
    3. Эхолалии пройдут, это временный этап, но может быть затянувшимся.

    Даю вам две ссылки, там очень подробно, во второй статье очень хороший вывод
    http://outfund.ru/eholaliya-i-autizm/
    http://outfundbel.ru/pro-autizm/chto-delat-esli-u-rebenka-eholaliya
    По поводу синюшности языка. Вас невролог наблюдает? Нарушение функционирования сосудов, нарушение иннервации и мышечного тонуса органов артикуляции – это вопросы (жалобы) для детского невролога. А так на вскидку: синюшность – это симптом дизартрии.
    Бу-бу – ни в коем случае не пресекать (см. статьи по эхолалиям). Это проявление общей речевой активности. Старайтесь извлечь из этих «бубу» смысл. Услышать в них слова, привязать их картинкам, игрушкам, фото.
    С уважением Ольга Ивановна Азова

    #99168

    Дети, Сева и Дима, а как зовут мам? Завтра вам отвечу.

    #99169

    Хочется дать наши две ссылки.
    Мария Владиславовна Свешникова талантливая журналистка о вашей покорной… http://www.vesti.ru/doc.html?id=2202543&cid=520
    В газете Московская правда (Технологии XXI века — Юго-Восточный округ) на стр. 6 вышла статья о нашем центре.
    http://mospravda.ru/upload/iblock/060/060c30e54aead10..

    #99180
    Арника
    Участник

    Ольга Ивановна, маму зовут Саша, сына Дима.

    #99183
    olgreb
    Участник

    Здравствуйте, Ольга Ивановна! Есть какие-то «хитрушки» -как ввесть в речь ребенка с РАС обращения? Нас тут 2 такие мамы на форума с такими проблемами у детей. Просьбы уже есть, но без обращений. Полине уже 5 лет, речевой диагноз ПМПК — ОНР-3 при аутизме, в обиходддной речи есть фраза из 2х слов, о себе никак не говорит, есть заученная фраза — на вопрос Как тебя зовут, сколько тебе лет — пропевает с подсказкой «Меня зовут Полина, мне 5 лет». Мама Оля.

    #99191
    Ирина
    Участник

    Ольга Ивановна, добрый день, Ирина, мама Севы)

    #99195
    nepobedimie
    Участник

    «А сенсорные проблемы (оральные) у Вас есть? При чем не важно по гипо- или гипер- типу. Леся, а как Таисия ест? Ест избранность в еде? Любит ли тянуть в рот что-то? Жевать несъеобное и т.п.»

    скопировала предыдущий пост — у нас это глобальная проблема — мой сын 3,3 все тянет в рот, грызет — кубики, колеса с машинок позгрызал, руки во рту все время, слюни не текут , на улице стремиться облизать перила, снег, песок. Это мы прошли со взрослением, но вот месяца 2-3 это началось опять. С чем это может быть связано? кстати с августа у нас начались первые повторы звуков, потом слоги, потом слова, сейчас уже начинается эхолалия даже из нескольких слов. Сам не говорит , но Сказать может уже в целом , точнее старается , но я уже начинаю понимать. Черпаха — цепачу, карова — каува, собака — сака, кродил — акадю, зайчик — сзацик и в том же духе. По слогам уже повторяет довольно хорошо, за исключением сложных звуков.
    Инна.

    #99274

    Ирина, здравствуйте!
    Уздечка. Ждать нужно до того времени, пока ребенок позволит выполнить операцию по резекции уздечки с использованием местного обезболивания. Это возраст пример 5 или 6 лет (зависит от ребенка). Строение уздечки не влияет на речь, только на произношение. При произнесении звуков [д], [т] рот не нужно открывать широко, как при шипящих, поэтому и в этом случае уздечка не помешает, пусть логопеды ставят эти звуки уже сейчас, у вас же не на столько короткая уздечка, что язык лежит в ротовом ложе и не поднимается.
    Про эхолалии: посмотрите ответ для мамы Яромира. Можно считать и этапом развития речи.
    Ирина, о том, что ушёл гипер. Мною замечено давно, что когда ребенок попадает в парадигму режима, правильно отстроенных занятий и адекватных требований со стороны окружающих (прежде всего взрослых) – гипер- улетучивается. Значит и не гипер- это был.
    С уважением Ольга Ивановна Азова

    #99275

    Здравствуйте, Саша, ваш ник я знаю (спасибо Юле, она сказала, как вас зовут), мне понравилось ваш псевдоним «Арника», было легко запомнить, да, Александра — тоже красивое имя.
    Саша, Диме, по-моему, рано спряжение.
    Вы отталкивайтесь в своей работе с Димой от 12 моделей предложения по В.И. Балаевой. Я привожу их в модернизированном мной виде.
    * субъект + предикат (Дети читают.)
    * субъект + предикат + объект, выраженный прямым дополнением (Дети читают книгу.)
    * субъект + предикат + объект — прямое дополнение + объект — косвенное дополнение (Мама гладит платье утюгом.)
    * субъект + предикат + локатив, выраженный предложно-падежной конструкцией (Дети читают в саду.)
    * субъект + предикат + признак состояния (Дети читают тихо.)
    * атрибут + субъект + предикат (Старшие дети читают.)
    * атрибут + субъект + предикат + объект, выраженный прямым дополнением (Старшие дети читают книгу.)
    * атрибут + субъект + предикат + локатив, выраженный предложно-падежной конструкцией (Старшие дети читают в саду.)
    * субъект + предикат, выраженный 2 глаголами (Дети любят читать.)
    * сложносочиненные предложения с союзами -а-, -но-, -и- (Яблоко красное, а лимон желтый. Дождь прошел, и солнце засияло.)
    Пособия:
    http://mirknig.com/knigi/deti/1181364032-33-igry-dlya-razvitiya-glagolnogo-slovarya-doshkolnikov.html
    http://mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181480533-razvitie-glagolnogo-slovarya-u-detey-s-rechevymi-narusheniyami.html
    http://mirknig.com/knigi/deti/1181564776-slova-deystviya-ot-predlozheniya-k-rasskazu.html
    http://umlit.ru/catalog/view/108520
    http://www.labirint.ru/books/307092/

    Вот здесь очень много картинок.
    http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fstatic.ozone.ru%2Fmultimedia%2Fbooks_covers%2F1005694602.jpg&uinfo=sw-1536-sh-864-ww-1506-wh-730-pd-1.25-wp-16x9_1920x1080&text=%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85&noreask=1&pos=18&lr=213&rpt=simage
    Картинки-действия
    http://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1536-sh-864-ww-1506-wh-730-pd-1.25-wp-16x9_1920x1080-lt-89
    http://neposed.net/educational-games/razvitie-rechi/igry-i-posobiya/kto-chto-delaet.html
    Саша, Вы действуете в правильном направлении. Необходима работа с грамматикой на уровне слова и предложения.
    Можно потихоньку начинать постановку звуков раннего развития, если ребенок относительно усидчив.
    Я ответила на Ваш вопрос или нет?
    С уважением Ольга Ивановна Азова

Просмотр 15 сообщений - с 601 по 615 (из 834 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.