Консультирует О.И. Азова, логопед, к.п.н.

Добро пожаловать на Алалия.ру Форумы Форумы групп Специалисты Консультирует О.И. Азова, логопед, к.п.н.

В этой теме 809 ответов, 47 участников, последнее обновление  olga ivanovna azova, logoped, k.p.n., docent 2 нед. назад.

Просмотр 15 сообщений - с 781 по 795 (из 810 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #138505

    Екатерина
    Участник

    Ольга Ивановна, здравствуйте! Скажите пожалуйста,можно ли совмещать томатис и интайм? Не будет ли перегрузки у ребенка? Ребенку 3,7. Спасибо.

    #138528

    Елизавета, здравствуйте. Вот здесь я сделала очень большую подборку книг. Вы можете воспользоваться http://www.logomedprognoz.ru/pochitat/books/knigi-dlya-raboti.html
    Азова Ольга Ивановна

    #138529

    Екатерина, здравствуйте, дело всё-таки больше не в том, что ребёнку будет тяжело, а в том, что обе терапии – слуховые. Если вы хотите отследить эффект, то логичнее разделить процедуры по времени.
    Азова Ольга Ивановна

    #138530

    Екатерина
    Участник

    Спасибо большое за ответ!

    #138829

    Лия
    Участник

    Здравствуйте, Ольга Ивановна!
    Очень хочу узнать ваше мнение по нашей ситуации. Всё понимаю про диагностику по интернету, но местные специалисты меня полностью запутали.
    Сыну сейчас 2 года 10 месяцев. Родился в срок путем планового КС. После родов написали хроническую гипоксию (в беременность на последних сроках было маловодие по нижней границе нормы), на узи мозга в 1 месяц выявлены постгипоксические изменения, на следующем узи все в норме. В 4 месяца нашли дисплазию тазобедренных суставов, носили шину три месяца круглосуточно, потом еще два на сон, поэтому позднее переворачивание/сидение/ползание/хождение врачи списывали на шину и тревогу не били (ходить начал в год и один месяц). Осмотр невролога в год ничего необычного не выявил. В год из нормальных слов было только «мама», плюс несколько звукосочетаний, которые просто повторял без обозначения чего-либо («бом-бом-бом» и т.п.). Всякие ладушки, пока-пока, сороку-ворону начал показывать в год и два. К двум годам нормальных слов было около 15, плюс звукоподражания (пись-пись, мяу и др.), плюс несколько слов, понятных только нам («ба» — автобус, «зи» — мыльные пузыри и т.п.). Указательный жест не вспомню, когда появился, не обращала внимания тогда на это, но в два года точно был: сын показывал на разные предметы и называл их все «зя» (хотя моей рукой тоже пользуется часто даже сейчас). В 2 года и три месяца разом начал повторять за нами слова, наконец стал проситься на горшок. Стали появляться словосочетания, потом предложения, но они все они были повторением наших когда-то сказанных слов.
    Сейчас (в 2 года и 10 мес) ребенок «разговаривает» только штампованными фразами (повторят мои слова разной степени давности), иногда по делу, иногда просто не пойми к чему. В речи нет обращений к нам. Вместо «дай» говорит «надо», просьбы все в инфинитиве («открыть», «достать» и т.п.). Научила говорить «мама, дай то-то», теперь говорит так, но фраза звучит как формула, как будто иностранец говорит.
    Что умет: может ответить по картинкам на вопросы «кто/что это», «какого цвета», «какой формы», «сколько», «что делает (персонаж)», но на бытовые вопросы не отвечает, молчит, жестов и слов «да/нет» тоже нет. На вопросы как зовут тебя/маму/папу тоже с трудом отвечает. Просьбы выполняет процентов на 80%.
    Игры без сюжета и ролей: катает машинки, собирает пазлы, хотя если вместе играем (я говорю: чини машину, напои мишку чаем) – делает это.
    Довольно аккуратно раскрашивает. Знает несколько стихов и песен (по-моему не всё оттуда понимает). Может назвать и показать любую страну на карте мира (выучил не напрягаясь, мы такую цель не ставили).
    Особых странностей в поведении нет (или я не замечаю?). Из необычного могу отметить, что одно время не любил общаться с ровесниками (например, на карусели кататься только один хотел, если кто-то садился к нему, начинал возмущенно кричать, иногда уходил). Сейчас с ровесниками тоже не очень общается, они уже все говорящие и нет интереса у обеих сторон. Не любит уезжать из дома дольше чем на день. Достаточно неуклюж. Много капризничает.
    Зрительный контакт всегда был и есть, стереотипных движений нет, в еде/одежде/маршрутах не избирателен.
    А, проблемы с произвольной деятельностью тоже есть. На развивашках все танцуют, занимаются, а мой бегает или занят своими делами.
    Диагнозов нам каких только не называли: зпр, зпрр, моторная алалия (моторные алалики могут говорить без спец. занятий?), расстройство экспрессивной речи (это и есть мот. алалия?), нарушение произвольной деятельности. Один специалист предполагает педагогическую запущенность, другой – наоборот подозревает в чрезмерной строгости и применении телесных наказаний, третий – что не обращаем внимания на ребенка. В общем наслушались всего, кроме главного – что нам делать?
    Что всё-таки с моим сыном? С моторной алалией у меня сомнения, т.к. ребенок много говорит, легко повторяет слова, а вот самостоятельной речи нет. Получается, сенсорная? Или ее все-таки не бывает, а бывает только аутизм? Или у нас вообще что-то другое?
    Какие необходимы обследования для более точного диагноза? ЭЭГ сделать не смогли, не дался, а больше ничего и не назначали.
    И главное. Какая нужна коррекция? Логопед? Психолог? Остеопат? Томатис? Что-то еще?
    Из трех логопедов у нас один не заметил проблемы, т.к. сын ответил на все вопросы по картинкам, сложил пазлы/пирамидки, второй сказал ждать до трех лет, третий отправил сначала на занятия с психологом для исправления неусидчивости. В итоге даже логопеда в наших краях найти непросто.
    Старалась писать покороче, но не очень получилось…

    #139084

    Лия, здравствуйте. Простите меня — не пришло на почту уведомление с сайта, что ко мне есть вопрос.
    Надеюсь, что для вас это информация еще актуальна.
    Лия, я думаю, что для вас нет диагноза или может в последствие диагностирован высофункциональный аутизм (синдром Аспергера). НО ТОЛЬКО ЛИЧНАЯ (ОЧНАЯ) КОНСУЛЬТАЦИЯ!
    Я обычно таких деток называю «прищипнул» аутизм или «аутистическое покрывало». То есть не истинное нарушение, как при РАС, а некоторое своеобразие.
    Вот то, что я прочитала у вас: пользуется маминой рукой, штампованные фразы, нет обращений к нам, инфинитив, игра без сюжета, знает страны мира, одиночество – не общается со сверстниками или не понимает задачи бегает (на танцах). Всё написанное важно для диагностики, но главное у вас – НАРУШЕНИЕ ПОНИМАНИЯ.
    Что положительно: есть речь, выполняет просьбы на 80%,
    А что у ребёнка с сенсорикой? Вы не написали. Только про неуклюжесть. Её в коррекции нужно учитывать.
    Вот перечисляете признаки, которые обычно очень радуют родителей, но смущают неграмотных специалистов: зрительный контакт всегда был и есть, стереотипных движений нет, в еде/одежде/маршрутах не избирателен.
    НЕ ВАШИ диагнозы: зпр, зпрр, моторная алалия, расстройство экспрессивной речи, педагогическая запущенность.
    Единственное, что более или менее похоже на заключение — нарушение произвольной деятельности.
    Что делать?
    Начать с консультаций врачей (невролог, он уже может направить к гастроэнтерологу, генетику, сурдологу и пр.). Он же назначает обследования — ЭЭГ, лучше мониторинг, УЗДГ, аудиограмму, анализ на непереносимость продуктов и т.д., что назначит врач/и.
    Если вам не удалось найти таких докторов, то нужно ехать в Москву. Здесь есть ВСЁ.
    Коррекцию подбирать на консультациях.
    А пока так: восполнение телесного-сенсорного дефицита (физкультура, массаж, мозжечковая стимуляция, сенсорная интеграция), игра (флортайм, санплей), слуховая (томатис, БАК), логопед, психолог, нейропсихолог, музыка, ремесло, танцы. Хотелось бы, чтобы все эти специалисты умели работать с детьми, у которых есть особенности именно аутистические, так как именно там много специфики.
    С уважением
    Азова Ольга Ивановна

    #139090

    Лия
    Участник

    Ольга Ивановна, спасибо большое за ответ! Он для меня очень важен.
    Я не совсем четко понимаю, что такое сенсорика? Сын не очень любит когда слишком громко разговаривают (начинает беспокоиться). Не любит, когда внезапно кто-то из детей подбегает или залезает за ним на горку (отшатывается, старается уйти). Когда резко и внезапно наскакивают родственники с нежностями, тоже не любит. На боль реагирует как все (плачет, идет за утешением). Опасность иногда не видит, под летящие качели идет не глядя. С вниманием проблемы: если ребенка спросить что-то между делом, может проворонить вопрос или ответить неправильно, а если сначала завладеть его вниманием, а потом задать вопрос — ответит правильно.
    Врачей много обошли, пока один по-честному не сознался, что нам кроме зпрр ничего не поставит никто в этом возрасте в нашем городе. Обследования нам не назначают, говорят что они ничего не покажут.
    Последний из посещенных нами психиатров сказал, что похоже это шизотипическое расстройство, и отправил домой ждать начала галлюцинаций… Может это быть правдой?
    Ни один из логопедов-дефектологов и психологов нас на занятия не взял, отправив «подрасти». Вот так у нас дела обстоят с медпомощью (мы живем в Кирове).
    Ольга Ивановна, подскажите, что конкретно нам искать в Москве? Реабилитационные центры, которые курсами проводят диагностику и лечение для приезжих? В Москве конечно есть всё, но как выбрать то, что нам нужно? :wacko:

    #139092

    Лия, здравствуйте.
    Нет, из описания не очень понятно, если у вашего сына сенсорные нарушения. Мне кажется, что нужно тестирование специалиста по сенсорной интеграции, лучше подробное.
    Про шизотипическое расстройство: правдой может быть всё, иначе бы не было описания такого расстройства. Вопрос в том, на сколько это относится к конкретному ребёнку. Нужно было спросить врача, чем он руководствовался? Если просто устоявшиеся стереотипы, которыми врачи оперируют, тогда это не профессионально.
    Если вы просите адреса центров в Москве, то это непродуктивно. Я же там не была и не сотрудничала с ними. Вот раньше, когда не было Логомеда, я пыталась самостоятельно подбирать всех специалистов и туда отправляла родителей. Сейчас такой информации нет, я доверяю своим специалистам, потому что сама их тщательно отбираю. Если соберётесь к нам, то напишите мне на mail. azovaoi@yandex.ru
    Начинать нужно с совместной консультации невролог-логопед. Обследования назначит невролог. Возможно, будут нужны консультации специалиста по АВА и сенсорной интеграции.
    Азова Ольга Ивановна

    #139106

    Лия
    Участник

    Спасибо за консультацию.
    Врач руководствовался тем, что ребенок не отвечал на его вопросы и во время приема бродил по кабинету.

    #139891

    Luda
    Участник

    Ольга Ивановна, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, сколько должно пройти времени, пока онр1 перейдет в онр2. Хотя бы примерно. У мальчика СМА, есть АЧ. А еще на основании чего ставится диагноз СМА? Делали МРТ, ЭЭГ, АСВП. В целом никакой катастрофы не было, но ребенок не понимает до конца обращенную речь. Спасибо большое за ответ. Очень его жду.

    Ваня, 2014. СМА

    #139918

    Люда, здравствуйте.
    Нет, не смогу ответить, когда с первого уровня речевого развития можно перейти на второй, потому что непонятен диагноз.
    ОНР не измеряется уровнями. Уровни — только речевого развития, а не нарушения развития. Заключение «ОНР» только для детей, у кого ВСЁ в норме, кроме речи. ТО есть это нормотипичные и нейротипичные дети. А это значит, нет ни АЧ, ни тем более СМА.
    Чтобы приблизиться к ответу на ваш вопрос, я должна посмотреть ребёнка, нужна ОЧНАЯ консультация.
    Поэтому без относительного вашего ребенка.
    1. Если моторная алалия. Главное вызвать первые звуки, а потом всё будет прирастать так, что вопрос про уровни отпадёт и так у ребёнка будет видна динамика.
    2. Если РАС. Это самый сложный для речи диагноз, потому что не в ней дело, а в отсутствии коммуникации. Поэтому здесь все дети разные. Если есть оральная апраксия, я ее называю ложной, там проблема больше с сенсорикой, то долго будем работать. Если апраксии нет, то заговорит сразу и фразами, но будет ли пользоваться речью – сложный вопрос. Тут уже придётся работать больше не с логопедом.
    3. Дети, которых я называю, «прикрытые аутистическим одеялом», т.е. демонстрируют аутистическую симптоматику, не являясь при этом детьми с аутизмом. Сначала нужно снять вот эту аутизацию, нарушение сенсорики, а потом определится и сам диагноз. Среди таких детей были и моторные алалики, и дети с задержками.
    По поводу СМА. Это российский диагноз (и в постсоветском пространстве). Я честно не понимаю, почему он прижился. Чаще всего это – РАС или НОСИ. Или «аутистическое покрывало», а только потом будет понято, что с ребёнком.
    На основании чего? Только в динамике, только наблюдение, опыт специалиста. РАС хорошо диагностировать по ADOS и ADI-R, но они дорого стоят и центры их не покупают. Хороший опытный диагност и эксперт в наблюдении сможет поставить диагноз без этого инструментария.
    По тем исследованиям, что вы делали интересующий вас диагноз не поставить, там можно найти только то, что коморбидно с основным заболеванием.
    МРТ – шикарное исследование при инсультах или, например, чтобы исключить рак. Но согласитесь, это не про наших детей.
    ЭЭГ – главное посмотреть на предмет эпи- элемента.
    АСВП — опровергнуть нарушение слуха. Это как правило делают в роддоме. А то, что потом всем назначают, чтобы найти нарушение фонематического слуха, то это чаще всего отъём денег (5-10 минут никаких выводов не сделать). АСВП – если его проводить серьёзно, то это метод, который заключает в себе длительный (многочасовой) очень серьёзный ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ подход. К РАС, АЧ, СМА – очень далекий метод, не в фонематике там дело.
    Я думаю, что нужно выписать на лист бумаги главные нарушения (симптоматику, клинику нарушения) и начать активно заниматься со специалистами. Именно с тем, что нарушено. Нарушение поведения – АВА, сенсорики – сенсорная интеграция, не может играть – флортайм и т.д. Это самое главное, а с диагнозом потом можно разобраться. Вот, например, вы пишите о нарушении понимания. Значит при отсутствии эпи приступов можно проводить слуховые терапии: ТОМАТИС (не цифровой), БАК, БИЛОтерапию. А также осуществлять работу по развитию понимания на занятиях с логопедом и психологом.
    Я стараюсь составить «реабилитационный маршрут» для ребёнка. Если родители нам доверяют – это счастье, тогда мы успеем помочь.
    С уважением Азова Ольга Ивановна

    #139922

    Luda
    Участник

    Ольга Ивановна, спасибо большое за такой развернутый ответ. Я его очень ждала. А Вы случайно не можете порекомендовать какой-нибудь центр, где качественно занимаются флортаймом в Санкт-Петербурге?

    Ваня, 2014. СМА

    #139924

    Luda
    Участник

    Ольга Ивановна, еще раз большое спасибо. Уже 10 раз перечитала Ваш ответ. Мы делали и делаем некоторые из процедур, о которых Вы написали. Теперь точно поняла, что сенсорную интеграцию нужно подключить и флортайм тоже. А вот про АВА-терапию можно я еще спрошу? При каком поведении она будет полезна? Когда одни протесты? А если можно договориться?

    Ваня, 2014. СМА

    #139926

    Люда, здравствуйте. К сожалению, не смогу дать рекомендаций по Санкт-Петербургу. Кстати, как и по Москве. Чтобы быть уверенной в рекомендации, нужно самой в этом участвовать, у меня такого опыта нет.
    АВА – полезна в принципе всем нам, очень бы хотелось, чтобы наше поведение правильно трактовали и вели себя адекватно. Но это, как вы понимаете, лирика.
    Мне нравится АВА на первом этапе, когда ребёнка «готовят» к занятиям, где нужно больше произвольности (логопед, нейропсихолог, аппаратная коррекция и т.п.). Очень часто мы просим абиста научить сидеть и особенно работать за столом, уметь выполнять инструкции, имитировать, работать на плоскости стола (видеть не только сбоку, но и то, что лежит перед ребёнком, с этим у многих детей проблемы) и т.п.
    По поводу договориться. Хоть это и не в моей тематике, но уж раз мои глаза это прочитали, то напишу. Я не люблю, когда с детьми «договариваются», мне кажется это термин для дипломатов и переговорщиков. Хорошо, когда дети слушают родителей и в семье есть взаимопонимание. Очень ценю детское послушание, значит родители воспитывают правильно. Когда слышу, что «договариваются», то расстраиваюсь, потому что, конечно, малыш может согласиться на конфету и машинку, а как быть с подростком? Самолёт купить не каждый родитель может, а вдруг именно его захочет ребёночек. В общем, последний абзац можете не читать.
    С уважением Азова Ольга Ивановна

    #139927

    Luda
    Участник

    Ольга Ивановна, спасибо большое! Последний абзац прочитала и приняла к сведению полностью. Это правильно, я с Вами полностью согласна. Спасибо за совет

    Ваня, 2014. СМА

Просмотр 15 сообщений - с 781 по 795 (из 810 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.