Вопросы нейропсихологу

Помечено: 

  • В этой теме 246 ответов, 5 участников, последнее обновление 9 лет назад сделано zefir8585.
Просмотр 15 сообщений - с 16 по 30 (из 247 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #28804
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга, если «брабан», то может быть и кинетический фактор. Сложно, конечно, делать выводы не видя ребенка. С одной стороны, когда ошибки повторяются в часто используемых словах (типа классная работа, или если этот барабан они писали уже много раз), то, скорее, пространство. С другой стороны, пропуски букв и для кинетического фактора характерны. Но здесь в любом случае стратегия работы такая же: от телесного уровня, во внешнее пространство, на лист бумаги. Только добавить побольше всего на переключение движений. Например, на телесном уровне можно повторять последовательности поз, движений, писать слова побуквенно всем телом (придумать, как изобразить телом по буквам слово мяч и последоавтельно показать). Во внешнем пространстве это будут разные игры на ловкость: классики, с мячом, последовательности шагов, танцы. Ну и потом все те же графические диктанты и т.п.

    Есть книжка А.В. Семенович Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Там есть раздел, в котором представлено несколько программ для работы с описанием конкретных упражнений. Мне для школьников, у которых в целом все нормально, но есть небольшие трудности, нравится Программа 2. Там все очень понятно описано, и родители могут заниматься самостоятельно.

    #28805
    suadministrator
    Хранитель

    С «барабаном» у нас так: диктует себе «ба», пишет «б» и приступает к следующему слогу, вроде как не замечая, что не все написала, что нужно. Прошу посмотреть внимательно: ошибку находит. И все пропуски примерно такого же характера, в подавляющем большинстве — гласные после согласного.
    В целом у нас, действительно, все нормально. И учительница довольна дочерью, потому что в не так уж часто в классе есть условия для проявления таких ошибок. Но меня они очень настораживают. Спасибо за книжку рекомендованную.

    #28806
    suadministrator
    Хранитель

    solnywka, Вы говорите «очень важно вернуться к тому моменту развития ребенка, на котором произошло вредное воздействие».

    Мы подозреваем, что вредное воздействие произошло в 1 год в виде прививки. Посоветуйте пожалуйста, на какие сферы нужно обратить внимание (стараемся компенсировать пробелы, которые нащупываем, но боюсь упустить что-то из вида). Пробовала тестировать ребенка сама по книгам о сенсорной интеграции и пытаюсь с этими нарушениями работать самостоятельно, так как специалистов в нашем крае пока не нашла.

    #28807
    suadministrator
    Хранитель

    solnywka, а В Питере вы можете порекомендовать кого-то из коллег-специалистов?

    #28808
    suadministrator
    Хранитель

    juli,
    А вы в каком городе живете? Нет возможности куда-то на диагностику сходить?
    Потому что вопрос ваш очень развернутый ответ предполагает.
    Могу предположить, что обязательно надо начинать работать с двигательной сферой и телом. Если у вас сенсо-моторная алалия (извините, если я ошибаюсь, но вроде так помню со старого форума), то хорошо еще начинать работать с неречевыми звуками (если вы этого еще не делали, опять же не знаю, что вы делали, что нет, насколько выражены разные проблемы), потому что ребенок начинает раньше их различать, а уже потом речевые.
    Если брать двигательную сферу, то есть огромный комплекс упражнений, которые, на мой взгляд, лучше делать под контролем нейропсихолога. Я вот даже своего сына планирую водить на группу с осени, а дома с ним отрабатывать. Потому что попробовала я дома сама и поняла, что не чувствую его ошибки так, как ошибки чужих детей, не понимаю, что надо добавить, а что убрать. Воспринимаю его как мама, а не как специалист. Дома самостоятельно без контроля специалиста я бы посоветовала программу «Дельфины» Т. Ланиной (она логопед, но программа составлена с учетом знаний по нейропсихологии). Там несколько блоков: на общую моторику, на мелкую моторику, на артикуляцию и др. Рассчитана на 3 месяца, я с Федором сделала 2 месяца, т.к. на 3 этапе там подключаются движения глаз, а у Федора это не получилось, но он был маленький совсем, 3 года. Эта программа есть в той же книжке Семенович, которую я выше называла, и в ее другой книжке «Эти невероятные левши». Я эту программу рекомендую всем детям с речевыми проблемами.
    Если говорить о работе с неречевыми звуками, то это может быть различение звуков природы (гром гремит, вода шумит, дождь барабанит, ветер завывает и т.д.), знакомство с сильно различающимися звуками (шуршание бумаги и звон ложки об стакан), потом мало различающимися (здесь хорошо играть со звучащими коробочками: насыпать в них разный материал — они будут по-разному звучать). Произвести звук — угадать, что это; несколько звуков подряд произвести: попросить назвать (показать), что было. Повторять и сочинять последовательности звуков. Угадывать расположение звуков в пространстве. Слушать разные интонации, рисовать интонации, писать их мелодию. Можно записать звук голоса близких людей и самого ребнека и угадывать, где чей голос просто по общей мелоди. А уже потом переходить к различению собственно звуков.
    Вот примерно так. Если вы все это уже делали, то напишите, пожалуйста. И вообще какие-то подробности тоже можно 🙂

    В качестве отступления (что-то вдруго захотелось написать 🙂 ): У меня есть маленькая племянница, и когда ей было месяцев 8, я увидела, что она умеет надувать щеки, облизываться, высовывать остренький язычок и все такое, чего Федор не умел лет до 3,5!!! И в этот момент я осознала, что то, что я вижу просто на вскидку у других детей у своего я не замечала вообще! Хотя с артикуляцией у него были ТАКИЕ проблемы, что просто жуть… Поэтому мне тяжело самостоятельно контролировать успешность процесса работы с собственным ребенком, и я буду платить деньги другому специалисту за то, что умею делать сама, потому что так будет лучше, будет результат. По поводу моторкики было тоже интересно: он с полутора лет собирал мелкую мозаику очень аккуратно, лепил, играл в пазлы, делал возможные на тот возраст пальчиковые упражнения, чистил мандарины. Был вообще очень ловкий: везде лазил, ползал ит.д. И я считала, что с моторикой (и мелкой и крупной) у него все ок. Потом начала заниматься по программе Ланиной и увидела, что с моторикой все на самом деле не очень. Когда нужно сделать что-то непроизвольно, то вроде нормально, а по инструкции, по образцу — и вот начинаются проблемы. Просто так складывает палцы крестиком: делаю крестики себе, прошу сделать так же — он что-то делает с пальцами, смотрит, старается, и не может! Это я все к тому, что иногда маме бывает очень сложно оценить объективно своего ребенка, поэтому, если есть возможность, лучше всегда обратиться к специалисту.

    #28809
    suadministrator
    Хранитель

    Ми,
    Я лично не знаю. Но в конце августа-сентябре буду уже выходить на работу, тогда спрошу у коллег.

    И еще отступление: Я сегодня-завтра уеду до конца недели, так что отвечать не смогу, но все равно пишите. Приеду — всем отвечу!

    #28810
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга, еще про письмо 🙂
    Хорошо работать со схемами: 1. Составить схему слова по квадратикам (как это при обучении чтению делают) с разделением на слоги. 2. Нарисовать схему (например, 3 квадратика пустых), придумать слова к этой схеме. 3. Нарисовать схему, один квадратик обозначить гласным — придумать слова.
    Хорошо разгадывать шифровки: написать, например, одм — какое слово получится, если переставить буквы? — дом. Усложнить. Попросить также зашифровать слова.
    Придумывать много слов из длинного слова: автомобиль — том, вобла, ил лом и т.д.
    К слову, например, кол добавить какие-то буквы, чтобы получилось другое слово (кол-чан).
    Составлять кроссворды.

    #28811
    suadministrator
    Хранитель

    @solnywka, большое спасибо за такой развернутый ответ. Мы живем в Краснодарском крае. Пока в близи 5-6 часов не нашла специалиста, чтобы съездить на диагностику. Понимаю, что все это сыну очень нужно. В начале сентября запланировали дельфинотерапию, после этого будем искать еще дальше, в соседних регионах.

    С неречевыми звуками работали — у него получается. Также получается различать музыкальные инструменты (бубен, труба, барабан, погремушка, ксилофон, колокольчик и пр.). Звуковой ряд у него также очень хорошо получается воспроизвести: ритм и даже ноты (у нас есть такая игра на компьютере).
    Большое спасибо Вам за рекомендации по книгам. Уже начала читать «Эти невероятные левши».Картина у нас, примерно, такая:

    — до 3,10 речи не было, не понимал и не знал элементарных слов. Потом мы активировали слухоречевые центры по методике нашего региона и «заставляли» ребенка говорить. Сейчас ОНР 2: говорит предложениями (бывают даже из 5-6 слов), речь аграмматична (страдает все, построение, род, склонение, предлоги, звуки). Постепенно что-то выправляем и улучшаем. Уже отвечает на вопросы и даже сам пытается рассказать что-то (раньше этого не было, ставили АЧ — недавно официально сняли).- практически до 4-х лет я считала его левшой. Правая не работала, все делал левой. Даже, когда я делала пальчиковый массаж, правую вырывал и не давал делать. Постепенно, видимо, включилось в работу левое полушарие: пошла речь и многое стал делать правой рукой (мы её ненавязчиво вводили в работу). Сейчас пишет правой, ест правой, но тем не менее многое делает левой (к примеру, берет пистолет).

    — из нарушений сенсорной интеграции есть: вестибулярно-билатеральные — снижены (не укачивается, гиперактивен, может бесконечно кружиться, прыгать, качаться на качелях и т.д.), повышенная кожная чувствительность (раньше не любил наклейки, пластилин, пальчиковые краски, проблемы с едой и прочее, сейчас может позаниматься непродолжительное время под уговоры). Может сильно стукнутся и не заметить (глубокая чувствительно снижена), в тоже время если появится малейшая ссадина — будет маленькая трагедия (кожная чувствительно повышена), гиперакузия (боится резких громких или тревожных для него звуков). Может что-то делать, пересекая линию тела (пишет буквы и цифры, не «зеркалит»),

    — моторика очень плохая (но была многократно хуже 🙂 ). 2 месяца назад научился наконец показывать «козу» (указательный и мизинец вперед, остальные спрятаны), а вчера меня до слёз порадовал — впервые с большим трудом расстегнул маленькие пуговицы на рубашке. Работаем с любыми идеями и рекомендациями, которые нахожу, так как заинтересовать сложно.

    — в начале лета научился кататься на 4-х колесном велосипеде (до этого не получалось), 2 недели назад начал плавать с кругом (может заплыть достаточно далеко).

    #28812
    suadministrator
    Хранитель

    @solnywka, здравствуйте, у меня миллиард вопросов, и я не зню с какого начать!
    Надеялась найти ответы на некоторые вопросы в книге (А.В. Семенович Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте) которую вы советовали, прочла…
    С грустью поняла , что нам до этого еще далеко, но мы до этого дорастем и вернемся.
    Можете ли вы посоветовать что-то почитать такое же доходчивое и полезное но на более ранний возраст ребенка, по скольку психологически сыну нет еще и полутора лет в его то уже три года.
    И в каком возрасте и по каким направлением его развитие пошло не так, я совершенно затрудняюсь сказать.
    Как понять на каком этапе психического и может физического развития мы буксуем?
    С чего начинать? С пеленания?
    Кстати созрел первый вопрос: На сколько отсутствие пеленания катастрофически сказывается на развитии ребенка, это действительно настолько важный момент в созревании мозга?

    #28813
    suadministrator
    Хранитель

    juli,
    Если в Москве окажетесь, приезжайте ко мне 🙂 Это я совершенно серьезно.
    А по вашей более подробной картине похоже, что как раз стоит начать с того, что я уже написала.

    #28814
    suadministrator
    Хранитель

    angel,
    Что значит, что в ваши 3 года вы находитесь на уровне полутора лет? Что может/не может в движениях, в конструировании, рисовании, играх и т.д.?
    Как вы поняли, что для занятий по книжке вам далеко и конкретно до каких занятий далеко (несколько примеров приведите, пожалуйста, что не получится сделать и почему)?
    Я не думаю, что отсутствие пеленания катастрофически сказывается на развитии ребенка. Это просто один из способов, которым раньше (когда не было всяких модных массажей, лфк, бассейнов и т.д.) справлялись с проблемами тонуса, гипервозбудимости и др.

    #28815
    suadministrator
    Хранитель

    solnywka, большое спасибо Вам 🙂 Теперь будем заниматься системно.
    Если доберемся до Москвы, обязательно приедем на консультацию.

    #28816
    suadministrator
    Хранитель

    Мария,у меня ситуация похожа на ситуацию у Ангела,только дочка слова понимает уже лучше(скорее у нас элементы сенсорной алалии),но из своей речи…Говорит только дай-дай-дай(именно несколько раз),ка-а(кран),и несколько звукоподражаний.Мелкая моторика-никудышняя и,как-бы это сказать,нарушена схема тела(жест «тихо» показывает возле носа,долго не могла запомнить части тела на себе и т.п.).Рисовать не умеет,только каляки-маляки,кисточку держать не может нормально.Пользуется двумя руками,обеими плохо.На горшок практически не просится,только изредка попадает.На качелях кататься не любит.Но звуки в пространстве определяет.
    Специалистов Вашего профиля у нас нет,так что будем мучать Вас.Мне,как и Ангелу,интересно,что делать с такими маленькими детками.

    #28817
    suadministrator
    Хранитель

    Alla,
    А сколько дочке лет?
    Дело не в возрасте, а в том, что сформировано, что нет. Я бы в любом случае начала с программы «Дельфины», потому что это то, что можно самостоятельно делать с ребенком на моторику, и сделать что-то неправильно там невозможно, что тоже очень важно. В конце программы написано, что по окончании цикла у большинства детей улучшается качество игровой, учебной, изобразительной деятельности, конструирования, устной и письменной речи. И по своему опыту использования программы как у других детей, так и у своего собственного в 3-летнем возрасте, могу сказать, что так оно и сесть. Только делать нужно регулярно, а это самое сложное, т.к. в начале все получается очень плохо или совсем не получается. Я тогда беру руки-плечи-голову-и др. ребенка своими руками и делаю за него.
    С рисованием — если не получается кисточку держать, рисуйте руками. Лучше на листе ватмана, который прикреплен на стену. И здесь можно рисовать правой рукой, левой рукой, большим-указательным и т.д. пальцем, двумя руками, вверх вниз вместе двумя руками и по отдельности, вправо влево, по кругу и т.д. Рисуем дороги для машины, следы, волны, забор красим, ну в общем не просто каляки, а придаем им смысл.
    Для того чтобы научиться держать правильно карандаш-кисточку-ручку есть специальные насадки на них вот такого типа http://www.inteltoys.ru/utils/show.php?img=../files/2008_11_12_092558_1.jpg&id_point=1468 Они есть для правой и для левой руки, есть для ложек. Поищите в интернете тренажеры для письма.

    #28818
    suadministrator
    Хранитель

    Мария, у меня дочке 4 года. Самостоятельная речь появилась недавно. Активно болтает, но очень коверкает слова. Эхолалия уменьшилась (раньше сплошная эхолалия была). Стала кататься на велосипеде, самокате. Но у нас с ней в плане моторики следующие проблемы обнаружились. Она может руками вращать только по часовой стрелке, и только вперёд. Ни назад, ни против часовой не может. Я только недавно это поняла, раньше внимания не обращала. О чём это может говорить? Ну шведская стенка для нас непреодолима пока. Может посоветуюте какие-то занятия.
    И ещё вопрос, Вы консультируете частно? Можно Вам дочку показать? Мы москвичи

Просмотр 15 сообщений - с 16 по 30 (из 247 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.