Вопросы нейропсихологу

Помечено: 

  • В этой теме 246 ответов, 5 участников, последнее обновление 9 лет назад сделано zefir8585.
Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 247 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #28205
    suadministrator
    Хранитель

    В этой теме можно задать вопросы пользователю @solnywka, Марии, специалисту по нейропсихологии.

    Ответы на вопросы будут поступать по мере возможности.

    #28790
    suadministrator
    Хранитель

    Всем добрый день! Хочу рассказать немного о себе.
    Я училась на факультете психологии МГУ на кафедре нейро и патопсихологии; прошла несколько специальных курсов по нейропсихологии и психотерапии; работаю нейропсихологом в течение 6 лет. Ко всему этому можно добавить, что я мама двух детей, у младшего из которых моторная алалия.
    Я еще ни разу не вела консультации на форуме, только лично после проведенной диагностики ребенка, но надеюсь, здесь тоже будет получаться что-то полезное.
    Думаю, что если у нас появятся еще нейропсихологи, они тоже могут при желании присоединиться к ответам на вопросы.
    Спасибо за внимание!

    #28791
    suadministrator
    Хранитель

    Мария, расскажите еще, какого рода вопросы охватывает нейропсихология? Мне не совсем понятно, с чем к вам приходят родители деток с алалией: лекарства, развитие мозга, общее развитие ребенка — что именно в вашей компетенции?

    #28792
    suadministrator
    Хранитель

    Абсолютно точно сфера деятельности нейропсихолога — это не лекарства, потому что нейропсихологи — это не врачи, а психологи.
    В целом, к нейропсихологам обращаются родители с детьми, у которых совершенно различные проблемы: это и школьная неуспеваемость, и задержка развития или какие-то особенности развития, и гиперактивность, и многое другое. Сфера деятельности нейропсихолога — это больше когнитивные и поведенческие проблемы, чем проблемы эмоциональной сферы и взаимоотношений.
    Ну и собственно о речи. Речь — наверное, самая сложная психическая функция. С точки зрения нейропсихологии, речь представляется, как система разных факторов. Можно некоторые из них назвать. Есть фактор фонематического слуха, о котором хорошо знают все мамы детей с сенсорной алалией. Если он по каким-то причинам те зоны мозга, где «живет» этот фактор, плохо работают, то ребенку сложно (от чуть-чуть до почти невозможно) различать звуки человеческой речи. Есть фактор кинестетический — это тонкие артикулиционные движения. Если зоны мозга, где «живет» этот фактор работают недостаточно хорошо, то ребенку сложно понять, как сложить губы, щеки, язык и т.д, чтобы сказать конкретный звук, а уж слово из последовательности звуков или целую последовательность слов тем более. Есть фактор кинетической мелодии, если проблема здесь, то ребенку сложно переключаться с одного слога на другой, с одного слова на другое. Есть фактор называния предметов, он дает возможность запоминать слова и связывать конкретный предмет с конкретным словом. Соответственно при несформированности этого фактора возникают трудности запоминания и понимания новых слов. И факторов этих, которые обеспечивают нам речь, огромное количество.
    Нейропсихолог проводит диагностику специальными методами, выявляет, какой фактор недостаточно сформирован (т.е. причину речевых трудностей) и работает с этими причинами. Причем в работе важно соблдать логику развития речи с самого рождения. Почему так? Я думаю, многие знают, что большинство речевых факторов находятся в левом полушарии, хотя что-то есть и в правом (например, интонации). Но левое полушарие начинает активно работать не с самого рождения ребенка, а попозже. Сначала включаются в активную работу подкорковые структуры мозга, затем правое полушарие, межполушарные связи и только потом левое полушарие. Фактически, весь доречевой период левое полушарие только готовится к речи, к нему постепенно выстраиваются связи со всех сторон, и если в это время возникают какие-то вредности (гипоксии, инфекции, травмы и т.д.), то они мешают правильному построению связей. Для построения необходимых связей очень важно вернуться к тому моменту развития ребенка, на котором произошло вредное воздействие. Для этого существуют специальные методы двигательной коррекции, которым уделяется очень много времени и внимания в начале работы. А уже потом к этому постепенно добавляются упражнения, непосредственно направленные на развитие недостаточно сформированного фактора речи.

    #28793
    suadministrator
    Хранитель

    Ой, а меня дочь старшая (1 класс закончила) говорит хорошо, а на письме пропускает буквы, заменяет их и лишние элементы прописывает. Это не к вам? 🙂

    #28794
    suadministrator
    Хранитель

    К нам, к нам 🙂 Это может быть связано с недостаточной сформированности фактора кинетической мелодии (например, слово «машина», когда пишешь прописью, там много крючочков, можно их пропустить или лишний дописать). Может быть связано с недостаточностью пространственных представлений (тогда б-д путаются — крючечек снизу-сверху, з-е — пишутся одинаково, только право-лево меняется), но в этом случае, скорее всего, и с математикой могут быть проблемы. Может быть, фонематический слух, тогда близкие по звучанию заменяются. Но, конечно, лучше все вживую увидеть 🙂

    #28795
    suadministrator
    Хранитель

    Ну и что с ней делать? Мы сейчас перед тем, как писать слово, читаем его (она читает вслух), затем пишет в воздухе, а я слежу, потом уже в тетради. Вот так более менее получается. В школе же вряд ли у нее так будет получаться :(.

    #28796
    suadministrator
    Хранитель

    А что такое эхолалия с точки зрения нейропсихологии? И как с ней бороться, и надо ли с ней бороться?

    #28797
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга, чтобы понять, что делать, надо разобраться, в чем причина. Потому что если это пространство, то одно, если кинетика, то другое, если фонематический слух, то третье.

    #28798
    suadministrator
    Хранитель

    На кинетику и фонематический слух не тянет, на мой взгляд, конечно. А вот с пространством у нас явные проблемы, ориентация на странице, графические рисунки всегда вызывали сложности.
    Еще я где-то читала, что такое может быть из-за несвязанности слова с его знаковым выражением, когда ребенок со слишком богатой фантазией: то есть читает и представляет образ, совершенно не запоминая знаки. Вот это тоже нам подходит.

    #28799
    suadministrator
    Хранитель

    Guta, эхолалия возникает при недостаточной сформированности функции произвольной регуляции (это лобные отделы мозга). Она возникает, например, в диалоге, когда нужно построить самостоятельную программу ответа, а это не получается. Фактически эхолалия — это что-то вроде непроизвольной реакции, потому что произвольно (т.е. обдуманно, осмысленно, последовательно) ответить не получается. Я думаю, непосредственно с самой эхоалией бороться не очень эффективно. Нужно учить способам построения речевого высказывания, планированию, играм по правилам и т.д. В общем, всему тому, где нужно действовать обдуманно и последовательно.

    #28800
    suadministrator
    Хранитель

    А что говорит нейропсихология про мелкую моторику ребенка? Классические психологи (которые НЕ нейро), сходятся во мнение, что если моторика прекрасная – проблем с речью быть НЕ может… А если может? Мой ребенок в мелкотне виртуоз, а вот с речью…. мягко говоря не важно…

    #28801
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга, по пространству можно написать оду, роман и повесть. И все в трех частях 🙂
    Если в общих чертах, то логика занятий такая: начинаем с телесного пространства, переходим во внешнее, потом в пространство листа (схемы и диктанты, конструирование и копирование), потом (если есть необходимость) логико-грамматические конструкции.
    Примеры упражнений на телесное пространство. 1. Перед зеркалом выясняем, что в теле выше всего, ниже всего, выше, чем…, ниже, чем…, выше, например, колен и ниже шеи. 2. Дотронься правой рукой до правого глаза, левой рукой до левого колена, большим пальцем правой руки до левой брови и т.д.
    Примеры упражнений на освоение внешнего пространства. 1. Ходить по командам (играем в робота): 2 шага вперед, поворот налево, 1 шаг влево (идем левым боком, не разворачиаясь). С открытыми и закрытыми глазами. Ребенок как в роли ведомого, так и в роли ведущего. Если сложно ориентироваться, левую руку можно как-то обозначить (браслет одеть, например). 2. Покрутиться на месте и посмотреть, что находится справа, слева, впереди, сзади. Потом еще раз покрутиться, а сейчас где что. 3. Игра в жмурки, только те, кого ищут не бегают с шумом, а где-то встали и не сходят с места. 4. Составление плана комнаты. 5. Посади мишку справа от куклы, куклу слева от мячика, зайку справа от машины.
    Примеры на пространство листа. 1. Рисунок по инструкции: в правом верхнем углу нарисуй месяц. В левом нижнем домик. От домика вправо проведи дорожку. и т.д. 2. Графические диктанты, рисунки по клеточкам, выкладывание нарисованных по клеточкам рисунков из спичек (1 спичка=1 клеточка), копирование рисунков с зеркальным отражением вправо-влево-вверх-вниз. 3. Разные кубики Никитина, разрезные квадраты, головоломки, пазлы и т.п.

    P.S. Может, конкретные примеры ошибок приведете?

    #28802
    suadministrator
    Хранитель

    Мария, вы мне дали уже все, что мне нужно. По вашему описанию увидела как раз все то, чего у нас нет. Мы осваивать пространство начали с третьего уровня, упустив два первых. Вернее, никогда на них не акцентировали внимание (лево-право запомнила и молодец).
    Конкретные ошибки: слово «своих» начинает писать с буквы «в», «ожил» пишет как «ожел» (хотя «и» ударная у нее при произношении), «брабан» вместо «барабан» и т.п.

    #28803
    suadministrator
    Хранитель

    Мама Глеба, а что означает, с мелкой моторикой виртуоз?
    Вообще, это не совсем верно, что если в мелкой моторике виртуоз, то с речью все должно быть хорошо. Нужно развивать мелкую моторику, т.к. в мозге зоны, которые отвечают за движения кисти правой руки (у правшей), и зоны артикуляционного аппарата находятся рядом. Но развитие мелкой моторики не является панацеей. Кроме того, мелкая моторика — это, с одной стороны ловкие движения пальцами, когда можно взять крошки, застегнуть пуговицы, сложить пальцы в колечко (причем, не путая указательный со средним), выложить рисунок из мозаики или риса, слепить что-то и т.д. — здесь нужен хорошо сформированный кинестетический фактор, о котором я писала выше. Мелкая моторика — это общая сила рук, которая, кстати, тоже нужна для той же лепки и застегивания пуговиц. Здесь нужны хорошие подкорковые структуры, т.к. они обеспечивают общий тонус и работоспособность. А еще мелкая моторика — это переключения тонких движений пальцами: типа постучали 2 раза указательным, 2 раза мизинцем или сложили колечко-сложили крестик и т.д. Это уже работает фактор кинетической мелодии.
    Ну и еще мелкая моторика — это взаимодействие двух рук.
    Я предполагаю, что некоторые психологи могут учитывать только кинестетический фактор и его подразумевать под мелкой моторикой. Но не уверена.

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 247 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.