Сенсорная интеграция

В этой теме 270 ответов, 38 участников, последнее обновление  DianaZh 2 мес., 3 нед. назад.

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 271 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #28274

    suadministrator
    Хранитель

    Juli
    Книга «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития» Э. Джин Айрес — это классический труд одного из ведущих специалистов по детскому развитию, который до сих пор считается наиболее значимым в эрготерапии.

    Вот тезисы из книги:

    — «Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы.»

    — «Сенсорная интеграция «собирает мозг в кучу».

    — «Не получая понятных сообщений от рук и глаз, ребенок выполняет различные действия хуже, чем можно было бы ожидать: например плохо режет бумагу ножницами.»

    — «..гиперактивность и повышенная отвлекаемость нередко является первым признаком сенсорной дисфункции, который замечают родители».

    — «Гиперактивный ребенок прыгает по всему классу не потому, что этого хочет, а потому, что его мозг выходит из-под контроля».

    Книга написана достаточно легко и понятно, не смотря на всю сложность темы. В ней есть некоторые примеры, описывающие истории детей с различными проблемами сенсорной интеграции, описания ощущений самого ребенка и тесты по каждому нарушению. Есть примеры занятий для преодоления трудностей, но самое главное их правильно определить. Обычно специалист по сенсорной интеграции делает это по специальной методике (к примеру, измеряет длительность нистагма после вращения), но автор книги считает, что чуткая мама способна гораздо четче обрисовать круг индивидуальных проблем для каждого ребенка.

    Прочитав эту книгу, я поняла, что сенсорная интеграция — это одна из множества ступенек, которая поможет многим деткам с речевыми проблемами, так как речь находится на одном из самых верхних уровней процесса и у неё должен быть надежный фундамент (по результатам тестирования 70% детей с речевыми проблемами имеют нарушения сенсорной интерграции). Все занятия взрослым кажутся лишь игрой, но эти «игры» оказываются в конечном счете гораздо полезнее и эффективнее, чем занятия по развитию самой речи. Кончено, такие занятия не заменят всего остального — должен быть комплекс в виде: неврологического лечения, занятий с логопедом-дефектологом и т.д.

    Очень интересное наблюдение делает автор книги по поводу использования обеих рук, что на нашем форуме не редкость. Э.Джин Айрес утверждает, что если малыш орудует левой и правой попеременно — это можно было бы назвать амбидекстрией, но если фактически ни одна из рук «мастерством» и ловкостью не отличается — это не так. Нет специализации полушарий и такая ситуация влияет на речь, чтение и письмо. Предположительно, в данном случае у вашего ребенка есть вестибулярно-билатеральные расстройства и затруднено сообщение между полушариями мозга.

    Теперь к нашему примеру.

    Даже очень хорошо описанная теория… — это конечно чудесно, но каждая мама ждет от книг какой-то практической пользы в виде плана действий. Так вот, план есть [:)] Небольшой список рекомендаций к каждой проблеме. Бестолковая беготня по дому занятий заменить не может.

    У сына я считаю ведущими вестибулярно-билатеральные расстройства (нарушение прохождения сигналов от вестибулярной деятельности). А так как вестибулярная система — главный помощник мозга в обработки услышанной информации, то речь развивается медленнее.

    Рекомендованы занятия: подвижные игры — прыжки со скакалкой, плавание, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лежа на животе с опорой на локти, кидание предметов, теннис и прочее.

    Кроме того, у нас есть и другие нарушения, но не так ярко выраженные. К примеру, тактильные и проприоцептивные.

    Кстати, многие занятия по сенсорной интеграции есть и в теоретическом курсе нашего логопеда-дефектолога, который я описывала (обязательные элементы программы для детей с речевыми патологиями — старые добрые «классики», скакалка, игра с мячом), но там есть еще связь движений и слов.

    Как выбрать необходимый вид действия для занятий

    В большинстве случаев у детей до определенного возраста есть естественное стремление к движению, которое может помочь в решении проблем сенсорной интерграции. Если ваш ребенок настойчиво стремится ходить по лестнице бесконечное количество раз, возможно это действительно нужно для развития его нервной системы.

    Пример из нашего случая: катание на качелях, горках, каруселях до одурения — это оказывается нужно ребенку, так как у него не проходят все вестибулярные сигналы. Главное не перестараться, так как у ребенка нарушено прохождение вестибулярных сигналов и он не в состоянии определить свою норму (такое впечатление, что он вообще не укачивается).

    В тоже время, есть определенные занятия, которых он явно избегает, но которые просто необходимы для его развития и нужно мягко предлагать ему такие задания (максимально облегченные), которых он избегает или они у него не получаются.

    Пример из нашего случая: у сына присутствует повышенная тактильная чувствительность. Раньше он избегал многих текстур: липкого, сыпучего и пр. Проблемы с едой тоже из этой серии (в книге написано, что это может быть следствием чувствительности уголка рта). Сына не возможно было заставить играть с наклейками, пластилином, песком и прочим. Предлагая, по мере сил, подобные задания и в один момент заметила, что ребенок словно нуждается в каких-то тактильных ощущениях: он мог по часу погружать руки в мисочку с фасолью (сидеть не мог из-за гиперактивности, но бегал вокруг стола :)), рисовать на манке и другое. Через время таких занятий, мы уже добрались до пластилина, наклеек и других занятий, которых так долго избегали.

    Исключение — детки с аутизмом, у которых «система хотения» блокирована и приходится любой новый вид деятельности вводить через протест. Впоследствии, этот вид деятельности уже будет приносить такому ребенку удовольствие и безусловную пользу.

    Архив темы: http://forum.alalia.ru/topic.php?id=150

    #47825

    suadministrator
    Хранитель

    благодоря этой теме на многое стала смотреть по-другому…еще раз :СПАСИБО !!! жду продолжения и новых идей…

    #47826

    suadministrator
    Хранитель

    Девочки, а кто нибудь занимается со специалистом по сенсорной интеграции?

    #47827

    suadministrator
    Хранитель

    Alla, приношу свои извинения, что так долго. Сначала наша логопед была в отпуске (я ей книгу почитать отдавала), потом мы уезжали.

    Гравитационная неуверенность.

    Рекомендации из книги Джин Айрес «Ребёнок и сенсорная интеграция, понимание скрытых проблем»:

    — автор советует очень постепенно подводить ребенка к видам деятельности, вызывающим страх. К примеру, если боится качелей, нужно начинать на таких, где ноги касаются земли или качать у себя на коленях.

    — иногда, детей с подобными проблемами успокаивает чувство давления на мышцы, суставы и туловище. К примеру, можно придерживать ребенка за бедра, мягко надавливая (это лучше, чем просто держать за руку), когда вы идете по лестнице.

    — выбирайте комфортное направление движения. Часто мягкое возвратно-поступательное движение переносится легче, чем вращение.

    — обычно для таких детей самый страшный — наклон назад. Его следует осваивать в последнюю очередь.

    — если вы придумаете увлекательную игру, это может отвлечь ребенка.

    — выполняя движения, не вызывающие страх, учите ребенка делать их с закрытыми глазами. Это позволяет научиться определять положение своего тела в пространстве.

    — различные утяжеления (на кисти и лодыжки, небольшой рюкзак и прочее) создают ощущение безопасности при движении или лазании.

    — не торопите ребенка!!!

    — дайте привыкнуть к незнакомой обстановке заранее.

    #47828

    suadministrator
    Хранитель

    И ещё, хотела бы добавить. Джин Айрес пишет, что нужно ликвидировать пробелы через другие ощущения.

    К примеру, у нас после занятий по преодолению повышенной тактильной чувствительности, притупляются вестибулярные проблемы и гиперактивность, а после воздействия на слуховые ощущения, выравнивается тактильная система и ребенок лучше начинает есть.

    Вам тоже нужно искать другие проблемы и работать с ними. Все конечно индивидуально очень.

    #47829

    suadministrator
    Хранитель

    девочки,а мой не боится неосторожных движений….он может с высоты сигануть на подушку или диван…надо все время за ним следить…

    #47830

    suadministrator
    Хранитель

    У нас была проблема с лазаниям по подоконникам. И тоже меня как маму Стаса поражало, что ребёнок не боится свалится. Оказывается это относится к нарушениям вестибулярной системы. Короче садовая 2-х м. лестница-стремянка прописалась у нас в зале. Так же в детской повесили гамак и досточку-качели. Теперь подоконники её меньше притягивают, ну разве что посмотреть на мусоровозку или как папа приехал.

    #47831

    suadministrator
    Хранитель

    juli, а можно поподробнее, какие вы делаете упражнения по преодолению повышенной тактильной чувствительности.

    #47832

    suadministrator
    Хранитель

    у нас пониженная болевая чувствительность. Лед грызет как морковку. Один плюс,зубы лечим без проблем,он видно вообще там ничего не чувствует,как под наркозом.

    #47833

    suadministrator
    Хранитель

    @irin-2 #:
    Теперь подоконники её меньше притягивают, ну разве что посмотреть на мусоровозку или как папа приехал.

    Какая завораживающая эта машина — мусоровоз. Мой мог смотреть как она работает часами 🙂

    #47834

    suadministrator
    Хранитель

    Ирин:
    juli, а можно поподробнее, какие вы делаете упражнения по преодолению повышенной тактильной чувствительности.

    Ирин, я на старом форуме писала часть наших занятий. В общем, все что придумаю, главное заинтересовать, чтобы был при этом позитив.

    Если взять «прямое воздействие» осторожно и ненавязчиво: ванна с фасолью, мажемся кремом Нивея (в синих банках такой, его рекомендовали в книге «Сенсорная интеграция в диалоге»), рисуем пальчиковыми красками (особенно нравится и полезно вымазывать полностью ладошку и потом ставить в альбоме отпечатки), всячески приобщаю к пластилину/тесту/глине/липким поверхностям, наклейки, различные текстуры (щекочу перышком, массажирую шариком Су-Джок, мягкой щеткой, мех и прочее), давим упаковки (такие пакеты с надутыми шариками, в которые упаковывают бандероли), топчем картонную упаковку от яиц, пена для ванн и прочее.

    И «косвенное воздействие», как выше писала, в нашем случае есть связь между слуховым анализатором и тактильной чувствительностью. Слушали сначала диски Патрушева, после них лучше стало с едой и не так стал кривиться на все вышеперечисленные занятия. Сейчас записала ему кучу сказок и рассказов по мультикам и сын их часто слушает.

    В нашем случае важно ограничивать зрительный анализатор (компьютер, мультики), тогда баланс лучше намного.

    С вестибулярной, у нас главный хит сейчас прыжки с верха шведской стенки в гору подушек и матрасов. 🙂

    #47835

    suadministrator
    Хранитель

    juli, спасибо за ответ. А это вы от себя программу составляли или специалист?
    Есть у нас ещё такая особенность. Несмотря на то, что не боится высоты и не укачивается на качелях, если на полу или на улице положена плитка разного цвета, то она воспринимает как разницу высот. Хватает меня за руку и ногой ощупывает поверхность на устойчивость. Это она, я так понимаю не может оценивать расстояния до предмета. Как с этим «бороться»?

    #47836

    suadministrator
    Хранитель

    Ирин:
    juli, спасибо за ответ. А это вы от себя программу составляли или специалист?

    Ирин, я у нас не нашла в крае специалистов, к сожалению, но не оставляю надежды, хотя бы профессиональное тестирование пройти и рекомендации получить. Все из книг.

    У вашей дочки, похоже на нарушение зрительной перцепции, мне кажется, плюс проблемы с восприятием схемы тела.

    Обычно рекомендуются:

    — Различные занятия лежа на животе, к примеру, рисовать, листать книгу, собирать головоломки, мозаику, строить что-то из кубиков и другое.

    — Различные задания сделать что-то по образцу (к примеру, фигурки из счетных палочек), найти различия на рисунках, найти какой-то предмет на картинке, рисование различных форм или букв на материалах разного типа (манка, глина, песок и др.), играть в лабиринты (водить по ним карандашом).

    — Игры на координацию (ловить, бросать, сбивать)

    — Рисовать и писать на наклонных и вертикальных плоскостях.

    — Выбирать для занятий картинки с минимальным количеством отвлекающих деталей.

    #47837

    suadministrator
    Хранитель

    Есть у нас ещё такая особенность. Несмотря на то, что не боится высоты и не укачивается на качелях, если на полу или на улице положена плитка разного цвета, то она воспринимает как разницу высот. Хватает меня за руку и ногой ощупывает поверхность на устойчивость. Это она, я так понимаю не может оценивать расстояния до предмета. Как с этим «бороться»?
    Ой, Ирин, у нас точно так же, но я всегда думала, что это проблемы зрения. Водила к окулисту, он подтвердил, что зрение не в порядке, выписал очки и витамины.

    #47838

    suadministrator
    Хранитель

    Девочки в торренте можно скачать книгу Джин Айрес — http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3144523

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 271 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.