Консультирует О.И. Азова, логопед, к.п.н.

Добро пожаловать на Алалия.ру Форумы Форумы групп Специалисты Консультирует О.И. Азова, логопед, к.п.н.

Просмотр 15 сообщений - с 91 по 105 (из 834 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #55892
    suadministrator
    Хранитель

    Здравствуйте! Мой Илюшка начал говорить в феврале сначала были слова, потом простейшие предложения, потом и сложные.. Меня беспокоит то, что многие слова Илюшка «заменяет» например «нельзя» это «неможно». «хочу»- «хочию». В нект словах ставит неправильно ударение «Коты» ударение на первый слог.
    Еще ребенок кривит рот в левую сторону и говорит так. Когда делаю замечание старается, но это ненадолго.
    Подскажите пож. как можно это исправить?

    #55893
    suadministrator
    Хранитель

    Добрый день, Ольга Ивановна. Спасибо за Ваши ответы!
    Прошу Вас почитать историю моей Вики. Факты пробовала излагать сухо, но все равно писанины вышло немало.

    Третья по счету беременность, гипертонус в 1 триместре и гестоз в последнем. Плановое кесарево, причина – миопия 3 ст. При операции применили щипцы – не могли достать ребенка.
    При рождении: 4490 г, 58 см, Апгар 7/8. DS невропатолога в 1 мес.– ППЦНС, СДР, кривошея.
    УЗИ мозга – норма. ЭХО – предположительно повышенное давление.
    До года: задержка физ.развития, в 10 мес. села, в 1,4 г. самостоятельно пошла. Нарушение крупной моторики.
    Лепет был, первое «мама» в 9 мес. До 1,5 лет примерно 15 слов. Мелкая моторика не пострадала. Твердая пища введена вовремя.
    В 1,5 года пьяный папа с криками «Убью» выбивал дверь в течение 40 минут. Я держала ручку, чтобы он не ворвался. Вика стояла рядом и орала от страха все это время, сильная рвота. После – сильный невроз, боязнь громких звуков (остаточно до сих пор) . В течение последующих месяцев новые слова не появлялись, сильнее становилось отставание от сверстников.
    Тяжелый период с 2х до 3х лет. Ребенок не понимает речь, мало и непонятно говорит, никаких компромиссов, договориться нельзя. Ужаснейшие истерики, каждая заканчивается сильной рвотой и паданием на землю. Соску отобрала только в 2,11 г.
    Гипервозбудимость. Аутичные черты – например, листание журнала, страница за страницей, в течение 15-20 минут. Дефектолог ставит диагноз «аутизм». Речевую активность стимулировали таблетками, но это был «речевой понос», абракадабра, зато непрерывная. Словарный запас был примерно 100 слов.
    3,4 г. – ЭЭГ, без отклонений, без патологии, по возрасту. Диагноз – аутизм, направление в областную психиатрию (не поехали). Слова становятся четче, но предложений нет. Словарный запас больше 100 слов – сейчас вспоминается 200, вроде бы.
    3,7 г. – Спб, ЛОР НИИ, отделение патологии детской речи. Диагноз – сенсо-моторная алалия (поставили за 5 минут, для специалистов это было очевидно). Дали рекомендации по таблеткам и занятиям.
    В 4 года начали заниматься 3 раза в неделю с логопедом, правда без опыта общения с алаликами. В это же время начали принимать Страттеру. Результат – через два месяца появились предложения, выучены цвета, формы, животные.
    Сейчас – словарный запас не могу сказать, но больше 500 слов точно, а вот есть ли 1000 слов — не знаю. Предложения из 4 и 5 слов. Логические выводы (Туча, солнца нет….солнце спать!). Счет до 30. Буквы выборочно. Английский алфавит, английский счет. Поддержание несложного диалога (Будешь кушать -Да-Что будешь кушать-Сосиску, я не хочу суп, принеси сок). Может рассказать, что делала в садике (Мама, я спала; Мы, Егорка, играли, Егорка, он украл книжку; Мы гуляли, я лопатка, я упала песок, больно). Учится сама , быстро схватывает какие-то определенные вещи и моменты, но по желанию. Знает компьютер, играет через интернет (когда мама пускает).
    Проблемы: бедная речь, построение предложений с несколькими действиями, но без глаголов или же употребление неправильного времени. Может строить предложения, не вставляя нужные слова, хотя знает их и употребляет в другие разы. Практически не используются местоимениями. Беда с временем и родом (прошлое/настоящее и женский/мужской).
    Гипервозбудимость. Меня как учителя не воспринимает, заниматься дома не дает, тут же уходит или говорит, что не надо. С логопедом занимались до конца июня, с августа начали ходить в группу детей с тяжелыми речевыми расстройствами (практически у всех алалия), но логопед до сих пор занятия не начал (сначала отпуск, теперь больничный).
    У нас отсутствует такой важный этап, как чтение книг. Начинаю читать — она тут же переворачивает страницу, нет понимания и представления, неинтересно. Раньше можно было читать только Теремок и Репку, все остальное никак. А сейчас и эти книги оставили, а наверно зря.
    Чего боюсь – что не успеет скорректироваться до школы. Впечатление такое, что ребенок развивается и обучается сам, по собственному желанию. Например, хочу – и выучу буквы. Но без мамы. Сама рисует, сама лепит, достаточно неплохо. Пишет мне английский алфавит. Но если начинаем учить русские буквы – все, терпения нет, ей не интересно, она не запоминает. Пробовали букварь – один день две буквы, потом еще одна, потом вылетело все из головы, потом сама села и запомнила 5 букв сразу, и тут же прочитала.
    Прошу наверно, совета. Как обучать дома при таком отрицании? Как Вы считаете, каков может быть прогноз в свете представленной динамики? Про диагноз не говорю, действительно, поставить «за глаза» не представляется возможным. И есть ли здесь АЧ?
    PS — В Питере нам сказали — родите второго ребенка для выхода старшего из алалии. Родила ) Сейчас младшей 6 мес, но папа от нас ушел. Живем втроем — я и дочки. Времени на занятия с Викой практически нет. А когда и появляется — она не в настроении.
    PPS — Есть лечение с помощью животных. А лечение с помощью маленьких детей? Неужели младшая сестренка может подтолкнуть старшую развиваться?

    Извините, много написала. Жизнь большая, в три строчки не уместилась )
    Заранее спасибо.

    #55894
    suadministrator
    Хранитель

    Здравствуйте, Ольга Коннова. Ваша ребенок заговорил в феврале. А сколько ему сейчас лет? Какой диагноз у ребенка? От этого будет зависить мой ответ.
    Что значит ребенок кривит рот? Он «стесняется»? Или это содружественное движение (синергии)? Или это парез? Жду ваших разъяснений. Постараюсь ответить. С важением О.И.

    #55895
    suadministrator
    Хранитель

    Викки, здравствуйте. Отвечаю, как учить дома.
    1. Неплохо бы отрабатывать те, задания которые дает логопед. Я обычно даю столько заданий, чтобы родители «не отдыхали, а трудились». Т.е. очень много!! Так как главный человек, который находится всегда с ребенком, это мама, а я только 2-3 часа в неделю.
    2. Конечно, ребенку может быть не очень интересен материал, который приходится отрабатывать.
    Но дальше могу посоветовать только:
    а) подбирать разнообразный материал, в этом и есть мастерство профессии.
    б) ребенок должен беспрекословно слушаться маму. А это уже искусство мамы, ее авторитет. Но к сожалению, дети часто не слушают маму. Во-первых, мамы не авторитет, во-вторых, с детьми все время ДОГОВАРИВАЮТСЯ а это большая ошибка родителей. Все, что касается здоровья и обучения — решают ТОЛЬКО РОДИТЕЛИ, а не ребенок. Вам обязательно нужно к этому приучать Викку, т.к. впереди ваш долгий совместный труд. Нужен режим и обязательно жизнь по правилам. Кстати, это нужно всем нам, т.к. в жизни много запретов и обязанностей. К сожалению, работа с алаликом обязательно многократное проговаривание и повтор, детям это может не нравиться, но это ГЛАВНЫЙ прием работы.
    По поводу АЧ. Я вообще плохо понимаю, что это? АЧ может быть у кого угодно. АЧ — это не диагноз. Пример, едут муж и жена. Она все время говорит, он молчит. Он ей: «Помолчи, дай посидеть в тишине». Получается у него АЧ? Думаю, вопрос риторический.
    Прогноз. Вы идете хорошими темпами. Вопрос о школе решается в 7-8 лет. Вам предется еще прожить половину Викиной жизни, а потом вернетесь к этому вопросу.
    По поводу вашей маленькой дочки. Я очень рада, что у вас две доченьки. Это счастье во всех смыслах. «Лечение детьми» — это уже смешно звучит. Но то, что у Вики будет:
    а) родной человек на земле на протяжении всей жизни! Это важнее всего остального,
    ну и то, о чем Вы справшиваете:
    б) конечно, у Вики будет всегда «под рукой» ребенок для общения с хорошей речью. Надеюсь, что именно так и будет.
    А больше всего хочется Вам сказать: не плакать (Вам всегда нужны силы, а слезы их забирают), всегда быть в хорошем настроении (это даст вам силы), только так Вы сможете помочь детям. Искренне с Вами, милые три девочки. С уважением О.И.

    #55896
    suadministrator
    Хранитель

    Здравствуйте! Илюше сейчас 5 лет и 3 мес. Кривит рот не знаю почему просто «отодвигает» рот в сторону и говорит. Диагноз моторная алалия.

    #55897
    suadministrator
    Хранитель

    Добрый вечер, Ольга Ивановна.
    Спасибо Вам за ответ.
    Очередной вопрос — как чтение вслух влияет на развитие речи? Если этот этап отсутствует — насколько это плохо? И как читать ребенку, который ничегошеньки не понимает из того, что читаешь, и сразу старается перевернуть страницу? Может, в логопедии есть специальная литература для чтения таким детям? Мне нужно как-то заинтересовать Вику чтением…..пытаюсь уже не первый год, безрезультатно, вижу по ней, что для нее чтение — китайская грамота, она не может выхватить слова и сложить их в картинку у себя в голове.
    Заранее спасибо.

    #55898
    suadministrator
    Хранитель

    Простите присоединяюсь к вопросу Викки … какого качества литературу можно читать нашим детям, мой вообще не слушает , когда я читаю… а я таки продолжаю читать, так вот заметила что колобки /теремки ему не интересны , а про кота леопольда например сидит спокойней.. но текст сложный..сюжет тоже, слова которые в речи не употребляем.. у меня вопрос стоит ли продолжать читать? или мультики полезней будут( там он хоть за героев переживает)?стоит ли намеренно упрощать текст?и что полезней сюжетный рассказ по картинкам тут он включается в историю( я начинала с этого) или само чтение, но ребенок просто сидит тряпкой, редко -редко посмотрит на картину..и покажет совсем не то что описываю в данный момент..

    #55899
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга Коннова, здравствуйте. По поводу «кривит рот». Могу предположить. Первое, что приходит на ум, не видя ребенка: парез лицевой мускулатуры (значит лечить у невролога и выполнять его рекомендации). Второе, тик (то же самое: идти и лечиться у невролога). Третье, привычка, ну что-то вроде того, когда ребенок «крутит губу», «почесывает нос» и т.п. (психологи говорят, что это «недососанный» ребенок, возможно, ноги так же растут из неврологии). Получается, что дала вам неисчерпывающий ответ: не видела ребенка и я не невролог. Нужно выяснить причину, возможно, нужен будет логопедический массаж.
    По поводу замен «хочию», «неможно» и ударения на первый слог в слове «коты». Это все очень объяснимо. Ударение ребенок унифицирует, т.к. в слове «кот», оно падает на «о», ребенок пользуется именно этой начальной формой. Так первоначально ( в речевом онтогенезе) заложено именно так: у ребенка появляются слова множественно числа с окончаниями ы-и без перехода ударения (тигр-тигры), а затем с переходом ударения (кот-коты). Т.к. у вашего ребенка речевые проблемы, он использует более простую форму, как образуют маленькие дети. Нужно обратить его внимание на то, что есть слова, где говорить нужно по-другому:
    н-р, овца’ — ‘овцы, сом — сомы’ и т.д. Подберите много слов, а лучше картинок с нужными формами слов, научите говорить правильно, потом «перемешайте» формы слов.
    Точно такая же проблема со словом «неможно». В русском языке от слова «хочу» образовывается «не хочу». Ребенок, пользуясь этим опытом, пытается образовать и другие формы «можно-неможно», ребенку не ведомо, что так нельзя. Появляется опыт — уходят неправильные формы.
    Все это происходит от отсутствия речеого опыта. Делите задания: сначала работайте с одной формой, затем с другой, затем с обеими.

    #55900
    suadministrator
    Хранитель

    Викки, здравствуйте. Вероятнее всего, вашей Вике пока не получится читать в том объеме, как это делают другим детям. Вы и сами это уже поняли. Дело все в том, что у сенсорного алалика нет связи между словом и предметом, между словом и действием т.д., и уж тем более нет грамматических соотнесений.
    Что делать? В «вашей» книжке пока будут только картинки, а слова вы будете не читать, а называть. Подойдут книги для самых маленьких, а еще лучше книги с фотографиями, лучше на каждой странице по одному изображению (фото), н-р, книги фирмы Dorling Kindersley, наверное, и наши издательства что-то похожее делают, но я не видела. Из Америки присылали книги, где есть картинки-фото-действия: «Беби пьет сок» (потяни за полоску бумаги и сок исчезает) и т.д.

    #55901
    suadministrator
    Хранитель

    Алина, ну Вы почти разобрались сами. Кот Леопольд, конечно, интересней вашему ребенку и все объяснимо почему: картинки яркие, возможно, герои знакомые.
    Теперь, как читать. Думаю, все же лучше, когда все понятно: тогда и ребенку интересно. Значит текст сначала упрощайте, потом усложнить можно (если понадобится). Кстати, так строится по программе весь материал в школе, н-р, 2 класс — знакомятся с безударной гласной (бежит — бег), 3 класс — усложняют лексику (посидеть-сидя, поседел — седенький) и так на протяжении всей школьной программы добавлятся более сложные слова (поглощать — глотка).
    Сюжетный рассказ по картинкам тоже очень полезен, тем более, я не думаю, что ребенок дифференцирует: это мама читает, а это мама рассказывает (А если сидит тряпкой, так какой смысл?). Вы работаете на конечную цель — понимание и самостоятельное говорение.
    Старайтесь использовать и просодический компонент речи: темп (медленный), интонация (выразительная), тембр (громко и грубо, как Михайло Иванович, чуть тише и по-женски Настасья Петровна, пискляво, как Мишутка) и т.д.

    #55902
    suadministrator
    Хранитель

    По вопросу: когда начинать занятия по Fast For Word? Решает индивидуальное развитие ребенка и усидчивость. У нас сейчас закончил заниматься ребенок, которому на момент занятий было 2 года 10 месяцев. С программой справлялся, мышкой не работал, но показывал на экране, различал очень хорошо звуки и продвинулся по программе далеко.

    #55903
    suadministrator
    Хранитель

    Мама Илюши, здравствуте. Отвечаю Вам на форуме, а не в личке. При работе с сенсорным алаликом, самое главное: формировать связь между ЗВУКОВЫМ ОБРАЗОМ И ОБОЗНАЧАЕМЫМ ИМ ПРЕДМЕТОМ. Вы спрашивали, чему уделять особое внимание. Вот этому и уделять: формировать связь между ЗВУКОВЫМ ОБРАЗОМ И ОБОЗНАЧАЕМЫМ ИМ ПРЕДМЕТОМ.
    Вы спрашиваете про прогноз заболевания. Вашему ребенку 4,3 года. В 5 лет дети говорят, уже как взрослые, далее идет только накопление словаря и качества речевого высказывания. Исходите из этого возрастного ценза. А далее: срочно ускоряйтесь, занимайтесь речью все время, чтобы попытаться догнать детей.
    Чтобы сделать прогноз нужно: 1. увидеть ребенка (продиагностировать), 2. знать качество вашей логопедической работы. Каждый ребенок идет своим путем. Могут быть и разные школы (речевая, слабослышащих и др.), индивидуальное обучение и т.п.

    #55904
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга Ивановна,спасибо за ответ)

    #55905
    suadministrator
    Хранитель

    Спасибо за ответ!!! Постараюсь следовать Вашим рекомендациям!

    #55906
    suadministrator
    Хранитель

    Здравствуйте, дорогие девушки! Давно от Вас не поступало вопросов. Есть тема у меня для Вас. Накопились новые мысли. Делюсь с Вами. Еще раз о программе Fast For Word. Oчень хорошо идут дети с первичным сенсорным нарушением. Может сначала или параллельно пройти занятия на Таматисе (надеюсь, что у нас он тоже скоро будет). Но это не взаимоисключающие, а взаимоподдерживающие вещи. Многим ученым (которые думают о том, как помочь детям) приходят в голову близкие, похожие, рядополагающие вещи. Это я о тех, кто изобрел эти замечательные приборы. Еще абсолютно утвердилась в мысли о комплесности занятий. Знаете, каждый метод тщательно продумывается и апробируется. Даже если не получается все сделать в одном месте (скажем, в силу каких причин), нужно обязательно делать похожие процедуры параллельно. Тогда и будет заметен эффект. Настоятельно прошу: любую стимуляцию (особенно связанную с техникой, аппаратурой: электрометоды, компютерные и др.) при наличие «сниженного судорожного порога» проводить под наблюдением ЭЭГ.
    Многие родители в центре задают похожие вопросы. Вот некоторые из последних:
    1.В какую школу и во сколько лет идти при алалии?
    Не раньше 7, лучше ближе к 8 (дать возможность «вызреть» нервной системе). Лучше в речевую. Ребенку будет проще учиться. Материал в первую очередь подбирается речевой. Во главу угла ставится работа над семантикой. Первые 4 года учитель — логопед.
    Конечно, многие хотят идти в массовую школу. Ребенку будет труднее. Скидку никто не сделает. Ксати, и родители тоже, раз отдают в общеобразовутельную школу.
    2. Можно ли все-таки в массовую?
    Помните, всегда решают только родители. Вы имеете право пойти в школу по месту жительству. Но если отвечать профессионально: нет. Как бы там ни было: руководствуйтесь здравым смыслом и любовью к ребенку.
    3. С чего должен начинать логопед при алалии?
    Начинает с сенсорики. Параллельно обязательно должен вызвать несколько слов (чаще это сущ., хорошо бы и глаголы). Сразу же работать над фразой и продвигаться по грамматике (так, как в онтогенезе).
    4. Как работать над фразой?
    Это вопрос задают родители только уже в процессе беседы, поняв, что двигались не в правильном направлении. Я дала нескольким мамам 12 моделей в «моей обработке» из диссертации (в основу положены 12 моделей О.Баламовой и Т.Н. Новиковой). Думаю что другие тоже хотят. Вот они.
    Коррекционная работа над предложением была направлена на формирование синтаксической структуры простого и сложного предложения и включала упражнения над следующими конструкциями:
    * субъект + предикат (Дети читают.)
    * субъект + предикат + объект, выраженный прямым дополнением (Дети читают книгу.)
    * субъект + предикат + объект — прямое дополнение + объект — косвенное дополнение (Мама гладит платье утюгом.)
    * субъект + предикат + локатив, выраженный предложно-падежной конструкцией (Дети читают в саду.)
    * субъект + предикат + признак состояния (Дети читают тихо.)
    * атрибут + субъект + предикат (Старшие дети читают.)
    * атрибут + субъект + предикат + объект, выраженный прямым дополнением (Старшие дети читают книгу.)
    * атрибут + субъект + предикат + локатив, выраженный предложно-падежной конструкцией (Старшие дети читают в саду.)
    * субъект + предикат, выраженный 2 глаголами (Дети любят читать.)
    * сложносочиненные предложения с союзами -а-, -но-, -и- (Яблоко красное, а лимон желтый. Дождь прошел, и солнце засияло.)
    * сложноподчиненные предложения, с придаточными места, цели, следствия и т.д.
    Спасибо. Всем успехов. О.И.

Просмотр 15 сообщений - с 91 по 105 (из 834 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.