Консультирует О.И. Азова, логопед, к.п.н.

Добро пожаловать на Алалия.ру Форумы Форумы групп Специалисты Консультирует О.И. Азова, логопед, к.п.н.

Просмотр 15 сообщений - с 421 по 435 (из 834 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #56227
    suadministrator
    Хранитель

    Mamanya, добрый день, мне кажется, не стоит в себе разочаровываться: Вам только еще предстоит научиться сотрудничать с сыном. Вам обязательно нужно САМОЙ учиться (хотя бы дистанционно) заниматься с сыном, так как при РАС не ребенка приспосабливают под общество, а общество должно помогать такому ребенку. Поверьте, далеко не каждый дефектолог знает, как общаться и работать с ребенком при РАС.
    Ваши вопросы: Как пробить барьер? Что предпринимать?
    Ответ: Старайтесь подловить ребенка, завлечь, заинтересовать, и когда он в вашем пусть недолгом внимании, предлагайте ему задания. На нашей страничке Логомед Прогноз в одноклассниках, в контакте, на фейсбуке мы размещаем некоторые материалы. Вот Вам ссылка на сайт, где много материалов: http://autism-aba.blogspot.ru/ Набирайте в яндексе, гугле слова «аутизм», «АВА терапия» и т.п. Читайте, конспектируйте, учитесь пока самостоятельно, но обязательно постарайтесь поучиться у специалистов. Руководствуйтесь тем, что время упускать просто нельзя: чем ребенок младше, тем он меньше пока закрыт для общества. Чем старше и при этом без коррекции – быстрее убегает под «скорлупу», где не нужно общаться словами, при этом остается со своими стереотипиями, в русле своих интересов. Желаю успеха. С уважением Азова Ольга Ивановна.

    #56228
    suadministrator
    Хранитель

    altarika, здравствуйте. Вы пишите: «признаки СА, но сказала, что у нас еще и дизартрия».
    СА – это отсутствие речи, при котором ребенок не понимает обращенную речь. А при дизартрии ребенок понимает и «умеет» говорить, но нарушается качество речи, наблюдается «смазанность» речи. Бывает крайнее проявление дизартрии – анартрия, когда ребенок не может, говорить, т.к. органы артикуляции буквально не получают «силы», «нервной энергии». Есть такое частотное выражение среди логопедов: «Дизартрик умеет говорить, но не может, а алалик может говорить, но не умеет».
    При дизартрии нарушается проводящий отдел, вследствие этого не сформирована звуковая система, а словарь, грамматический строй — норма.
    У алалика нарушается центральная система, вследствие недоразвития всех систем, т.е. полиморфный характер речевого недоразвития.
    Поэтому если дизартрия, то логопедический массаж – первый из методов коррекции, т.к. ведет к нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.
    А если СА, то — Томатис, т.к. улучшает слуховое восприятие. Смею предположить, что именно поэтому после этой процедуры ваш ребенок стал лучше произносить звуки, т.к. стал их лучше слышать.
    Мне кажется, что вас обязательно должен посмотреть хороший логопед. Если логопед, а потом и Вы, понимаете механизмы нарушения, то сможете помочь ребенку: выбрать правильные способы коррекции. Если у ребенка СА, то первый принцип: связь слова пока с конкретным предметом! С уважением Азова Ольга Ивановна.

    #56229
    suadministrator
    Хранитель

    Оксана, здравствуйте.
    Начну чуть издалека, чтобы разобраться в вашей проблеме. Очень часто при рассказе о детях родители дают противоречивые характеристики. Любят детей, поэтому чуть–чуть приукрашивают или не договаривают.
    Начнем с диагнозов. Флегматик, в диагнозе, меня очень умилило. ММД, ВЧД — не диагнозы, а симпотомы. Алалия в 7,5 лет – тоже смущает: либо ребенок вышел из алалии, либо диагноз уже меняется на другой. Занимались с ребенком с рождения – опять ведь я умилилась, ну а кто не занимается, дети самостоятельно при рождении не могут существовать.
    Итак, ответы на вопросы.
    1. Речь, правда, не очень внятная, школьный логопед ставит ему звуки.
    Ответ: хорошо. Многим алаликам звуки начинают ставить в школе или ближе к школе. До школы: вызывание речи, работа с лексико-грамматическими категориями языка.
    2. Есть трудности в обучении — читает медленно, частично понимает текст, в математике — не понимает задачи, особенно если там стоит в условии «…на 2 больше/меньше, чем у… сколько всего….», решение некоторых примеров. Как объяснять ему учебный материал? Вроде с учителем на все лады это ему излагаем. На что делать акцент у моторных алаликов в школе?
    Ответ: Вы пишите, что у ребенка моторная алалия, но при этом часто пишите, что не понимает прочитанного, условия задачи и т.п. Так бывает, что у моторных алаликов из-за долгого отсутствия речи начинает страдать и понимание, медленно идет созревание нервных клеток. Существующие концепции объяснения механизма алалии условно подразделяются на сенсомоторные, психологические и языковые.
    Сенсомоторные концепции: связь речевого недоразвития при алалии с патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апраксией). В соответствии с психологическими концепциями: отмечается патология некоторых сторон психической деятельности.
    Сторонники языковой концепции связывают недоразвитие речи с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний.
    Обратите внимание на слово УСЛОВНО.
    Я очень много раз писала, и в частности на этом сайте, что у детей с моторной алалией часто нарушается понимание, и, наоборот, у СА – говорение. Лучше просто говорить об АЛАЛИИ. А значит, необходимо львиную долю времени уделять развитию понимания речи. Я думаю, что необходимо развивать слуховое восприятие, фонематический слух всеми возможными способами: классические способы коррекции (логопеды их хорошо знают), описаны в работах В.А. Ковшикова, Т.А. Ткаченко и других, в этой ветке форума я не раз давала рекомендации, аппаратные способы коррекции (Томатис, речевая компьютерная программа Fast For Word (можно работать с ребенком через интернет) и т.п.).
    3. В чем особенность восприятия информации у алаликов в обучении?
    Плохо воспринимают речь на слух, долго декодирует речевую информацию, ухо как будто не слышит речевые частоты. Во всех детских общеобразовательных учреждениях информацию преимущественно дают на слух (а хорошо бы привлекать и другие анализаторы), при этом педагоги произносят длинные речевые инструкции. Речевые дети и на слух плохо воспринимают речь, и слухоречевая память страдает, поэтому они часто неуспешны.
    Helenshe, здравствуйте, отвечу чуть позже.
    С уважением Азова Ольга Ивановна.

    #56230
    suadministrator
    Хранитель

    Здравствуйте, Ольга Ивановна!!! Моей дочери Полине 3г 6 мес. Проблемой речи озадачились с 2 и 3, речи не было, невролог прописал пантогам, появились звуки — выучила алфавит, еще через пару месяцев появились повторения. В 2 и 10 пошли в сад, где выявились трудности адаптации — прошло 8 мес, но мы только до обеда ребенка оставляем. Так, благодаря саду, осознали нашу проблему. Обратились к психиатру, теперь лечимся (без фанатизма), прошли курс общего массажа и курс остеопатии. С горем пополам проверили слух, написали — слух для развития речи достаточный. Теперь о проблеме. Страдает и понимание и говорение и поведение. Конкретно, про речь: актив довольно приличный, но дочь им практически не пользуется (не могу понять, почему). В речи есть существительные, порядка 100, наверное, гдаголы (пить, пошли, пойдем, иди, стой, поехали, дай, кушать, спать, читать — смысл последнего не понимает). Есть наречия: еще, вкусно, больно. Теоретически, может и соединить 2 слова, но это либо в очень сильном стрессе или повторяет за нами. С рождения пою ей колыбельные и другие детские песни — она из узнает, все запомнила (если перепутаю куплеты — возмущается), стала мне подпевать — вполне узнаваемо, может и целый куплет мне подпеть. Конечно, коряво, но узнаваемо, т.е. повторение механическое, без понимания. Конечно, и этому мы очень рады. В целом я бы хотела отметить устойчивую речевую динамику — хоть и маленькими шажочками, но речь развивается. Из Ваших рекомендаций в предыдущих постах понимаю, что нам нужен Томатис, но пока мы не доехали до Центра, где есть применяется этот метод, можем мы делать что-то еще кроме пения песен? Конечно, когда ребенок выражает готовность повторять за нами, мы эту возможность не упускаем. Недавно выучили слово «ножницы», т.е. она его повторила (ёзьницы). Раздумываю, может, пора уже нам кубики Зайцева, например, попробовать подключить, т.к. алфавит она хорошо знает, крепко (Знает еще английский, никогда их не смешивает их)? Очевидно, что наши серьезные проблемы просто так не уйдут, так, может, начать учить ее читать, учитывая сильные стороны (зрительную память, например)? Программу Fast For Word будем искать и скачивать, но, наверное, нам рановато ее еще.
    И еще такой вопрос. Доча своим словарем пользуется так: слова, которые она запоминает, использует обобщенно, т.е. словами «капуста» и «шокоят» она может называть разную еду. Словом «вкусно» по зиме она у нас пользовалась каждый раз, когда хотела выразить удовольствие, теперь значение закрепилось. Также доча самостоятельно усвоила слова «буква» и «цифра» — она ведь так их любит!!! Т.е. она стала говорить: куки А, куки Б, куки В и т.д. А ведь «буквы» — это слово-обобщение! Также она может четко отличить — это буквы — а это цифры, т.е. разложить из на 2 кучки, например. Вопрос: если как-то, но формируются слова-обобщения, есть надежда, что это у нас не алалия, а что-то другое, ОНР ведь может быть и не при алалии. РАС, например, дает ведь свои особенности, вот я вижу у нас такие особенности: речь, скорее, отраженная, с нами общается, в основном, используя команды — иди (тянет меня за руку, что-то сделать для нее), пошли (в значении «давай уйдем отсюда»), стой? Обращения также нет, на вопросы не отвечает, но смысл из понимает — меняет поведение.
    Мы сходили в условно логопедический садик — есть группы по коррекции заикания и с моторными алаликами они тоже работают. Нас туда не взяли — не идет на контакт, и вообще, убеждали меня, что логопед нам не нужен, это работа дефектолога и психолога. Я в растеренности. Отправили нас обратно в наш массовый сад — растите до логоруппы в своем саду.

    #56231
    suadministrator
    Хранитель

    Здравствуйте, Ольга Ивановна!!!
    Спасибо за ответ! Знаете, я уже запуталась во всех этих определениях, диагнозах и тд. При поступлении в школу один логопед поставила нам выход из МА, ОНР 2-3 типа. Сейчас школный логопед уверяет, что диагноз МА он вообще пожизненный. Так что вот такой «разброд» у местных специалистов…

    Спасибо за то, что подсказали, как вопринимают эти дети информацию на слух.
    Мы живем на Камчатке, сильно далеко от «мира». Даже интрнет у нас плохой (скорость низкая), поэтому многие развивающие программы практически не доступны. И тем более тут нам про них никто никогда не говорил. Делаю для сына, что могу — и логопеды, и репетиторы и пр.
    С Божьей помощью обязательно всё вытянем.)))

    #56232
    suadministrator
    Хранитель

    Подскажите, можно ли где-то купить программу fast for word, и заниматься дома. Ездить в Прогноз не реально для нас-это пол дня в пробках. Нам как раз необходимо развивать дальше слуховое восприятие. Это наше слабое место. И Есть ли какие то сейчас новые методики по борьбе с дефицитом внимания?

    #56233
    suadministrator
    Хранитель

    Здравствуйте Ольга Ивановна

    Моей дочери 28 апреля исполнилось 4 года
    Родилась и росла Милена в Японии, мы проживаем в Токио,
    Физически развита, активна, контактна, с 2х лет прыгает и самостоятельно плавает (в надувашках) в бассейне,считает до 10ти, страхов , кроме как к насекомым (с 3х лет появился ) нет.
    Проблема с речью, и послушанием и горшком(только подгузник).
    К 3 годам словарный запас составлял 15-20 слов, мы думали дело в наличии 3х постоянных языков. В парке – японский, в садике – английский , дома русский.
    Летом в августе 2012 на 2 месяца поехали в Росиию, пошли к невропатологу, та в свою очередь не выявила никаких отклонений и направила нас на ЭЭГ, последнее показало – недоразвитость речевого и обрабатывающего спектров, на вопрос – что с этим делать? Назначила курс пантогам,элькар и уколы.
    Сказала переживать не о чем, как только ребенок начнет ходить на горшок, речь наладится.
    На оставшийся месяц мы отдали Милену в частный сад, у нее к концу месяца появилось около 10слов новых, если раньше она просила «пить», то стала говорить «дай пить».
    В октябре 2012 мы вернулись в Токио. И я со временем стала замечать потерю слов, перестал их произносить.
    Приняли решение отправить Милену в начале февраля 2013 в Россиию к моим родителям на 5 месяцев, для практики русского языка в детском саду и занятий с логопедом – дифектологом 2 раза в нед.., и для повторного приема у другого невропатолога(последний опять ничего не увидел , прописал когитум и сказал все ок).
    На настоящий момент Милена ходит на горшок самостоятельно,со словами –«Я писить, иногда – я хочу писить»(пока только по маленькому). У нее увеличился словарный запас , она уже говорит –«пойдем в парк,хочу пить воду, мне не нравится,и т.п, называет детей по именам многих, », знает всех животных, считае до 15ти, знает гласные буквы. Однажды воспитатель показала детям картинку осени, на вопрос что это — , Милена ответила «деревья умерли». Милена говорит не четко, съедает окончание, но ее можно понять. Воспитатели отмечают еще большой прогресс в поведении и дисциплине, считают что кроме как с задержкой речи она не отличается от др.детей.
    В парке катается на электромобиле ,самостоятельно переключает коробку передач, сдает задом и очень хорошо обходит все преграды.
    Неделю назад родителям логопед-диф. Сообщил о подозрении на алалию. я связалась с ним, после занялась поиском инф-ии.
    Так я вышла на Ваш центр «Логомед прогноз».
    Мне бы хотелось узнать :
    1. Можно ли у вас пройти полное обследование для установления точного диагноза и при необходимости сразу приступить к лечению.?
    2. МРТ на сколько расширяет картину ,для точного диагноза. Необходимо ли пройти его до приема к вам? В японию МРТ на высшем уровне , читают его почти со 100% точностью. Если есть необходимость , дочь прилетит в японию , пройдет МРТ, обследуется и после мы в июне приедем к вам.

    Посоветуйте как правильно выстроить действия, советы будут очень необходимы.

    С ув. Сабина

    #56234
    suadministrator
    Хранитель

    Забыла написать, Милена не любит рисовать и разукрашивать, но обожает окунать руки в краску и таким образом рисовать.
    У нее пошло отторжение английского языка , в садике когда начинают учить англииский , она выходит ,ей не нравится, хотя в Японии проблем не было, она понимала что ей говорили и с удовольствией туда ходила.
    В садике ,когда понимает что неправа, сама без воспитателей говорит «Извини».
    Не агрессивна, но если ее обидели, а она не дала сдачи, то требует от воспитателя наказать обидчика, до тех пор,пока это не прозойдет.
    Когда ее называют, сидит на стуле с надутой губой, но не убегает, ждет когда разрешать слезть.

    #56235
    suadministrator
    Хранитель

    Когда ее наказывают, сидит на стуле с надутой губой, но не убегает, ждет когда разрешать слезть

    #56236
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга Ивановна, еще добавлю к своему вопросу. Т.к. летом мы будем на даче, то я буду заниматься с ним сама и хочу узнать, когда я с ним проговариваю, то должна делать упор на небольшом количестве слов, чтобы он запомнил, или сейчас смысл в том чтобы просто проговаривать, проговаривать и проговаривать. Спасибо.

    #56237
    suadministrator
    Хранитель

    • helenshe, здравствуйте! Часто родителям говорю так: Вам как лучше: на первых этапах, что бы только звук [р] проговаривал или пусть без звука [р], но фразу говорит «Лоет землю клот, разоляет оголот»? Ответ очевиден, все согласны на фразу. Конечно, нельзя покрасить стены дома, если нет фундамента и самих стен. Так и в случае с моторным алаликом. Поначалу не обращаем внимания на качество речи, главное, чтобы больше слов ребенок говорил. Методы простые, но выполнить все нелегко. Методику нельзя накидать за пять минут, ведь в институте учатся не 5 минут. Принцип работы такой (мы его придерживаемся в нашем центре): выучить несколько простых по структуре существительных (из 2, 3 открытых слогов: ляля, миша, собака и т.д.) и глаголы в повелит.наклонении (иди, беги и т.п.). Составляете предложения. Сначала простые (Киса ешь (ест)), затем увеличивайте количество слов постепенно: Киса ест кашу (модели предложения я уже приводила здесь). Когда вы работаете над моделью предложения (сущ.+гл.+прямое дополнение), то начинаете активно работать над грамматикой (числом, родом и особенно падежом). Исходите из слоговой структуры слова (13 классов). На простых словах можно отрабатывать все грамматику. Помните, как на начальных этапах изучения иностранного языка: несколько слов выучили и сразу строят фразу и начинают изучать грамматику. В русском она очень сложная, т.к. предполагает речевое программирование. Не старайтесь учить все фрукты или овощи, названия часто сложны по структуре: в слове «фрукты» – 2 стечения согласных, «помидор» – длинное по структуре слово и т.д. А в прочем, если ребенок берет материал, то – пожалуйста, учите, набирайте активно лексику, на то это и лексико-грамматические категории. Но это уже, скорее всего, не с алаликом, а с говорящим ребенком.
    • Мне не совсем понятно: как моторный алалик может хорошо проговаривать? Уточните это, пожалуйста.
    • Еще раз ваш вопрос: Т.к. летом мы будем на даче, то я буду заниматься с ним сама и хочу узнать, когда я с ним проговариваю, то должна делать упор на небольшом количестве слов, чтобы он запомнил, или сейчас смысл в том чтобы просто проговаривать, проговаривать и проговаривать.
    • Если я вас правильно поняла. То Вы спрашиваете: работать, только с теми словами, произношение которых несложное (баба, ляля) или независимо от произношения набирать новые слова. Ответ: расширяйте лексикон. Над качеством речи будете работать позже.
    • С уважением Азова Ольга Ивановна

    #56238
    suadministrator
    Хранитель

    • Olgreb, здравствуйте!
    • Первое, что из вашего описания: «актив довольно приличный, но дочь им практически не пользуется (не могу понять, почему)» .
    • Прежде, чем дам ответ Вам тоже вопрос: исключили аутистический спектр? Теперь ПРЕДПОЛОЖИМ почему не пользуется, если ребенок без РАС, но с алалией. Чаще всего это еще отсутствие опыта и последствия речевого негативизма. Если РАС, то нарушение коммуникации, поэтому и не пользуется.
    • Вопрос: Раздумываю, может, пора уже нам кубики Зайцева, например, попробовать подключить, т.к. алфавит она хорошо знает, крепко (Знает еще английский, никогда их не смешивает их)?
    • Ответ опять с вопросом: зачем ребенку с трудом овладевающему русским языком английский? Если это произошло без вашего ведома (ребенок сам выучил), то опять советую исключить или подтвердить АЧ. По поводу обучения чтению. Да, действительно, это один из способов коррекции при алалии. Но я рекомендую, не кубики Зайцева, а аналитико-синтетическое чтение (так как и письмо в России аналитико-синтетическое, а не иероглифическое).
    • Вопрос: Очевидно, что наши серьезные проблемы просто так не уйдут, так, может, начать учить ее читать, учитывая сильные стороны (зрительную память, например)?
    • Ответ: думаю, самостоятельно не уйдут. Все сильные стороны используйте в качестве компенсаторных функций.
    • Вопрос: Программу Fast For Word будем искать и скачивать, но, наверное, нам рановато ее еще.
    • Ответ: скачать ее не удасться. Мы работаем через калифорнийский сайт: покупаем часы для конкретного ребенка, ему на время работы дается ключ. Вам, думаю, и рано, и я рекомендую после Томатиса, когда «откроется» ухо для речевых частот, можно будет заниматься фонематикой.
    • Вопрос: если как-то, но формируются слова-обобщения, есть надежда, что это у нас не алалия, а что-то другое, ОНР ведь может быть и не при алалии.
    • Ответ: Получается, что я консультирую по интернету, ориентируюсь только на ваши слова. Надо заменить очной консультацией у хорошего логопеда, психолога и доктора (невролога или психиатра), кто знает проблемы «неговорящих» и плохо говорящих детей при алалии и РАС. Если обобщает и называет по признаку, а также много говорит, вероятнее не алалия. ОНР, например, в 90% случаев не алалия, нет грубой органики, ребенок начинает говорить и со временем говорит все лучше и лучше.
    • Вопрос: РАС, например, дает ведь свои особенности, вот я вижу у нас такие особенности: речь, скорее, отраженная, с нами общается, в основном, используя команды — иди (тянет меня за руку, что-то сделать для нее), пошли (в значении «давай уйдем отсюда»), стой? Обращения также нет, на вопросы не отвечает, но смысл из понимает — меняет поведение.
    • Ответ: да, поведение похоже на ребенка с РАС.
    • Вопрос: Мы сходили в условно логопедический садик — есть группы по коррекции заикания и с моторными алаликами они тоже работают. Нас туда не взяли — не идет на контакт, и вообще, убеждали меня, что логопед нам не нужен, это работа дефектолога и психолога. Я в растеренности. Отправили нас обратно в наш массовый сад — растите до логоруппы в своем саду.
    • Ответ: Тоже похоже на РАС (не идет на контакт). Может быть не взяли, т.к. увидели особенностей поведения больше, чем особенностей речи. Еще раз прошу вас о хороших консультациях. В зависимости от их исхода будут и рекомендации. Если РАС, то больше опираться на поведенческий анализ (АВА терапия), если алалия, то логопедические занятия. Более конкретные рекомендации — после ваших консультаций.
    • Пока Полина больше по описанию похожа на ребенка с РАС.
    • С уважением Азова Ольга Ивановна

    #56239
    suadministrator
    Хранитель

    • Здравствуйте, Оксана Иванова.
    • Вы пишите: При поступлении в школу один логопед поставила нам выход из МА, ОНР 2-3 типа. Сейчас школный логопед уверяет, что диагноз МА он вообще пожизненный.
    • Ответ: Я не вижу противоречий в высказываниях логопедов. Вам сказали, что у ребенка алалический синдром, он вышел из алалии (ОНР, III уровень речевого развития), уже говорит (не а- лалио-), но следы нарушения остаются на всю жизнь. К счастью, эти следы для многих не заметны, т.к. нарушение речи не все могут увидеть у говорящего человека. Конечно, вытянете. Несомненно, с Божьей помощью. Удачи и продуктивного труда сыночку.
    • С уважением Азова Ольга Ивановна

    #56240
    suadministrator
    Хранитель

    • Добрый день, Ксения!
    • Купить программу нельзя, а часы – можно. Соответственно дома заниматься можно. Минимум 20 занятий, максимум будет понятен по мере прохождения программы. Программа fast for word, можно сказать, по-хорошему «занудная»: пока не научит дифференциации — не отпустит. Вы будете получать протоколы работы: графики, % и т.д. с чем ребенок справляется, а с чем нет (нужно будет повторить). На концентрацию ЗРИТЕЛЬНОГО внимания направлена программа Play Attention Learning System Почитать здесь: http://www.logomedprognoz.ru/uslugi/programma-razvitiya-vnimaniya.html
    • С уважением Азова Ольга Ивановна

    #56241
    suadministrator
    Хранитель

    Сабина, добрый день, простите меня, отвечу в следующий раз. Спасибо. С уважением Азова Ольга Ивановна

Просмотр 15 сообщений - с 421 по 435 (из 834 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.