Консультирует О.И. Азова, логопед, к.п.н.

Добро пожаловать на Алалия.ру Форумы Форумы групп Специалисты Консультирует О.И. Азова, логопед, к.п.н.

Просмотр 15 сообщений - с 241 по 255 (из 834 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #56043
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга Ивановна, у меня Федор в связи с началом чтения в речи заменяет все безударные А на О, и те О, которые нужно произносить как А, произносит как О: например, так и говорит «пока», «когда», «овария», «покочаться». Ужас какой-то, сплошное Оканье. Это временно, как привыкнет, что произношение и написание слов различается — пройдет? Или нужно какие-то меры предпринять?

    #56044
    suadministrator
    Хранитель

    Здравствуйте, Людмила!
    Вы должны выработать навык диафрагмального дыхания (он актуален для всех абсолютно, но чаще мы используем для дыхания или ключичный, или грудной тип дыхания).
    При диафрагмальном типе: вдох короткий — живот «надувается» (брюшная стенка), как шарик,
    выдох — живот подтягивается; выдох длинный, мне больше нравится через сжатые губы, плечи при этом не поднимаются, грудная клетка не участвует. Первые упр. лучше выполнять лежа, чтобы не отвлекаться, чтобы работал только живот (диафрагма).
    Вот упражнения для постановки речевого дыхания:
    1. Выполняется лежа. Положить руку на живот. На вдох надуть живот, на выдох плавно выдохнуть, живот втянуть. Сделать паузу, расслабиться.
    2. Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет «три», выдох — «шесть». Чтобы зафиксировать состояние мышц вдоха в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет «один».
    Все упражнения: вдох — три единицы, выдох — «шесть», пауза — «одна». Счет вести про себя. Вдох носом, а выдох ртом через плотно сжатые губы. 3-4 раза четырежды в день.
    3. во время ходьбы: один шаг — вдох, три шага — выдох, один шаг — пауза. 3-4 раза четырежды в день.
    4. Подъем по ступенькам: 1 ступенька — вдох, 2 ступеньки — выдох, приставить ногу — пауза. Пройти 1-2 марша лестницы. Количество ступенек на выдохе со временем можно увеличивать. Если все будете делать правильно, то будете подниматься без одышки, ноги устанут, а дыхание удержите.
    Далее придумайте сами, эти упражнения базовые. Старайтесь соблюдать два правила:
    1. вдох — надули живот, а не наоборот (сначала так не получается),
    2. со временем удлиняйте выдох, т.к. мы говорим на выдохе. Чем он длиннее, тем дольше нет запинки.
    Эти упражнения показаны всем: детям и взрослым. Детям с алалией ( и без нее) для активизации речи, взрослым — для постановки дыхания и голоса. И детям, и взрослым — для улучшения качества жизни. Но вот чаще всего организовать себя самостоятельно не получается.
    Желаю успеха.
    С уважением О.И.

    #56045
    suadministrator
    Хранитель

    Аня, добрый вечер!
    Аня, Вы уже приняли решение: дочка переведена в другую группу, а значит уже думали, взвешивали ситуацию, видимо, для Вики так будет лучше.
    Тяжелее, конечно, будет, там дети другие, диагнозы легче. А детей в вашем саду делят на подгруппы (условно сильную, условно слабую)? Так принято в логогруппах. Тогда Вике будет проще.
    Вы спрашиваете: не замкнется ли ребенок? А у Вики есть к этому склонность или Вы додумываете ситуацию? По вашему описанию не должна: активная, контактная. Детям не свойственно детально анализировать ситуацию.
    Будем надеяться, что логопед грамотно поступит: если будет Вике сложно, то увеличит количество индивидуальных занятий, чтобы подтянуть ребенка. Такое возможно.
    Удачи Вике и маме (переживаете только! по делу).
    С уважением О.И.

    #56046
    suadministrator
    Хранитель

    Оля, здравствуйте! Ключевое ваше слово: «в связи с НАЧАЛОМ чтения».
    Конечно, ребенок пока только учится — это главное. Не думаю, что это уже нарушение. На письме дети путают строчную «о» и «а» — «лишний» хвостик не дописывают, могут даже под ударением, т.к. это как правило либо издержки безотрывного письма (не достичал, не докрутил крючок) или моторные проблемы, редко — оптическое (пространственное) расположение, только у детей с сочетанными проблемами.
    А при чтении такое бывает, когда дети переходят к беглому чтению, «пытаются» читать орфоэпически.
    Спросите Федора, почему он буквы не прочитывает? Что сам ребенок говорит? Пока он должен читать, что видит (на ранних этапах чтения). Обязательно сидите напротив: следите за одновременной работой глаза, пальца (ведет под строкой), рта (что говорит) и уха (что не возможно отследить, только просить, чтобы слушал, что читает).
    Напишите, что юноша ответил.
    Оля, думаю, что недолго эта путаница будет. Федору скажите, что пока надо потерпеть: сначала скучно, а потом обязательно будет читать, как мама и папа.
    С уважением О.И.

    #56047
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга Ивановна, читает сын абсолютно правильно. Он все буквы правильно видит и воспроизводит. В качественном смысле — да, некоторый прогресс у нас, так что короткие или просто знакомые слова может прочитать не по слогам, а бегло.
    Все проблемы только в речи: когда он разговаривает, то довольно часто орфографически говорит «о» там, где по произношению должно быть «а». Например, мы говорим «пака», а он «пока», мы говорим «хачу качаца», а он «хочу кочаца».
    Еще у меня есть догадка, что это связано с пребыванием у бабушки. Она певчая в храме, иногда читает там, и когда молится дома, то соблюдает строго церковно-славянское произношение: там же О при произношении не заменяются на А. Может, он наслушался и автоматически начал повторять? Если это так, то насколько это серьезно и стоит ли на данном этапе избегать такого опыта для Феди (сама я тоже при нем много читаю на церковно-славянском, но не соблюдаю старого произношения и делаю замены гласных как в современном русском)?

    #56048
    suadministrator
    Хранитель

    Оль, мой также говорит: «корова», «молоко» тож послушаю…..

    #56049
    suadministrator
    Хранитель

    Добрый день, Ольга Ивановна!
    Спасибо за ответ!
    Вы правильно подметили — решение уже принято, и ребенку остается лишь его исполнить. А то, что сейчас происходит — мои муки совести.
    Про подгруппы у меня нет информации, но знаю, что в логопедической группе есть один ребенок с ЗПР, т.е. логопед и воспитатель умеют обращаться с такими детьми.
    Что ж, поживем — увидим.

    #56050
    suadministrator
    Хранитель

    Оль, мой также говорит: «корова», «молоко» тож послушаю…..

    Может, дело тогда не в славянском? Может, они просто считывают слово в зрительной памяти — как читали, а не в слуховой — как слышали?

    #56052
    suadministrator
    Хранитель

    Оля и Нора,
    давайте разделим слова на две группы:
    1. «корова», «молоко», «пока» — совпадает правильное правописание с произнесением. То есть существует и положительный эффект: ребенок говорит «орфографически» и будет грамотно писать. Вроде бы сплошная выгода. Так, моя свекровь родом и Нижегородской губернии «ворочает» на [о]. Говорит, что именно поэтому писала в школе правильно. Что-то в этом есть… Но я люблю закрепленный навык правописания, когда ребенок опирается на правило и ХОРОШИЙ опыт, т.е. большое количество упражнений.
    2. «овария», «кочается». В этих словах не совпадает ни произнесение, ни правописание, получается ошибка. Пока вроде бы это не очень важно: ошибки устной речи не исправляются красной пастой. Неприятности будут в школе, когда будет все исправлено и поставлена оценка.
    Теперь что делать.
    Общими усилиями мы решили, что ребенок использует произношение церковно-славянского языка или скажем диалекта. Я с этим соглашусь. Опыта (речевого) маловато и дети опираются на слуховой образец взрослого.
    В одной семье бабушка говорила «ети», вместо «эти», внук исправлял бабушку: так говорить нельзя, надо говорить «эти». Но именно это слово в школе стал писать через «е». Конечно, обидно.
    Часто дети, приезжая от бабушек из деревень и бывших наших славянских республик, где лексика и произношение близкое, но все-таки с особенностями, начинают допускать ошибки, свойственные диалектам местности или особенностям языка.
    Что делать:
    — исключить (по возможности) образец «неправильного» произношения; так как ребенок с алалией не может дифференцировать: где речевые ошибки, а где особенности произношения и т.д.;
    — сначала заниматься ТОЛЬКО чтением т.е. разделить в обучении два процесса чтение и письмо. Логичнее начинать с чтения, что обычно и бывает раньше.
    — чуть-чуть подождать (или, лучше сказать, выждать), вероятнее всего, это временно. Все постепенно пройдет
    P.S. Это НЕнарушение. Будем решать проблемы постепенно. Если осталась проблема до конца не прояснена — пишите.
    С уважением О.И.

    #56053
    suadministrator
    Хранитель

    Спасибо, Ольга Ивановна! Сейчас я поступаю так: когда мой ребенок пытается говорить «Онанас» вместо Ананас я просто показываю ему как пишется это слово в книге, и так мы делаем при всех ситуациях, когда правописание не совпадает. Не знаю правильно или нет, но вроде бы помогает.

    #56054
    suadministrator
    Хранитель

    Да, я тоже все поняла, и, Нора, замечательное решение показывать написание при несовпадении. Возьму себе за заметку. У нас то вдруг потише и почти исчезает оканье, то наплывом опять, вплоть до того, что «спосибо» через «о» идет.

    #56055
    suadministrator
    Хранитель

    У нас то вдруг потише и почти исчезает оканье, то наплывом опять, вплоть до того, что «спосибо» через «о» идет

    У нас и «бонан» был и «опельсин» 🙂 сейчас тоже пореже.

    #56056
    suadministrator
    Хранитель

    Девочки, по поводу «Онанаса» и «бОнана» пришла такая мысль. Это словарные слова. Вернее, они ими будут в школе.
    У мною очень любимого и уважаемого автора, Людмилы Георгиевны Парамоновой, есть книги «Русский язык в стихах» и «Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии». Там много очень полезных стихов на запоминание словарных слов.
    Кстати, полезная информация и для других мам: в ее книгах (не только перечисленных) много качественного материала, поданного в доступной форме, по закреплению грамматических форм языка, стихи на содержание текста орфографического правила и многое другое. Обратите внимание. Книги Людмилы Георгиевны у меня под знаком качества, т.е. всегда хорошо.
    По поводу письменного образца слова, что предложила Нора. Я уже писала в другом посте об этом: обращать внимание на правильное написание слова во время чтения, прочитывать его правильно (только, видимо, не смогла донести информацию). Только зайти нужно с другой стороны: после неправильного проговаривания, дать ЕЩЕ и письменный правильный образец. Считаю это правильным. Только образец обязательно пишет взрослый, а не ребенок.
    Вы, девочки, молодцы. Желание помочь своим детям привело вас на коррекционную тропку не только в качестве пациентов, но теперь уже и как педагогов, которые не только много знают, но и могут придумать свои, новые приемы логопедической работы.
    С уважением О.И.

    #56057
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга Ивановна, спасибо Вам большое за теплые слова.

    #56058
    suadministrator
    Хранитель

    Прошу прощения, что влезаю в тему. Листала и очень понравилась книга Александра Шибаева «Язык родной, дружи со мной». Обязательно собираюсь купить. Думаю, что и мы через годик до неё дорастем.

Просмотр 15 сообщений - с 241 по 255 (из 834 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.