Приглашение к размышлению

           Тема навеяна моей паникой, затопившей все существо при известии о Сашином заикании. И хотя наблюдения за ребенком, предпринятое лечение и скорое избавление говорят в пользу не невротического происхождения нашей новой напасти, меня не оставляют  давнишние сомнения, которыми хотелось бы поделиться и обсудить.      

             Поймала себя на мысли, что превращаю свою жизнь в абсолютное служение даже не ребенку -такому, какой есть: с недостатками, с нестабильностью нервной системы, с видимым отличием от окружающих, с несовершенной речью и мышлением, а доведением этого естества до нормы. И даже больше того — до высокой нормы. Представление о которой очень условно и сидит у меня в голове. Я заметила, что график своей весьма высокооплачиваемой работы подстраиваю под график занятий с ребенком, а не наоборот, что вроде было бы естественней. В театры (кроме детских спектаклей) я выбираюсь, только если мне билет буквально навяжут мои подруги. Я уже лет пять как бросила свои занятия спортом, которые ранее были обязательной составляющей моей жизни. Молчу про косметолога и прочие радости СПА. Если б мой муж не был так терпелив и благороден от природы — я б давно осталась одна. Старший ребенок тоже явно недополучает моего тепла и внимания. И дело не только в нехватке времени, скорее просто не остается сил, может и не физических, а каких-то других.

                И вот вопрос: а ведь мой малыш, которого я с таким остервенением «вытягиваю» , он же может чувствовать эту ответственность, которую я невольно возлагаю на него. Нет, до какого-то момента у меня даже мыслей не было, что это неправильно. А теперь мучают сомнения: может надо в какой-то момент затормозить, может такой фанатизм вреден не только мне (как бы жизнь проходит, и все такое), но и объекту этого пресловутого фанатизма: невольная попытка соответствовать, понимание, что это невозможно — отсюда неврозы; опять же требования к ребенку на уровне высокой нормы заставляют контролировать буквально каждый шаг в плане учебы — а значит, не дает развиваться самостоятельности?  Желание видеть ребенка гиперсоциальным заставляет контролировать полностью его поведение в общественных местах — не ведет ли это к инфантилизму или протесту?

                 Я помню свое впечатление от одного из первых посещений невропатолога в детской поликлинике, весьма неглупой, кстати: выписывая ноотроп, Е.В. прокомментировала: «Вы повысите его интеллект, но Вам будет с ним сложнее в плане поведения». Я тогда думала: «Только б был умным, а все остальное…» А теперь мучаюсь. Выращу эгоистичного, невротичного интеллектуала (не смейтесь), но вот кому это принесет счастье?

Рубрика: Без рубрики | 13 комментариев

Конец первой четверти

         Вдохновленная сегодняшней Ольгиной активностью решила написать о нас. Санька чуть-чуть не дотянул до каникул. Выдал температуру 40, которая продержалась 2 дня. Далее отдыхал 5 дней уже в полном здравии. У нас в школе вирус гуляет, так что педиатр перестраховалась. Да и я не рвалась особо в школу, понимая, что Саше просто нужен отдых. Плохо то, что заболели в день долгожданной экскурсии, которую я для класса и организовывала. Саша так ее ждал! И вот утром в назначенный день приходит ко мне в спальню со словами: «Я должен поехать на ЭТУ экскурсию», а сам горит весь. Так что порыдали утром, потом вечером, когда Саша захотел посмотреть фотографии класса на экскурсии. Да и отдых не задался. Оказалось, что болеть совершенно не выгодно: приходилось прописывать не только домашние задания (как я, наивная, надеялась), но и классные в полном объеме. По письму все основы идут в классе, а дома — сложное закрепление. Если не прописать классную работу — домашняя покажется очень сложной. По математике — все сложные задания делались в классе, если не сделать — будут пробелы в знаниях. Про чтение вообще молчу — здесь нам не до перерывов. Занятие логопеда пропустили только одно — пока температурил. Так что только отоспался. Но, видимо, хватило, потому что по школе скучал.

            Вообще меня радует Сашкино отношение к школе и учебе: без фанатизма, но с большой симпатией. Пишет очень неплохо. Сегодня решила устроить ему диктант по словарным словам: КАПУСТА, КРОСС, ГОСТИ, ОСИНА,  СОСНА,  СОРОКА -все написал правильно и притом быстро. Начали переписывать тексты. Тут случился смешной эпизод: разбирали, какие слова пишутся с большой буквы. Отвечает: «Имена и буква У». Удивляюсь, смотрю тексты в прописях: там почти все предложения начинаются: «У окна…», «У осины…» Разобрались, но автоматизма пока нет, может предложение начать писать с маленькой буквы.

            О грустном. Несколько недель назад логопед стала мне говорить, что ей кажется, что у Саши начинается заикание. На выходных сходили к нашей Е.Ю., состояние Саши ей очень понравилось, но заикание она увидела. Назначила когитум 2 амп. с утра и фенибут 1/2 табл днем и вечером. Через пару недель снова ей покажемся. Утешала меня тем, что: «Вот вы и пришли к когитуму — лекарству для поддержки девочек-отличниц в конце четверти». Ну, т.е. слабенькое средство.

            Зато, зато…На уроке музыки мой Саша единственный из класса узнал музыкальные отрывки из «Спящей красавицы» и «Лебединого озера»  и даже гордо сообщил, что был на этих спектаклях.  Так что он там теперь в почете. Так что не зря все, не зря, все в головках остается. А 6-го в качестве поощрения идем на «Чиполлино».

Рубрика: Школа | 9 комментариев

Где живут речные мыши?

Это у меня Саша сегодня в ударе. Сегодня прочитали по чтению текст о происхождении названий русских рек. Например, если в речке водятся бобры — речку могут назвать — Бобриха, а если хорошо ловятся ерши — Ершиха, а если ольха растет — Ольховка и т.д. Потом предлагается определить, почему так названы речки Камышовка, Ракитовка, Черная. Ну, про Черную речку Саша знал — ответил. Про Ракитовку даже пытаться не стала — сама рассказала. Спрашиваю про Камышовку, предвкушая правильный ответ: все разобрали, вроде все понял, про камыши знает и видел их неоднократно. И слышу: «Потому что там водятся речные мыши.» Видимо узрев странно изменившееся мамино лицо, ребенок торопливо стал объяснять: «Ну, знаешь, такие маленькие, хорошенькие…» Нет, ну мы разобрались, конечно. Но вот сижу и не знаю: плакать или смеяться?

Рубрика: Школа | 5 комментариев

Мало новых впечатлений

По счастливому  стечению обстоятельств нашу учительницу зовут так же, как нашего логопеда — Юлия Николаевна. Сегодня Саша высказал Юлии Николаевне — логопеду: «Вас зовут ЮН, учительницу в школе зовут ЮН, а я , как попугай, должен повторять Юлия Николаевна, Юлия Николаевна». Сказано было смешным сварливым тоном изможденного несправедливым устройством мира старичка.

Рубрика: Посмеемся? | 6 комментариев

Рекомендую…

Для поднятия настроения всем, кто на пути, и, особенно, кто уже вкусил, так сказать: Маша Трауб «Дневник мамы первоклассника».  При прочтении было устойчивое чувство, что автор живет в нашей квартире 🙂  А теперь еще и поняла, что они учатся по нашей программе: как раз сегодня читали про реки…

Рубрика: Без рубрики | 2 комментария

Геройство и рассчет

В классе у Саши есть такой активно-агрессивный мальчик. Каждый день я слышу рассказы о Матвее: кого-то тот ударил, кого-то толкнул, кого-то обозвал. Вот после очередного рассказа о зловредительстве Матвея в сторону моего Саньки, я интересуюсь у сына: «Может уже пора дать сдачи?» Мой герой делает большие круглые глаза и выдает буквально следующее: «Мама, ты Матвея видела? Он же толще меня, он меня сразу прибьет! » Спорить с этим утверждением было глупо — прибьет однозначно 🙂

Рубрика: Посмеемся? | 3 комментария

Школа. Первые впечатления.

     Ну, вот, закончился первый месяц Сашкиной школьной жизни. Постепенно наша жизнь входит в привычную колею, мне перестают сниться кошмары про школу, и появляется уверенность, что не так страшен черт, как его малюют.

     Во-первых, что для меня самое важное на этом этапе — Саньке вполне понравилась школа. Конечно,  характер моего мальчика  и не предполагал, что его будует тянуть к академическим занятиям, но свое удовольствие в дружбе с одноклассниками, радости самостоятельных покупок в буфете, уроках (где иногда можно блеснуть ) он нашел.

Саша подружился довольно близко с несколькими мальчиками из класса, причем меня удивил и порадовал его выбор: на мой взгляд очень интересные и развитые ребята. Поясню: удивление и радость вызваны не Сашиным выбором, а тем, что его приняли на равных. Санька приглашал мальчиков на день рожденья: я переживала, конечно, но все прошло просто замечательно: восемь совершенно диких пиратов повеселились от души. Причем Саша умудрился, приглашая каждого из своих гостей на сцену для вручения подарка, в микрофон охарактеризовать каждого с самой лучшей стороны: один играет в хоккей с трех лет и выиграл какой-то там турнир, другой — читает лучше всех в классе, третий — лучше всех склеил домик на трудах. Я в  его возрасте точно бы в обморок упала на сцене, а он — как рыба в воде. Девочка, с которой Саша сидел первое время за одной партой, а потом был пересажен, до сих пор сожалеет о потере такого чудесного соседа 🙂  Но Саша пока верен своей детсадовской первой (на самом деле-третьей) любви: Маша учится в соседней школе; недавно они встретились по пути на занятия, кинулись друг к другу через газон, Машу с трудом уговорили не дарить Саше рисунок — ее домашнее задание. Сцена из мелодрамы. А учительница характеризует Сашу как очень спокойного и рассудительного. В общем, в социум вписались.

Что касается непосредственно учебы, не обошлось без переживаний на грани истерики (моих, конечно, Санька счастлив безмятежно, и с самооценкой у него все в полном порядке). Начали писать буквы. Темпы — на мой взгляд просто дикие. За два дня «изучили», но не освоили шесть букв. И будьте любезны на второй день задание в тетради: слово ТИГР написать. Ребенок Т пишет спокойно, ТИ — более-менее, а ТИГР — просто беда. К букве Г он уже запутался в закорючках, автоматизации-то никакой. Я бегаю по комнате, заламывая руки, вот оно- началось, у нас нарушение пространственного восприятия, что делать, шеф, все пропало…В общем, спустя неделю осторожных опросов родителей и бабушек, я поняла, что такое положение вещей у всех, а в панике — я одна.  Остальные родители описывали муки с ТИГРОМ  больше с юмором. Так что я решила успокоиться и поучиться у родителей НОРМЫ такому снисхождению к детским неудачам. Такой вот парадокс.

Впрочем, сейчас Саша спокойно пишет и ТИГР, и ПИРОГА, и все остальное.

Рубрика: Без рубрики, Школа | 3 комментария

Как было

                       Навеяно нередко звучащим на форуме мотивом: вот ваши дети адекватны, усидчивы, могут заниматься, способны слушать, а мой — другой, поэтому мы и ищем что-то другое. Ну, кто имел сомнительное счастье видеть и общаться с моим Сашей, не дадут соврать: он очень, необычайно активен, его сложно в вольной обстановке заставить усидеть на месте, его не привлекают спокойные игры. Это сгусток энергии, которую трудно направить в мирное русло. Да, сейчас он способен выдержать в пристойном режиме несколько часов в школе, высидеть час с логопедом, сохранить адекватность на тренировке. Но, прошу не забывать, мы шли к этому долгих 6,5 лет!

 Первые наши занятия, когда Саше было 1,5 года, сейчас вызывают улыбку, а тогда…С трудом найденный педагог, которая согласилась работать с таким малышом, работала в центре города, куда по пробкам мы добирались иногда по 2 часа. И вот через три минуты занятия Саша делает ручкой пока-пока, разворачивается и идет к двери на выход. И никакие уговоры, ни мои, ни педагога не могли заставить его вернуться. Все занятие окончено, пожалуйте домой. Еще 2 часа, ага. И так было почти год.  Занимались урывками, ловя взгляд, стараясь заметить, что Саше интересно: так хоть на какое-то время можно было завладеть его вниманием. И так до 4 лет: то залезет под стол, то начнет хохотать не в тему, то просто откажется работать.

 К четырем годам, Саша научился работать с логопедом в течение часа. Со мной — минут 15. И только к 5 годам наши занятия стали полностью продуктивны. Сашины ровестники 4-х летки, которые пришли вместе с нами на Чапыгина, но при этом не занимавшиеся до этого, так и продолжали вести себя на занятиях неадекватно еще какое-то время. Их так же приходилось учить сидеть за столом, слушать педагога. Они так же залезали под стол, как Саша в 3 годика. Потому что все наши дети очень похожи, и проблемы у них похожие, в том числе поведенческие. Но они преодолимы, при терпеливом подходе.

Рубрика: Начало. | 5 комментариев

Как мы учились читать

По просьбам жаждущих, так сказать. Завожу специально рубрику, так как боюсь,  в одной записи не вспомню все ньюансы нашего довольно утомительного овладевания этим любимейшим времяпровождением всех  Сашиных родственников, далеких и близких. Итак, «волшебной таблетки» в виде какого-то учебного пособия, азбуки или даже специалиста, увы, здесь тоже нет. Старший сын начал читать запоем уже через два месяца после начала обучения чтению, Санька же не любит читать и сейчас, хотя прошло уже 3 года, как мы начали учить буквы. Саше почти исполнилось пять, когда наша Юлия Николаевна — логопед с речевого отделения на Чапыгина, удивила меня известием, что пора приступать к обучению чтению. Наши успехи к тому времени, на мой взгляд, были весьма скромны: конечно, Саша приучился к занятиям, причем не только с посторонними, но и со мной; появилась фразовая речь; понимание бытовой речи; хорошо шла постановка звуков. Но, Боже, это был уровень трехлетки, в лучшем случае. Мои сомнения развеяла и Ю.Н., и наша врач, в один голос и с полной уверенностью убеждавшие, что если сейчас не начнем, можем к школе просто не успеть. Плюс говорилось о пользе чтения именно для сенсорных алаликов в плане понимания. В этом я убедилась, хоть и только через год: прочитанные задания понимаются значительно лучше услышанных. Ю.Н. начала обучение чтению совершенно классически: с гласных букв. И сразу начались сложности. До сих пор не могу понять, почему эти значки, обозначающие буквы, были так трудны для Сашиного восприятия. Только через год Саша сносно стал читать слоги. Причем вспоминаются парадоксальные вещи: уже выученные буквы и слоги прекрасно читались в «Логопедической азбуке» Новиковой, по которой мы учились, но воспринимались как откровение в других источниках. Т.е. Саша не читал вывески, долго не узнавал буквы в оглавлениях книжек и т.д.  Попытки изучения букв по кубикам воспринимались как личное оскорбление :). В интернете нашла отличные отзывы о «»Букваре для детей с тяжелыми нарушениями речи» Резниченко, но, заказанный через интернет, он пришел по почте как раз,  когда мы уже перешли от слогов к малым формам: маленьким текстикам. Вот тут стало немного легче. Может потому, что ребенок наконец понял, зачем все эти муки: можно прочитать что-то интересное. Но факт: маленькие рассказы, пусть даже со сложными словами, пошли легче. А может все просто: количество переросло в качество. Конечно, были типичные ошибки: путал буквы Т-Н, переставлял буквы в слогах КО-ОК, но их становилось все меньше. Но, что радовало: всегда хорошо понимал прочитанное. Вроде читает медленно, с ошибками, с исправлениями, но смысл текста не теряет.  А дальше — дело техники: чем больше читаем, тем легче. Если не читаем даже неделю — это сразу сказывается на технике чтения. Так что работать еще и работать. И еще вспомнила. Все время обучения Ю.Н. нам давала задания, связанные со словами и буквами. Заменить буквы в слове, чтобы получилось другое (КОТ-КИТ); переставить слоги, чтобы получилось слово (БО-РА-ТА   РАБОТА), вставить пропущенные буквы (К_Т КОТ) и т.д. Так что это моя работа  с Сашей была довольно рутинной, а со стороны логопеда работа была довольно специфичной. Так что если будет кому интересно, постараюсь наши задания выложить, хоть частично.

Рубрика: Как мы учились читать. | 3 комментария

Сашины перлы

Мелкому 6,5.
 Посмотрел  «Возвращение мушкетеров»,  и теперь радует окружающих проникновенным, а, главное –“ громким, очень-оооочень громким исполнением  песен из этого фильма. Аудиторию предпочитает найти на улице, поближе к дому. Улица наша тихая, пасторальная, к вечеру, когда исполнитель возвращается с прогулки –“ практически вымершая, так что акустика на уровне, мне на моем 4 этаже слышно замечательно.  Надо сказать, что текст примерно такой: «Прощай, любовь, ты вся как из огня, а этот мир холодный, словно лед ..», и еще: «Как по лезвию бритвы без слез и молитвы…¦ что-то там» –“ совсем не детские стишки. В общем, публика в восторге.
Саше 6,10
Захотел сегодня мой младший в дождь выйти на балкон, посмотреть на радугу — получает в связи с этим обычную мою немалую дозу ЦУ: надень куртку, переобуйся, возьми зонт, не касайся перил (там провод еще не убранный), не прыгай и т.д. –“ я мамашка заполошная . Деть смотрит так серьезно и вопрошает: «А дышать можно?» 
Саше 7,5
Увидев в детской постели кусок засохшего хлеба, поинтересовалась, не тараканов ли сын разводит. Саша вытаращил удивленные глаза : «Мама, ты что! Тараканы только в сказке бывают!» Вот она, наивность избалованного достатком поколения! 🙂

Рубрика: Посмеемся? | 4 комментария