Тема навеяна моей паникой, затопившей все существо при известии о Сашином заикании. И хотя наблюдения за ребенком, предпринятое лечение и скорое избавление говорят в пользу не невротического происхождения нашей новой напасти, меня не оставляют давнишние сомнения, которыми хотелось бы поделиться и обсудить.
Поймала себя на мысли, что превращаю свою жизнь в абсолютное служение даже не ребенку -такому, какой есть: с недостатками, с нестабильностью нервной системы, с видимым отличием от окружающих, с несовершенной речью и мышлением, а доведением этого естества до нормы. И даже больше того — до высокой нормы. Представление о которой очень условно и сидит у меня в голове. Я заметила, что график своей весьма высокооплачиваемой работы подстраиваю под график занятий с ребенком, а не наоборот, что вроде было бы естественней. В театры (кроме детских спектаклей) я выбираюсь, только если мне билет буквально навяжут мои подруги. Я уже лет пять как бросила свои занятия спортом, которые ранее были обязательной составляющей моей жизни. Молчу про косметолога и прочие радости СПА. Если б мой муж не был так терпелив и благороден от природы — я б давно осталась одна. Старший ребенок тоже явно недополучает моего тепла и внимания. И дело не только в нехватке времени, скорее просто не остается сил, может и не физических, а каких-то других.
И вот вопрос: а ведь мой малыш, которого я с таким остервенением «вытягиваю» , он же может чувствовать эту ответственность, которую я невольно возлагаю на него. Нет, до какого-то момента у меня даже мыслей не было, что это неправильно. А теперь мучают сомнения: может надо в какой-то момент затормозить, может такой фанатизм вреден не только мне (как бы жизнь проходит, и все такое), но и объекту этого пресловутого фанатизма: невольная попытка соответствовать, понимание, что это невозможно — отсюда неврозы; опять же требования к ребенку на уровне высокой нормы заставляют контролировать буквально каждый шаг в плане учебы — а значит, не дает развиваться самостоятельности? Желание видеть ребенка гиперсоциальным заставляет контролировать полностью его поведение в общественных местах — не ведет ли это к инфантилизму или протесту?
Я помню свое впечатление от одного из первых посещений невропатолога в детской поликлинике, весьма неглупой, кстати: выписывая ноотроп, Е.В. прокомментировала: «Вы повысите его интеллект, но Вам будет с ним сложнее в плане поведения». Я тогда думала: «Только б был умным, а все остальное…» А теперь мучаюсь. Выращу эгоистичного, невротичного интеллектуала (не смейтесь), но вот кому это принесет счастье?