Приглашение к размышлению

           Тема навеяна моей паникой, затопившей все существо при известии о Сашином заикании. И хотя наблюдения за ребенком, предпринятое лечение и скорое избавление говорят в пользу не невротического происхождения нашей новой напасти, меня не оставляют  давнишние сомнения, которыми хотелось бы поделиться и обсудить.      

             Поймала себя на мысли, что превращаю свою жизнь в абсолютное служение даже не ребенку -такому, какой есть: с недостатками, с нестабильностью нервной системы, с видимым отличием от окружающих, с несовершенной речью и мышлением, а доведением этого естества до нормы. И даже больше того — до высокой нормы. Представление о которой очень условно и сидит у меня в голове. Я заметила, что график своей весьма высокооплачиваемой работы подстраиваю под график занятий с ребенком, а не наоборот, что вроде было бы естественней. В театры (кроме детских спектаклей) я выбираюсь, только если мне билет буквально навяжут мои подруги. Я уже лет пять как бросила свои занятия спортом, которые ранее были обязательной составляющей моей жизни. Молчу про косметолога и прочие радости СПА. Если б мой муж не был так терпелив и благороден от природы — я б давно осталась одна. Старший ребенок тоже явно недополучает моего тепла и внимания. И дело не только в нехватке времени, скорее просто не остается сил, может и не физических, а каких-то других.

                И вот вопрос: а ведь мой малыш, которого я с таким остервенением «вытягиваю» , он же может чувствовать эту ответственность, которую я невольно возлагаю на него. Нет, до какого-то момента у меня даже мыслей не было, что это неправильно. А теперь мучают сомнения: может надо в какой-то момент затормозить, может такой фанатизм вреден не только мне (как бы жизнь проходит, и все такое), но и объекту этого пресловутого фанатизма: невольная попытка соответствовать, понимание, что это невозможно — отсюда неврозы; опять же требования к ребенку на уровне высокой нормы заставляют контролировать буквально каждый шаг в плане учебы — а значит, не дает развиваться самостоятельности?  Желание видеть ребенка гиперсоциальным заставляет контролировать полностью его поведение в общественных местах — не ведет ли это к инфантилизму или протесту?

                 Я помню свое впечатление от одного из первых посещений невропатолога в детской поликлинике, весьма неглупой, кстати: выписывая ноотроп, Е.В. прокомментировала: «Вы повысите его интеллект, но Вам будет с ним сложнее в плане поведения». Я тогда думала: «Только б был умным, а все остальное…» А теперь мучаюсь. Выращу эгоистичного, невротичного интеллектуала (не смейтесь), но вот кому это принесет счастье?

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

13 комментариев на «Приглашение к размышлению»

  1. Светлана Руднева говорит:

    Тань, я очень хорошо тебя понимаю. Но думаю ты все делаешь правильно.
    Только так и можно чего-то добиться в жизни- трудом и преодолением. А трудности, как мы знаем, часто закаляют человека. Но твои сомнения заключаются в том, как я понимаю, что на пределе сил долго человек выдержать не может. Он может или сорваться или сломаться. И именно поэтому, чтобы к интеллектуальным нагрузкам(которые мы не уменьшаем) не добавлять эмоциональных я и отдала Сашку в речевую школу. Там эмоционально очень благоприятная среда. А вот как у вас я не знаю. И нужно все тщательно выспросить.А насчет того, что мы сейчас посвящаем себя детям-это тоже правильно. Я думаю, что на следующий год все будет проще. Я вот, собираюсь выйти на работу. И продолжать заниматься наукой. Но я не циклюсь полностью на одном ребенке. Я очень много времени отдаю и старшему. С ними обоими хожу по музеям и театрам каждую неделю. И думаю это просто необходимо. Но и с мужем мы часто ходим и в театр и в кино и в кафешки или ресторанчики. И дети в это время отдыхают от нас, а мы от них. Так что о себе забывать, конечно не стоит но в разумных пределах. И еще — мне кажется важно верить в своего ребенка и помогать именно ему и развивать именно его способности, а не равняться на других пусть и в чем-то сейчас успешнее. Мы начали ходить в кружок авиамоделирования. Сашке очень нравится.

  2. Светлан, в том-то и дело, что мои сложности — это мои сложности 🙂 Боюсь, что ребенок чувствует вот эту необходимость соответствовать моей задранной ? планке, и, возможно, срывается. Насколько я понимаю, психология младшего школьника считает нормальным его желание не огорчать маму. А уровень его интеллекта вполне позволяет заметить, что соответствовать иногда трудно, а иногда невозможно. Саня у меня вообще эмоционально очень одарен: он замечает малейшие ньюансы настроения. И проблемы явно не из школы: там для него если не «легкотня», то на порядок ниже уровня наших самостоятельных занятий. Т.е. там он пока однозначно чувствует себя вполне успешным. А дома все гораздо сложнее.

  3. solnywka говорит:

    «И вот вопрос: а ведь мой малыш, которого я с таким остервенением «вытягиваю» , он же может чувствовать эту ответственность, которую я невольно возлагаю на него.»
    Татьяна, я думаю, что вот это вполне возможно. И, возможно, действительно стоит снизить немного планку, равняться не на высокую, а на среднюю норму.
    «И еще –“ мне кажется важно верить в своего ребенка и помогать именно ему и развивать именно его способности, а не равняться на других пусть и в чем-то сейчас успешнее. »
    Эта мысль мне очень нравится и я стараюсь делать так, но все равно Федина речь — это святое. Пусть будет успешным в чем-то еще, пусть поет, танцует, рисует, вышивает, что угодно. Но хорошо говорить он ДОЛЖЕН.
    Я думаю, что до какого-то момента такая целенаправленность, стремление к высокой норме очень хороша и полезна. Она помогает добиваться успеха. Но потом стоит отпустить контроль, ведь уже все хорошо. Немного расслабиться и получать удовольствие. Хотя, наверное, это тяжело, когда много лет живешь в бешеном ритме и с мыслью: Успеть до школы, дотянуть до хорошей общеобразовательной школы.
    Нам до школы еще далеко, но даже сейчас я замечаю, что больше сил физических и душевных уходит на Федю. На старшего сына и в том его возрасте, как Федя сейчас, и в теперешнем возрасте трачу времени и сил меньше. Получается так: первоочередная задача вечером — логопедические и нейропсихологические занятия, а немецкий и математика подождут, здесь же все в норме. Очень хочу как-то изменить эту ситуацию, но как — это вопрос пока для меня сложный. А количество необходимого для Феди возрастает, успеть надо. Думаю, что в школе (если закончится к тому времени все хорошо) я окажусь в таком же положении, как и вы.

  4. solnywka Вы как раз уловили суть моих сомнений: надо остановиться или темп снизить, раз все хорошо. В этом-то и проблема. Безусловно, по сравнению с тем, что было — все отлично. Но ведь каждый раз планку поднимаешь. Когда заговорил — нужно, чтоб речь была правильная и чистая; потом, чтоб читал слитно и с выражением, понимая прочитанное; затем — системное мышление, безупречная логика, адекватное поведение и т.п. Все увлечения и дополнительные занятия — они ж тоже в прямой связи с интеллектуальными возможностями находятся. Т.е. невозможно развивать таланты ребенка, оставив в покое его развитие интеллектуальное. И непонятно, когда останавливаться, если впереди поле непаханное. А если планку не поднимать, то вроде как миссия незавершена 🙂 Короче, замкнутый круг.

  5. solnywka говорит:

    «Короче, замкнутый круг.»
    Это да… У меня тоже так.
    Сначала — чтобы заговорил. Заговорил — теперь предложениями, ну хотя бы из 2 слов. Ага, 2 лова есть — нужно 3, а лучше 4. Не просто Девочка сидит, а Девочка сидит на стуле. Предложения получаются — теперь рассказы нужны и слоги не переставлять, а еще звуки выговаривать.
    Рисовать начал и раскрашивать — хорошо. А что это одних человечков? Надо пейзажи и натюрморты, вон Сережа (это старший) комиксы на десятки страниц строчит, а тут человечек. Ну и пусть, что лучше всех из группы среди мальчиков, сад-то логопедический.
    Научился ходить по лестнице, правильно перешагивая и на мотосамокате кататься — нужно на велосипеде кататься, на одной ножке уметь стоять. Умеешь на одной ножке стоять? — Теперь пора на ней прыгать.
    В общем, я думаю, это правильно. Потому что само собой ничего с неба не упадет. Но важно отследить, когда это поле непаханое уже не надо пахать. Когда необычный ребенок стал похож на обычных, пусть живет, как они. Пусть имеет право получать 3, придумывать про «речных мышей», лениться, не понимать задачи ну и все-все, что может делать обычный ребенок.
    Я так хочу. Не уверена, что смогу дойти до общеобразовательной школы и высокой нормы. Не уверена, что смогу остановиться в своих требованиях. Но очень хочу.

  6. Тань, я думаю, что не такая уж у вас легкотня, раз девочки без проблем падают от усталости. И еще помню читала про очень талантливую девочку, которая обладала редким музыкальным талантом. Сначала ее все хвалили и ей очень нравилось заниматься. Она выступала на концертах, много занималась и играла все лучше и лучше. Но мама все время поднимала и поднимала планку, требовала все большего и большего. И однажды девочка не выдержала, как бы внутренне перегорела. Она просто не могла больше заниматься. Она садилась у фортепиано и плакала. И так каждый раз. И все- больше она музыкой не занималась. И ее талант загубила именно ее мама ЧРЕЗМЕРНО повышая свои требования. Я вот про это. Иногда стоит и отпустить и ослабить нагрузку и предоставить даже некоторую самостоятельность. И пусть он сейчас не такой умный, не такой воспитанный, не такой начитанный как хотелось бы. Главное, чтоб он чувствовал, что его любят не за что-то. А просто так. И побольше хвалить, а не ругать ребенка. Ведь обычно все мы ругаем ребенка, если он в чем-то не соответствует нашим подчас завышенным требованиям

  7. Светлан, «легкотня» — это цитата из Саньки. Это с точки зрения материала, который необходимо усвоить — видимо, так и есть, проблем нет, совершенно. Он даже мои диктанты пишет грамотно (в школе пока их нет), написание слов сразу выучивает. Что лично меня удивляет, очень. А вот что касается объемов, темпов, школьного режима и дополнительных занятий — я сама с трудом представляю, как он это выдерживает, с учетом анамнеза, так сказать. Ну, т.е. пойми правильно, я не думаю, что ему легко, и поэтому гоню в гору. Я поднимаю планку уже даже может по привычке: этап пройден — идем дальше. «Любить какой есть» — золотые слова, а он ТАКОЙ есть, или я недоработала пока? Я уже писала где-то, что когда ушли алалические проблемы, обнаружились таланты, которые где-то даже удивляют и взывают уважение. И кто сказал, что если я сейчас решу, что уже все хорошо, дальше сам-сам — что все эти способности разовьются сами собой?

  8. Ми говорит:

    Таня, я не знаю что сказать. Я другая. И ребенок у меня другой, видимо. Мое принятие где-то совершенно определённо граничит с ленью. Твой путь для меня это просто нечто вызывающее огромное уважение. И то что Саша соответствует тянется за твоим темпом — это вообще фантастика. А себя ты же об коленку не сломаешь. Я легко могу тебе сказать — да уже расслабься, вы УЖЕ в норме, чего-там еще делать. Но это же твоя жизнь. Всегда выбираешь то что тебе ближе. Правильно на всех не существует. Если б у тебя Саша срывался, выдавал какую-нибудь психосоматику и тд — тогда можно б было волноваться, а если вы оба бойцы — так это ж здорово!

  9. Похоже, я самая больная на головушку…

  10. Тань, если есть способности, конечно их стоит развивать. Мы в общем-то для этого и преставлены к детям. У моего вот, по-моему, конструкторские способности. И поэтому мы ходим в худ. школу и на авиамоделирование.(Но я не требую чтобы его рисунки были лучшими, они даже иногда самые худшие в группе. Я хвалю его за любые рисунки, и за любые модели. Но дома я стараюсь показать, что можно было бы сделать что-то поаккуратнее.). И наверное, поэтому он бежит туда в припрыжку. И я вижу, что эти занятия делают его счастливым. А что нам еще надо.
    Дорогу осилит идущий. Конечно, не стоит останавливаться. У нас вот, например, много литературных кружков, где дети сначала играют в лит. игры, пишут простейшие стихи и сказки или продолжения сказок-это я применительно к вам. Но это явно не наши дарования. И я думаю в театральный кружок твой Сашка тоже летит на крыльях.

  11. Свет, высокая норма для меня — это не лучше всех, а в чем-то глубже. Я не требую от Саши быть лучше всех, тем более во всем. Я вижу, что он при интенсивных занятиях может отлично учиться — и спрашиваю себя: интенсив или спокойная посредственность? Если я вижу, что интерес к предмету глубже, чем школьный минимум, почему бы это не развить? Просто мне пока трудно увидеть, что за этим интересом стоит: искренняя тяга узнать больше или стремление соответствовать маминым запросам.
    Кстати, читая твои комментарии, все больше убеждаюсь, что на самом деле ты-то тоже такая, иначе занимались бы в своей речевой спокойненько, ни тебе художественной школы, ни кружка авиамоделирования. Есть же дети, вполне себе здоровые, перед которыми не ставиться никаких дополнительных задач.

  12. Конечно, такая же поэтому хорошо тебя понимаю.

  13. Я считаю, что чем больше дверей открыть перед ребенком в детстве, тем ярче и интересней будет его жизнь в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *