Как мы учились читать

По просьбам жаждущих, так сказать. Завожу специально рубрику, так как боюсь,  в одной записи не вспомню все ньюансы нашего довольно утомительного овладевания этим любимейшим времяпровождением всех  Сашиных родственников, далеких и близких. Итак, «волшебной таблетки» в виде какого-то учебного пособия, азбуки или даже специалиста, увы, здесь тоже нет. Старший сын начал читать запоем уже через два месяца после начала обучения чтению, Санька же не любит читать и сейчас, хотя прошло уже 3 года, как мы начали учить буквы. Саше почти исполнилось пять, когда наша Юлия Николаевна — логопед с речевого отделения на Чапыгина, удивила меня известием, что пора приступать к обучению чтению. Наши успехи к тому времени, на мой взгляд, были весьма скромны: конечно, Саша приучился к занятиям, причем не только с посторонними, но и со мной; появилась фразовая речь; понимание бытовой речи; хорошо шла постановка звуков. Но, Боже, это был уровень трехлетки, в лучшем случае. Мои сомнения развеяла и Ю.Н., и наша врач, в один голос и с полной уверенностью убеждавшие, что если сейчас не начнем, можем к школе просто не успеть. Плюс говорилось о пользе чтения именно для сенсорных алаликов в плане понимания. В этом я убедилась, хоть и только через год: прочитанные задания понимаются значительно лучше услышанных. Ю.Н. начала обучение чтению совершенно классически: с гласных букв. И сразу начались сложности. До сих пор не могу понять, почему эти значки, обозначающие буквы, были так трудны для Сашиного восприятия. Только через год Саша сносно стал читать слоги. Причем вспоминаются парадоксальные вещи: уже выученные буквы и слоги прекрасно читались в «Логопедической азбуке» Новиковой, по которой мы учились, но воспринимались как откровение в других источниках. Т.е. Саша не читал вывески, долго не узнавал буквы в оглавлениях книжек и т.д.  Попытки изучения букв по кубикам воспринимались как личное оскорбление :). В интернете нашла отличные отзывы о «»Букваре для детей с тяжелыми нарушениями речи» Резниченко, но, заказанный через интернет, он пришел по почте как раз,  когда мы уже перешли от слогов к малым формам: маленьким текстикам. Вот тут стало немного легче. Может потому, что ребенок наконец понял, зачем все эти муки: можно прочитать что-то интересное. Но факт: маленькие рассказы, пусть даже со сложными словами, пошли легче. А может все просто: количество переросло в качество. Конечно, были типичные ошибки: путал буквы Т-Н, переставлял буквы в слогах КО-ОК, но их становилось все меньше. Но, что радовало: всегда хорошо понимал прочитанное. Вроде читает медленно, с ошибками, с исправлениями, но смысл текста не теряет.  А дальше — дело техники: чем больше читаем, тем легче. Если не читаем даже неделю — это сразу сказывается на технике чтения. Так что работать еще и работать. И еще вспомнила. Все время обучения Ю.Н. нам давала задания, связанные со словами и буквами. Заменить буквы в слове, чтобы получилось другое (КОТ-КИТ); переставить слоги, чтобы получилось слово (БО-РА-ТА   РАБОТА), вставить пропущенные буквы (К_Т КОТ) и т.д. Так что это моя работа  с Сашей была довольно рутинной, а со стороны логопеда работа была довольно специфичной. Так что если будет кому интересно, постараюсь наши задания выложить, хоть частично.

Запись опубликована в рубрике Как мы учились читать.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Как мы учились читать»

  1. Ми говорит:

    вот и у нас как личное оскорбление 🙂
    давай, Танечка, выкладывай упражнения!

  2. А у нас с Жуковой как у вас с Новиковой — в букваре читает свободно, даешь другой источник — как будто первый раз буквы видит, даже в слоги толком не сливает, а просто буквы перечисляет.

  3. Ольга, потому что, видимо, велосипед второй раз не изобрести: один диагноз — похожие проблемы. Я как мантру повторяла слова на шего врача: «Все идет хорошо. Это в структуре диагноза.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *