Недоразвитие речи по типу сенсорной алалии (СА).

Добро пожаловать на Алалия.ру Форумы Форумы групп Специалисты Недоразвитие речи по типу сенсорной алалии (СА).

Просмотр 15 сообщений - с 16 по 30 (из 62 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #57914
    suadministrator
    Хранитель

    rina, прислушайтесь к логорее (бормотанию) Тотоши, вдруг да услышите в ней какие-то зачатки номинативной лексики. Делать это надо, когда он сопровождает свою игру этими вокализациями. Предложите понаблюдать за чем-то движущимся, скатывающимся, эмоциональные междометия — это для вас. Тычьте его пальчиком не во всё подряд, а в то, на чём он остановит взгляд, что его заинтересует, тут же без спешки, но с выражением и с хорошей мимикой назовите этот предмет, его результативные попытки повторить обязательно должны быть поощрены. Знаете его «наборчик» высказываний — сначала закрепите его с поощрениями. Работая в психоневрологическомло санатории с маленькими детьми, я неблюдала, что некоторых детей мало чем можно заинтересовать. Тогда я обыгрывала только привлекающие их внимание предметы: даже про машинки можно сочинить много интересного: и действия с ними продемонстрировать, и детальки назвать, сосчитать, и сюжетные игры придумать, и песенку со звукоподражаниями сочинить.

    #57916
    suadministrator
    Хранитель

    Марина Александровна, добрый день.
    Объясните, пожалуйста, как отличить недоразвитие речи по типу СА от недоразвития речи по типу МА?

    #57917
    suadministrator
    Хранитель

    МАМАСТАСА.давайте это в теме Как воспитывать….
    Не нужно мешать.

    #57918
    suadministrator
    Хранитель

    Марина Александровна, здравствуйте!
    Расскажите немного о себе.
    Если честно , у меня складывается впечатление, что Вы не просто логопед и ваша специализация , опыт или образование гораздо шире.

    И еще конкретный вопрос по поводу:

    Насыщайте детей ощущениями – простыми, но необходимыми: давайте им слушать разные звуки (шум океана, ручья, ветра,…), используйте аудио, видеозаписи, мини-планетарии, аромалампы, свечки (у вас ещё и дельфины).

    У меня ребенок залипает именно на таких вещах, огонь, фонтаны, ручьи, бульканье пузырьков, морской прибой, планетарии и тд. И меня это беспокоит, всегда стараюсь ненавязчиво вклинится в такое созерцание и отвлечь другими действиями …

    Разве это нужно поощрять?

    #57919
    suadministrator
    Хранитель

    А в каком санатории Вы работали? Как вы считаете, тяжелым детям там помогут?

    #57920
    suadministrator
    Хранитель

    Ничего нового для себя не увидила. Ожидала большего, думала, какая-то особая методика. Все итак все это делают и даже намного больше. А сидение за столом — это следующий этап, когда ребенок способен уже немного удерживать свое внимание.
    «ведь всё это – психологическая защита, проявления приспособления ребёнка к некомфортной ситуации, вызывающей стресс, попытки аккумулировать энергию для эмоционального успокоения – доступными ему способами. Бороться с этими способами бесполезно, нужно использовать их для достижения наших целей, подменяя их более приемлемыми.»
    Прежде всего как раз нужно бороться с «некомфортной ситуацией, вызывающей стресс». И не всегда причина такому поведению некомфортная ситуация, а конкретные физиологические причины, которые необходимо устранить. Не представляю как это можно использовать (непонятное «бормотание», отсроченные эхолалии, разные аутостимуляции в виде стереотипий )!
    «У детей чаще видим дефицитарность работы коры как вторичную дисфункцию, т.к. не дают ей «включиться в работу» низлежащие отделы мозга, пострадавшие изначально (пусть и не сильно) – ствол, подкорка, мозжечок, или нарушение метаболического (в частности, серотонинового) обмена в нервной ткани глобально или в определённых отделах мозга (опять же не только в коре). Даже при сохранности нервных клеток их взаимодействие может быть нарушено или замедленно.» Хотелось бы поподробнее узнать как вы это диагностируете особенно нарушение метаболизма.
    Спасибо

    #57921
    suadministrator
    Хранитель

    Марина Александровна спасибо большое за советы.

    rina, прислушайтесь к логорее (бормотанию) Тотоши, вдруг да услышите в ней какие-то зачатки номинативной лексики

    Тотошину логорею сложно назвать «бормотанием», он громка и очень интонированно все это лапочет. Я прислушалась когда мы читали книгу, вместо гав было что то типа БАГ. 🙂

    Насыщайте детей ощущениями – простыми, но необходимыми: давайте им слушать разные звуки (шум океана, ручья, ветра,…), используйте аудио, видеозаписи, мини-планетарии, аромалампы, свечки (у вас ещё и дельфины).

    Марина Александровна, я нашла в этом плане райское место, а именно кабинет музыкального терапевта. Большая комната с огромным колличеством музыкальных инструментов, одних дудочек штук 100, кселафоны, барабаны, струнные инструменты(название которых я не выговорю). Я правильно понимаю, что это поможет нам в тренеровке слуховосприятия?

    #57922
    suadministrator
    Хранитель

    angel,rina,kseniakl.
    Человек – не робот, не растение и даже не животное. Он живёт в человеческом обществе, он – существо общественное. Для обеспечения самосохранения и развития он должен приспособиться к окружающему. Человек обязательно реагирует на изменения внешней среды, да и своей внутренней. С этим никто не спорит? Когнитивная и эмоциональная системы совместно обеспечивают ориентировку в окружающем. Только эмоционально сбалансированный организм готов к познанию и развитию. Ребёнок с патологией центральной нервной системы не может обеспечить себе полноценное приспособление, с силу своих возможностей он познаёт мир, вооружившись своими способами психологической защиты, эмоциональной приспособленности.
    Так вот, то, что вы называете «зависанием» — одна из форм регуляции эмоционального состояния. Ребёнок как бы «подзаряжается», аккумулирует энергию для дальнейшей деятельности. Кстати, полевое поведение, которое частенько демонстрируют наши дети в «опасной» обстановке (например, на приёме врача в белом халате) – возбуждение, связанное с ощущением дискомфорта (стресс), хаотичное бесцельное передвижение по помещению, пренебрежение уговорам родителей – реакция того же уровня, самого примитивного регулирования своего эмоционального состояния. В сублимированном виде такой тип регулирования в некомфортной обстановке используют и взрослые здоровые люди: кто-то нервно ходит как тигр в клетке, кто-то нервно крутит прядь волос, кто-то отрывает пуговицы… Невозможно оградить ребёнка (да и себя, взрослого) от всех неприятностей и навсегда, причём для ребёнка с патологией ЦНС, со страхами нестабильности, недостаточным (искажённым) сенсорным восприятием внешней среды, неврологическими проблемами. Кем же мы будем, если лишим человечка возможности урегулировать своё эмоциональное состояние, запретив ему получать «чистые» эмоции от разнообразных сенсорных ощущений. Или лучше позволить ему полевое поведение? Всё равно «батарейку нужно подзарядить». Нет, не нужно ребёнку просто позволять «зависать», нужно использовать это для установления эмоционального контакта с ним, завоевания доверия, для развития на основе этих ощущений подражательной, игровой деятельности, а через них и речи. (Могу посоветовать литературу).
    Скажу ещё больше: даже стереотипии служат для регуляции эмоциональной сферы (если интересно, поговорим о них позднее), и их можно заменить более приемлемыми формами, и логопеды используют это — ритмизация деятельности (логоритмика, сказки с повторяющимися фрагментами сюжета, даже регулярная артикуляционная гимнастика и чёткий, повторяющийся распорядок дня).

    #57923
    suadministrator
    Хранитель

    К сожадению, не вижу ответа на мой последний вопрос.
    «У детей чаще видим дефицитарность работы коры как вторичную дисфункцию, т.к. не дают ей «включиться в работу» низлежащие отделы мозга, пострадавшие изначально (пусть и не сильно) – ствол, подкорка, мозжечок, или нарушение метаболического (в частности, серотонинового) обмена в нервной ткани глобально или в определённых отделах мозга (опять же не только в коре). Даже при сохранности нервных клеток их взаимодействие может быть нарушено или замедленно.» Хотелось бы поподробнее узнать как вы это диагностируете особенно нарушение метаболизма.
    Спасибо

    #57924
    suadministrator
    Хранитель

    rina, да, вы всё правильно поняли, для ребёнка с затруднениями понимания речи в первую очередь тренируют слуховое восприятие. Пусть он слушает, сам извлекает звуки, а потом отгадывает без опоры на зрение, какой инструмент звучал. Это называется воспитание слухового восприятия на неречевом материале: тренируется правый висок доступными для маленького ребёнка способами. Не пренебрегайте и другими ощущениями, преподносите новые, заинтересовывайте ими, сопровождайте эмоциональными междометиями, с них начинается речь. Разнообразные ощущения нужны ещё и для того, чтобы в мозге образовывались неовые межклеточные связи, новые ассоциации, чем их больше, тем надёжнее будет в будущем работа мозга (это как совершенство компьютера более высокого класса, «последнего поколения» — чем совершеннее компьютер, тем больше у него возможностей — сравнение не моё, а японца-основателя SONY.)
    Удалось додумать Тотошино слово — повторите его несколько раз чётко, покажите пальчиком на эту собачку, похвалите ребёнка.

    #57925
    suadministrator
    Хранитель

    kseniakl, никак не диагностирую, просто верю своим коллегам-врачам и учёным, которые посвящают этим исследованиям годы своей жизни.

    #57926
    suadministrator
    Хранитель

    Спасибо, понятно

    #57927
    suadministrator
    Хранитель

    Подскажите, где прячутся Ваши коллеги-врачи и ученые? Пока на моей памяти никто не предложил «копнуть» глубже коры, да и это в лучшем случае:))

    #57928
    suadministrator
    Хранитель

    На этот вопрос можно ответить, зная логику развития и включения в работу разных отделов мозга. Сначала включается подкорка, потом правое полушарие, к нему выстраиваются связи от подкорки. Потом из правого через межполушарные связи в левое полушарие все идет. Если подкорка не очень хорошо работает, от нее хорошие связи к правому полушарию не устанавливаются, ну и дальше от правого к левому тоже не выстраиваются, а в левом у нас речь. Знаем, что что-то вредное действовало на мозг в тот период, когда активно подкорка особенно активно созревает (беременность, роды, 1 год жизни), значит, в ней эти вредности все осели. Значит, дальше можно ожидать проблем, если самокомпенсация на произошла. А если есть проблемы в речи, значит, она не произошла. Ну и на ЭЭГ можно будет увидеть, например, дисфункцию или раздражение подкорковых и стволовых структур.

    #57929
    suadministrator
    Хранитель

    Лена Ваня,
    Ольга Ивановна и Ольга Юрьевна здесь подробно отвечали на различия СА от МА. Но вам хочется узнать не о теоретических состояниях, а о практических? Вот пример: ребёнок родился с поражением ЦНС, становление его речи происходило с признаками МА: он многое понимал, хотел общаться, но был ограничен в средствах языка, долгое время использовал только лепетные слова, обрывки слов, звукоподражания, эмоционально окрашенные междометия, жесты. Долго не появлялась фраза, глаголы вней заменялись жестами. Постоянно казалось, что и понимание речи неполноценно, с возрастом требования к речи возрастали, но возможности ребёнка были ограничены, словарь рос, но разборчивость была сниженной, слоговая структура нарушенной, звуки искажены. Заключение наших логопедов — ОНР (к-т уровня р.р)по типу МА, дизартрия стёртой формы. На языке врачей — ЗРР, по МКБ-10 — F80.1, что соответствует старому названию — МА. Почему старому? Наука идёт вперёд, доказано, что такое нарушение возникает при заинтересованности не только коры, но и подкорки, и ствола,иногда и мозжечка, а МА предполагает повреждения только коры.
    Другой пример должен последовать о СА. Их было много, говорилось, что никто в чистом виде её не встречал. Мне тоже не пришлось её увидеть изолированно, такую, как описана в учебниках. Да, бывают случаи грубого недоразвития понимания речи, но чаще они сопровождают аутизм и умственную отсталость. Классики описали её примерно так, как выглядит сенсорная афазия у взрослых. Детский мозг — это другое. То, что я видела — растройства по типу СА.

Просмотр 15 сообщений - с 16 по 30 (из 62 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.