Начало : )

18 февраля, 2011 в Занятия, Наши дети

Роботы-миньоны из мультика "Гадкий Я". Так я представляю миньонов, которые трудятся в наших мозгах. Вот их-то надо воспитывать! 🙂

 

Реацентр, 1-й курс лечения, 1-я неделя, 1-й прием у логопеда

Логопед приняла на консультацию, не на занятия. Спросила что у нас. Рассказал все основное вкратце. Посмотрела на «мед.карту», анализы, заключения. Задала мне несколько вопросов. Посмотрела на М, пообщалась, попробовала разговорить М… Просила повторить слова, слоги, показвала картинки. М было приятно общаться с ней. Потом Логопед сказала что, она вроде поняла что с ней.

Вот краткое резюме что она мне рассказала:

— Как видно из наблюдений и анализов врачей, М – моторный алалик, проблемы из-за нарушений в речевых областях в мозге, которые были следствием родовой травмы (повреждение шейных позвонков, нарушение кровооттока). В целом ребенок нормален, входит в контакт, обучаема.

— С ребенком нужно усиленно заниматься, применяя всевозможные средства (занятия, лфк, физио-рефлексотерапия, лекарства итд)

— Насколько выложимся, настолько получим результат. Надежду терять не следует.

— Очень сложные связи в клетках речевых зон (отвечающие за понимание речи, говорение, линейность и тд) нарушены и не следует ожидать, что они будут в дальнейшем адекватно развиваться как у нормальных детей.

— Следовательно, надо идти обходным путем, чтобы восстановить эти связи, а человеческий мозг имеет свойство меняться по заданному направлению. Это волшебное свойство называют ПЛАСТИЧНОСТЬЮ мозга. Об этом я напишу чуть позже.

— Так устроено Богом (логопед сказала природой), что прямо над (или близко, рядом) речевыми зонами находятся зоны, отвечающие за моторику, тактильные ощущения и управления руками, пальцами. И было известно очень давно, что существует тесная связь между развитием движений пальцами и способностью хорошо говорить. Поэтому следует серьезно обратить на это внимание. Но в тоже время, надо иметь ввиду, сами пальчиковые занятия (физ упражнения, лепка, оригами, рисование, работа, игры с мелкими предметами и тд) в нашем случае не создадут необходимые связи и навыки речи. Они будут необходимы для закрепления и поддержания речевых зон в рабочем состоянии.

— Известный обходной путь для развития речи в данном случае – обучение к чтению! Я тогда удивился, о каком чтении может идти речь если ребенок практически не понимает то, что ей говорят и не может произнести нормально слова, не то, что предложения? Логопед сказала, что, конечно, это чтение не является тем чтением, которым мы владеем и которому учат в школе – по крайней мере, в начале. Однако это поможет развить ЛИНЕЙНОСТЬ в говорении слогов, слов, а затем предложений одновременно развивая понимание. Тогда мне было это не совсем внятно… Теперь вроде разобрался. Но давайте все по порядку…
Она дала советы, как работать с М. Но во время и после первого курса у нас не совсем получилось с занятиями. В чем была основная проблема, поясню в свое время, когда буду излагать о реальном продвижении в этом процессе в процессе второго курса и на текущий момент. Но я не думаю, что мы впустую потратили время тогда. Реацентре делал свое дело, затем принимала лекарства… М начала играть с azbuka.pro, в основном самостоятельно (думаю может придется сделать отдельную тему как мы работали с этой программой – хорошая штука), она практически освоила «правила» и навыки по собиранию пазлов, лепили фигурки из папьемаше и кроме всего этого мама возила на занятия (лфк, дефектолог, рисование…).

До того как приступить к основной части нашей практики, позвольте поделиться с такими понятиями как ПЛАСТИЧНОСТЬ МОЗГА и ЛИНЕЙНОСТЬ.

ПЛАСТИЧНОСТЬ
Может вам уже известно об этом чудесном свойстве мозга. Вкратце, это способность мозга изменяться под влиянием обучения или других факторов. Его также называет способность мозга самоизменяться. Об этом много пишут, говорят, модная тема в нейрофизиологии. Можете прогуглить и почитать/послушать кое, что интересное по этой теме в интернете.

Но самый лучший пример, рассказанный признанным авторитетом в области нейрофизиологии Бехетеровой (на ютубе есть видео). Она рассказывала, что у нее был пациент, у которого из-за полученной травмы полностью был поврежден (уничтожен) речевая зона мозга. Он полностью потерял речь. Вердикт – физически невозможно восстановить убитые клетки, отвечающие за речь… Тогда совесткие нейрофизиологи сделали предположение что, на те участки мозга (зоны клеток) которые в принципе не ответственны за речь, попробовать «возложить» эту «непрофильную» функцию путем непосредственной электростимуляцией или других медицинских мер… Эксперимент превзошел все ожидания! Пациент начал говорить хорошо и даже слишком хорошо!

Отсюда вывод, что наше знание о функциональном разграничении участков мозга очень условно и поверхностно, на самом деле не все так просто, определенные участки мозга не только могут компенсировать потерянные способности (например, незрячие лучше слышат, чем зрячие), но и восстанавливать их! Это, оказывается, подтверждается многими фактами, хотя все еще не совсем ясно как все это происходит.

По-моему я читал в книге шведского исследователя «Перегруженный мозг» (очень научная, но в то же время, внятная, увлекательная и понятная книга для широкого круга – есть в и-нете) о том что, во время экспериментов исследователи заметили, что у незрячих людей вдруг активизируются участки мозга, отвечающие за зрение когда они начинаются учиться читать пальцами специализированные для слепых тексты! Вроде, область мозга, которая отвечает за зрение, должна быть полностью потеряна, и никакой активности больше не должно быть вообще! Но, сюрприз – а они функционируют даже если глаза совершенно не видят ничего! Это другая, малоизученная сторона пластичности…

Значит, если правильно стимулировать, тренировать мозг то можно добиться восстановления речи. С одной стороны, если можно обойти проблему через другие, «неспециализированные» участки мозга, например через чтение, рисование, письмо (в нашем с М, например, случае) и тд, то с другой стороны есть возможность восстановить неразвитые или потерянные зоны путем определенных мер их активизации! А как? – это уже другой большой вопрос. Главное мы знаем (вернее, на самом деле, догадываемся), что существуют определенные механизмы, которые нам надо просто взять на вооружении и все получится (и конечно только с Божьей помощью)!
По крайней мере, стоит попробовать!

ЛИНЕЙНОСТЬ
Без линейности невозможно построить речь. Линейность это, как я понимаю, это способность человека выстраивать четко по определенному порядку звуки, слоги, слова чтобы получились выражение и предложение. У моторных алаликов с этим проблема… Чем сложнее слово, тем труднее правильно выстроить звуки и соответственно слова, не то, что предложения… Например, если М просили сказать «мышка» – то говорила, «мыы…» или «миии» или «…шш..ка» или «кшаа» – каждый раз по разному. Когда снова и снова просили выговорить это слово это слово, тогда ребенок произносит …кааа. Или слово «лодка» произносила как «долка» или «калд» или «длодл». То есть не было навыка правильно выстроить слова из двух, трех слогов. (Сейчас, я думаю, мы добились определенных успехов в этом, но надо еще пройти очень многое).

Это нам кажется, что все это вроде очень просто говорить. Но на самом деле, когда мы говорим, пишем, читаем, слушаем происходят наисложнейшие процессы по конструированию слов и предложений. Специальные «обученные» нейрончики в микро-долях секундах связываются с другими через наисложнейший клубок каналов (синапсы, дендриты и всякое такое) и отправляют к друг другу импульсы… это просто сказать, но практически невозможно представить, не говоря о том, как описать! В этом случае я представляю себе героев мультика «Гадкий Я» – маленьких очкастых и шустрых роботов – миньонов в рабочей униформе: они в огромном хай-тек и в то же время жарком металокмобинате, мчатся туда сюда и соединяют провода, пускают через них ток… и получают какие-то разные, забавные штучки

Теперь представте, что эти миньончики в каком-то отдельном цехе по производству речи – просто не умехи, а их надо просто правильно построить и натренировать, так чтоб оперативно выдавали качественное говорение, при этом позвав на помощь из других отделов более опытных малышей миньонов. Задача не из легких, но придется поднатаскивать наших хулиганов хорошенечко, чтоб работали как надо! : )

Вот что я хотел, вам рассказать, опять-таки для начало. Извините за долгое вступление, но без этого мне было бы не просто объяснять те или иные действия в нашей практике.

В дальнейшем, я буду писать по каждому занятию, которые проводим с М. Методы, успехи, провалы, открытия, новые задачки-проблемы и тд…

4 ответа на Начало : )

  1. Дамир, у меня тоже был сенсорный алалик. Сейчас сенсорный да и алаличный компонент мы практически преодолели. И Бехтереву, я конечно, тоже с упоением читала. Но все же, как вы говорили, наши проблемы связаны с повреждением шейных позвонков, нарушением кровооттока. Поэтому это первое, что нужно выправить у остеопата. И праверить результат на УЗДГ. У нас реальные сдвиги в понимании речи произошли после посещения остеопата и приема лекарств. Курса сначала танакан 1 месяц, потом энцефобол. После этого ребенок все начал понимать. Понимать, но еще не говорить. Потом акатинол мемантин и упорная, каждодневыная работа. Еще очень помогает электрическая или лазщерная стимуляция о чем много написано на форуме. В , общем сей

    • Здравствуйте, Светлана! Прошу прощения, что вот так вламываюсь, но что-то никак у меня не выходит с регистрацией на этом сайте, а очень нужно. Сыну 3,5 года, поставлен диагноз ЗПРР, СЕНСОМОТОРНАЯ АЛЛАЛИЯ. Уже неделю сижу Интернете, естественно этот сайт первый, который попадается на пути любого родителя с той же проблемой. Вы пишите о своём положительном опыте в борьбе с этим диагнозом.
      У меня к Вам огромная просьба, поделитесь им пожалуйста!!! У меня в голове уже каша….
      Мы уже прошли 1 курс лечения в Волгоградском Реацентре. Назначены стандартно кортексин, пантогам, успокоительный сбор. Записались к остеопату. К логопеду пойдём наверное после второго курса, он назначен на апрель, может появится понимание и визуальный контакт…..
      А что можно попробовать ещё?
      Очень Вас прошу, ответьте! Может кто-то ещё на форуме не останется равнодушным, мне бы только определиться с верным направлением….

  2. Опубликовал сегодня в закрытом блоге первый запись о наших занятиях. Пока не знаю как давать доступ к пользователям, которым были бы интересны детали. А здесь, опубликую вывоводы:

    Выводы:
    1) Ребенок должен знать, когда начинается и заканчивается урок и следить за ходом занятия. Для этого в тетрадке прописывается имя ребенка. При выполнении одного блока задания, одна буква закрашивается. Так ребенок поймет что закрасив последнюю букву, от нее отстанут : ). Лучше дать ей самой закрашивать буквы, так ей будут интересней.
    Это очень сильный мотивирующий ход: она получает Обратную связь (Фидбек- это один из моих самых любимых волшебных инструментов, подробнее я напишу как-нибудь позже!), получает чувство контроля на процессом – закрасив последнюю букву ребенок просто не даст вам продолжить занятие (ну и пусть, хозяин-барин! : )) , в дальнейшем можно дать самой написать-нарисовать буквы в ее/его имени – что означает начало занятия!
    2) Читать по картинкам. Под картинкой нарисовать черточки и точки указывающие на слоги. И проводя пальчиком произносить что означают эти картинки.
    3) Учиться читать надо начинать с гласных: буквы внутри фигурок напоминающие форму губ при их произношении (А – внутри большого кружочка, У – маленьком, И- в перевернутом треугольнике, Ы – снизу черточка, О – вунтри овала, Э – на полукруге, Е- в прямоугольнике и тд)
    4) Далее надо сочетать гласные буквы-фигурки: ау, уа, оа, ио [соответственно произносить громче и мелодично аааааууууу, оооооаааа, ииииииииуууууу]. Указывать указательным пальчком на буквы-фигурки при чтении.
    5) Мотивировать похвалой за каждый успех, даже если он вам кажется не значительным. Ставьте большую пятерку в конце странички закончив урок!
    6) Надо настроить себя на каждодневную работу и сделать это несмотря ни на что!

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.