Занятия, ноябрь 2009

17 ноября, 2009 в Наши дети

Наши занятия приобрели некоторую системность. Я составила расписание, где три раза в неделю мы занимаемся по Теремковой, три раза в неделю грамматикой (это не только Новиковская, но и другие издания, где грамматические задания совпадают с темами в альбоме Теремковой), два раза математикой по Петерсону и один раз информатикой по программе «Детский сад 2100» (пособие «Все по полочкам»). Два раза в неделю — чтение по Н. Жуковой. Два раза в неделю — стихи наизусть. Два раза в неделю — развитие связной речи.

Каждое занятие у нас начинается с логоритмической разминки, когда какой-то стишок, по теме подходящий к той же Теремковой и изучаемой на неделе теме, мы проговариваем, соединяя движения тела и пальцев. Идет на ура.

Все занятия в целом не изолированы. На математике мы проговариваем то задание, которое выполняет, стараясь связно оформить рассказ о своих действиях. А в грамматике что-то можем посчитать. Приятно то, что задания к упражнениям не нужно пояснять. Иногда я могу прочитать два раза, если задание выражено сложным предложением, содержащим несколько условий (например, положи в синюю кастрюлю красных яблок разного размера столько же, сколько показывает цифра на этой кастрюле). Если предложения короче и четче — даже повторять не надо.

Если коротко пробежаться по всем урокам, то можно сказать следующее.

Теремкова идет очень хорошо. С большей частью заданий Федор справляется. Некоторые сложные я даже не беру, оставляю на следующий год. Самое главное — что к этому альбому неподдельный интерес. Если раньше мне приходилось говорить «ну, давай еще вот это сделаем», то теперь эти слова я слышу из его уст. Для меня Теремкова — это в первую очередь способ подтянуть психическое развитие, составить правильное представление об окружающем предметном мире. И оно формируется, каждое понятие становится на свое место и закрепляется там.

Грамматику по Теремковой отрабатывать тоже легче из-за богатого иллюстративного материала. Даже если я беру задания из других пособий, все равно они тематические и можно пользоваться этими картинками.

Грамматика Новиковской у нас тоже очень хорошо пошла. Для Федора это как развлечение, ребусы. Картинка к каждому предложению делает свое дело: мы просто озвучиваем то, что нарисовано. И озвучивает успешно. Конечно, это грамматика для детей 2-4 лет, но мы ее за две недели прошли практически всю: за раз проговариваем несколько разных заданий. Единственное, что я не трогала — это род. Там на нем особо не останавливаются. Он представлен в виде рядов предметов, объединенных одним признаком: например, теплая одежда (теплая шапка, теплый шарф, теплое пальто, теплые носки). Нам это ничего не даст, только запутает со средним родом и множественным числом, которое я пока не хочу брать, сосредоточившись на женском и мужском родах.

Отработанные по этому пособию предлоги «на-в» тоже вошли в словарь и над ними Федор трудится. Видно, что он думает над этим и каждый раз делает выбор, как сказать правильно. А выбрать не так просто, на самом деле. Особенно если учитывать, что говорим мы «играть В игрушки» и «лететь НА самолете» — вопреки общеупотребительным случаям. Я сама, погружаясь в язык, не перестаю удивляться, как же все сложно.

Математика у нас идет хорошо. Петерсон помог научиться сравнивать: сама я не могла добиться от Федора, чтобы он мог сказать, например, каких предметов на картинке больше. Сейчас соотносим цифру и предметы нужного количества. Отлично уже идет задание «Найди что лишнее» в любых вариантах. Что сначала, что потом. Продолжить последовательность. Все удается. Информатика — более интересная, требует логики при подходе. Вот тут Федору иногда трудно: особенно где нужно убрать те предметы, которые нарушают правильную последовательность при учете разных признаков. Но в целом тоже хорошо идет.

Чтение идет тяжело. Буквы запоминаем с трудом. Мы их размазываем пластилином, выкладываем спичками, лепим, рисуем, находим, читаем тематические стишки, обводим пальчиком, находим на плакате. Одна буква запоминается за неделю. И хотя непосредственно чтением занимаемся два раза в неделю, вспомнить букву, проговорить ее и прочитать несколько слогов стараемся каждый день. Огромным подспорьем является то, что буквы прибавляются по одной и сразу на них идет читаемый материал. То есть буква приобретает какое-то смысловое значение, увеличивает возможность читать.

Стихами тоже не блещем. Пока только четверостишия. Одно учим за два подхода. Но Федор запоминает все-таки смысл, пытается рассказать своими словами. Рифму совсем не чувствует. Стараюсь подобрать стихи, которые опять же подходят в тему нашим занятиям по Теремковой и содержащие самые простые и понятные слова.

Зато развитие связной речи явно прогрессирует. Федор уже в своей речи научился что-то связно рассказывать и объяснять, используя сложные предложения. Грамматические ошибки не исчезли, конечно, зато можно проследить какую-то последовательность в мысли. Очень интересно было наблюдать, когда Таня, которая с нами занимается, просто пересказала текст (мы сначала разбирали картинку, потому составили по ней рассказ). Но Федор, который на отдельные вопросы отвечал спокойно, по общему рассказу стал возмущаться и предлагать свой вариант. Оказалось, что девочка вовсе не в детский сад пришла, как предполагает задание. Она пришла в деревенский дом из города. Причиной такого поведения стала рядом расположенная картинка, перед описываемой: на той картинке был как раз деревенский домик с леском и рекой, дорожкой к двери. Поэтому он стал утверждать, что именно в этот домик девочка пришла из города и оказалась в комнате, расположенной на картинке снизу. Я долго искала и не нашла ничего, чем можно было бы опровергнуть подобное решение (хоть что-то, что доказывало бы принадлежность комнаты именно детскому саду, а не дому). Ничего не нашла и горячо похвалила Федора за сообразительность и фантазию.

Заканчивается занятие всегда отработкой того звука, которым сейчас занимается логопед. На сегодня это Л. Сначала мы идем по второй части Парамоновой, вводя звук в слоги и слова, сочетания. Потом берем альбом, предназначенный для работы с уже поставленными звуками, нуждающимися в отработке. Преимуществом такого альбома является то, что там звук приходится ребенку называть не по повторению за взрослым, а по картинке: самому почувствовать, что в этом слове есть звук и произнести правильно. Ну и заодно продолжаем с определением места в слове: стараюсь пока выбрать слова, которые имеют надписи, чтобы место увидеть зрительно и понять, где у слова конец, где начало, а где середина.

С радостью могу закончить этот пост словами, что Федор становится занятоманом и сам играет в учителя. Для меня это непросто — нет повода пропускать занятия, но для него очень хорошо.

1 ответ на Занятия, ноябрь 2009

  1. врач назначил нам сонапакс, чтобы сидел на занятиях и выполнял инструкции, нам 3,4 я боюсь давать этот препарат кому нибудь его назначали?

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.