С новыми силами

24 сентября, 2009 в Занятия

Сегодня с новыми силами взялась за занятия.

Первый раз за долгое время начали не с чтения. Взяли Теремкову, вторую часть. Изучали продукты питания. Особо обратили внимание на то, что колбаса, сосиски, сардельки делают из мяса, поэтому они мясные продукты, батон, сухари — из муки, поэтому они мучные продукты, кефир, мороженое — из молока, поэтому они молочные.

Попутно прохлопали «продукты», в которых упорно теряем «к». Медленно и по слогам получается сказать правильно, когда спешит — опять теряет.

Потом уже к буквам подошли. Но не читали. В принципе, соединить две гласные или гласную-согласную у него получается, он может тянуть и сказать гладко. Но я вижу, что у него трудность с запоминанием внешнего вида фонем. Пока у нас А, У, О, М, С. Все эти звуки очень отличаются по артикуляции, и мы играли долго именно с произношением и положением губ при нем.

Сначала вспомнили, какое положение принимает ротик при произношении того или иного звука. Потом я показывала на губах — он находил нужную букву в магнитной азбуке. Потом он мне показывал — а я должна была угадать и найти нужную букву. Потом «читали губами» в букваре эти буквы — то есть я показывала букву, он должен был губами показать, как ее произносить. Напоследок проговорили опять же только буквы, сочетания в слоги пока не стала брать. Зато после занятия повесили плакат с азбукой — и Федор точно и четко произнес все эти звуки, в том числе «м» и «с». А до этого было то «сэ», то «ма», то «мы», а то вообще не мог сообразить. Думаю, еще денек нужно точно поиграть с артикуляцией, а потом пробовать соединять только эти буквы в слоги по букварю. В не учебное время будем писать, лепить и рисовать эти буковки.

Затем повторили стишки, которые уже учили, новых не брали. По картинке проговорили, у какого животного какие дитеныши. Потом разделили картинку на «право» и «лево», ориентируясь на руки, и говорили о том, что справа, а что слева.

По последовательности из трех картинок рассказали о том, как белочка нашла грузовик, решила его использовать и стала с его помощью затаскивать шишки в дупло. Еще по двум картинке искали отличия между ними. Пока туго дается: не понимает смысл задания «найди отличия». Приходится показывать на предмет и говорить: «вот тут есть, а на этой картинке?», «вот тут зеленая майка, а на этой картинке?» Надеюсь, при регулярных задания подобного рода поймет.

Пока мы научились анализировать состав слова и определять, есть там «ц» или нет. Когда мы начали эту игру — Федор тоже не мог понять, что от него требовалось. Тогда мы стали делать наоборот: он говорит мне слова — а я определяю наличие-отсутствие «ц». Например, он говорит «танк». Я вслух, очень четко говорю «та-н-к, нет, здесь нет «ц», или «за-яЦ, да, здесь есть «ц» — хлопок в ладоши. Чтобы он мог предлагать слова с «ц» — открываю ему альбом логопедический на той странице, где картинки специально на этот звук подобраны, потому что сам он придумать слово с «ц» не может. По моему примеру он со вчерашнего дня может определить сам, есть ли в слове, что я предлагаю, нужный звук. Причем проговаривает также четко вслух по слогам. Вообще заметила, что после таких наших упражнений сам стал намного четче говорить, и если слово сложное, чувствует, что сразу произнести правильно не может — сам разбивает на слоги.

Попутно мы правим слова, которые у нас укрепились с ненормальным произношением: например, «аву» вместо «ау», «хлушать» вместо «слушать», «инжеец» вместо «индеец».

Получается долго. Но он не возражает, старается. Поскольку я его не заставляю читать или считать — ему прямо облегчение, он все задания с интересом воспринимает. Конечно, я волнуюсь и за чтение, и за счет — но нужно признать, что сейчас мы этого делать не можем. Будем еще готовиться.

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.