С новыми силами
24 сентября, 2009 в Занятия
Сегодня с новыми силами взялась за занятия.
Первый раз за долгое время начали не с чтения. Взяли Теремкову, вторую часть. Изучали продукты питания. Особо обратили внимание на то, что колбаса, сосиски, сардельки делают из мяса, поэтому они мясные продукты, батон, сухари — из муки, поэтому они мучные продукты, кефир, мороженое — из молока, поэтому они молочные.
Попутно прохлопали «продукты», в которых упорно теряем «к». Медленно и по слогам получается сказать правильно, когда спешит — опять теряет.
Потом уже к буквам подошли. Но не читали. В принципе, соединить две гласные или гласную-согласную у него получается, он может тянуть и сказать гладко. Но я вижу, что у него трудность с запоминанием внешнего вида фонем. Пока у нас А, У, О, М, С. Все эти звуки очень отличаются по артикуляции, и мы играли долго именно с произношением и положением губ при нем.
Сначала вспомнили, какое положение принимает ротик при произношении того или иного звука. Потом я показывала на губах — он находил нужную букву в магнитной азбуке. Потом он мне показывал — а я должна была угадать и найти нужную букву. Потом «читали губами» в букваре эти буквы — то есть я показывала букву, он должен был губами показать, как ее произносить. Напоследок проговорили опять же только буквы, сочетания в слоги пока не стала брать. Зато после занятия повесили плакат с азбукой — и Федор точно и четко произнес все эти звуки, в том числе «м» и «с». А до этого было то «сэ», то «ма», то «мы», а то вообще не мог сообразить. Думаю, еще денек нужно точно поиграть с артикуляцией, а потом пробовать соединять только эти буквы в слоги по букварю. В не учебное время будем писать, лепить и рисовать эти буковки.
Затем повторили стишки, которые уже учили, новых не брали. По картинке проговорили, у какого животного какие дитеныши. Потом разделили картинку на «право» и «лево», ориентируясь на руки, и говорили о том, что справа, а что слева.
По последовательности из трех картинок рассказали о том, как белочка нашла грузовик, решила его использовать и стала с его помощью затаскивать шишки в дупло. Еще по двум картинке искали отличия между ними. Пока туго дается: не понимает смысл задания «найди отличия». Приходится показывать на предмет и говорить: «вот тут есть, а на этой картинке?», «вот тут зеленая майка, а на этой картинке?» Надеюсь, при регулярных задания подобного рода поймет.
Пока мы научились анализировать состав слова и определять, есть там «ц» или нет. Когда мы начали эту игру — Федор тоже не мог понять, что от него требовалось. Тогда мы стали делать наоборот: он говорит мне слова — а я определяю наличие-отсутствие «ц». Например, он говорит «танк». Я вслух, очень четко говорю «та-н-к, нет, здесь нет «ц», или «за-яЦ, да, здесь есть «ц» — хлопок в ладоши. Чтобы он мог предлагать слова с «ц» — открываю ему альбом логопедический на той странице, где картинки специально на этот звук подобраны, потому что сам он придумать слово с «ц» не может. По моему примеру он со вчерашнего дня может определить сам, есть ли в слове, что я предлагаю, нужный звук. Причем проговаривает также четко вслух по слогам. Вообще заметила, что после таких наших упражнений сам стал намного четче говорить, и если слово сложное, чувствует, что сразу произнести правильно не может — сам разбивает на слоги.
Попутно мы правим слова, которые у нас укрепились с ненормальным произношением: например, «аву» вместо «ау», «хлушать» вместо «слушать», «инжеец» вместо «индеец».
Получается долго. Но он не возражает, старается. Поскольку я его не заставляю читать или считать — ему прямо облегчение, он все задания с интересом воспринимает. Конечно, я волнуюсь и за чтение, и за счет — но нужно признать, что сейчас мы этого делать не можем. Будем еще готовиться.
Прокомментировать
Вы должны быть авторизованы для комментирования.