План занятия.
- Что делают животные?
- О. А. Новиковская. «Логопедическая грамматика» для детей 2-4 лет. «Поручения».
- Суффикс -К-.
- Суффикс -К-. Чередование согласных: (Г-Ж); (К-Ч); (Х-Ш.)
- Е. М. Косинова. Учимся составлять простые предложения.
- Е. М. Косинова. Грамматическая тетрадь №1. Употребление существительных в (В.п.)
- Е. М. Косинова. Грамматическая тетрадь №2. Употребление предлога «В».
- Чтение по слогам.
- Что делают животные? Предложите ребенку рассмотреть картинку с животными и ответить на вопрос, что делает каждый из них. Пример: заяц – прыгает, птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, петух – кукарекает, лошадка – скачет. И.т.д. ..
- «Поручения». Усвоение предлогов «В» и «ИЗ» в процессе активной деятельности. Эта игра проводится не по картинкам, а с окружающимися предметами или игрушками. Взрослый даёт ребёнку поручение и в момент, когда малыш их выполняет, задаёт вопросы.
Пример для практического усвоения предлога «В».
а) Положи кубик в коробку.
Куда ты кладёшь кубик? (В коробку.)
Где лежит кубик? (В коробке.)
б) Положи ключи в сумку.
Куда ты кладёшь ключи? (В сумку.)
Где лежат ключи? (В сумке.)
в) Положи игрушки в шкаф.
Куда ты кладёшь игрушки? (В шкаф.)
Где лежат игрушки? (В шкафу.)
Пример для практического усвоения предлога «ИЗ».
а) Где лежит совок? (Совок лежит в ведре.)
Вынь совок из ведра.
Откуда ты вынимаешь совок? (Из ведра.)
б) Где висит куртка? (Куртка висит в шкафу.)
Достань куртку из шкафа.
Откуда ты достаёшь куртку? (Из шкафа.)
в) Где лежит печенье? (Печенье лежит в пакете.)
Возьми печенье из пакета.
Откуда ты берёшь печенье? (Из пакета.) И.т.д.
- Суффикс -К-. Пример:
Вата – ватка
Гора – горка
Картина – картинка
Голова – головка
Дубина – дубинка
Каша – кашка
Конфета – конфетка
Корова – коровка
Кровать – кроватка
Лошадь – лошадка
Машина – машинка
Монета – монетка
Мышь – мышка
Нора – норка. И.т.д.
- Суффикс -К-. Чередование согласных (Г-Ж.)
Бумага – бумажка
Дорога – дорожка
Нога – ножка. И.т.д.
Чередование согласных (К-Ч.)
Земляника – земляничка
Молоко – молочко
Облако – облачко. И.т.д
Чередование согласных (Х-Ш.)
Муха – мушка
Старуха – старушка
Ухо – ушко. И.т.д.
- Учимся составлять простые предложения.
Ребенок должен составить простое предложение по картинке. Пример:
Девочка рисует мишку.
Мама читает газету.
Папа режет хлеб. И.т.д.
Если у ребёнка возникают трудности, взрослый помогает ему задавая наводящие вопросы.
- Учимся употреблять существительные (В.п.)
Ребенок должен ответить, кого кормит девочка, а кого мальчик. Пример:
Кого кормит мальчик? (Мальчик кормит козу.)
Кого кормит девочка? (Девочка кормит кота.)
Опираясь на картинку ребенок должен ответить, кого Петя видел в зоопарке.
Петя в зоопарке видел кого? (Слона.)
Петя в зоопарке видел кого? (Лису.)
- Предлог «В».
Пример: а) Где живет дельфин? (Дельфин живет в море.)
б) Где растут грибы? (Грибы растут в лесу.)
в) Где растут груши? (Груши растут в саду.)
г) Куда нужно положить кубики? (В коробку.)
д) Куда надо поставить цветы? (В вазу.)
е) Где живет лиса? (В норе.)
ё) Где живёт сова? (В дупле.) И.т.д
- Чтение по слогам.