Во время реабилитации, 2 раза в неделю Максим посещал коммуникативную группу. Ему там очень нравилось. По расписанию у нас это было заключительное занятие, и ребенок воспринимал его в качестве поощрения за старания на предыдущих занятиях. Группу посещают несколько детишек, с ними работают два специалиста. Если детей всего двое, Ирина Михайловна (АВА – Терапевт) занимается самостоятельно. Занятия проходят в большом зале, длятся 45 минут.
Мне разрешили присутствовать на одном из занятий. Веселая музыка, интересные задания, позитивные эмоции — всё это чем — то напоминает утренник в детском саду. Детки, которые регулярно посещают коммуникативную группу, быстро ориентируются и выполняют задания специалистов. Работа начинается с приветствия, дети здороваются со специалистом, а специалист, в свою очередь, учит их здороваться друг с другом. Если ребенок ещё не разговаривает или не желает отвечать на приветствие товарища, Ирина Михайловна отвечает за него. Далее сформировавшаяся компания переходит к играм.
ИГРА С СОБАКОЙ (По подобию игры в «лишний стул», тренирует внимание и реакцию)
Ирина Михайловна показывает детям собаку (мягкая игрушка) и спрашивает у детей. Кто это?
Пример: Сережа кто это? Это собака!
Сережа, как зовут собаку? Шарик!
Максим Кто это? Ответ : собака!
Максим, как зовут собаку? Ответ Максима: Шарик! И так с каждым участником.
Игрушку кладут в центр лежащего на полу обруча, объясняя детям, что Шарик сидит в домике. При этом специалист продолжает задавать вопросы, удерживая внимание детей на игре.
— Сережа, какой у шарика домик? (дает ребенку подсказку, проводя рукой по окружности)
Ответ Сережи: круглый!
Максим какого цвета домик у Шарика? Максим: красного цвета! И т.д.
Игра с собачкой заключается в том, что пока звучит музыка, участники бегают вокруг обруча с игрушкой, как только музыка прекращается, необходимо как можно быстрее взять игрушку в руки. Ирина Михайловна продолжает задавать вопросы: у кого собака? Ребенок, успевший первым взять игрушку, по возможности самостоятельно отвечает: у меня собака! Специалист задает вопрос каждому участнику оставшемуся без игрушки: Максим, а у тебя есть собака! Ответ ребенка: у меня нет! Игра продолжается, специалисты стараются задействовать каждого участника.
ИГРА С ПОГРЕМУШКАМИ ( наблюдение и подражание)
Детям предлагают из коробки с разными погремушками выбрать одну, затем взрослый задает вопрос: Максим ты выбрал игрушку? Ответ: да! А какую? Ответ: звёздочку!
Сережа, какую ты выбрал погремушку? Ответ: цветочек! И т.д.
Далее под музыку, по команде Ирины Михайловны, дети убирают погремушку за спину, следующая команда: демонстрируют погремушки друг другу и трясут ими перед собой.
ВЕСЁЛЫЙ ХОРОВОД
Звучит музыка (детская песенка). Дети, держась за руки, водят хоровод, останавливаются и повторяют движения за специалистом, хлопают в ладоши, приседают, поочередно выставляют вперед каждую ногу, топают, машут крыльями (руками).
ИГРА В МЯЧ (коммуникация)
Дети бросают друг другу мяч, перед броском ребенок должен назвать имя товарища и попросить его поймать мяч.
Пример: Максим перед броском: Сережа, лови!
Сережа перед броском мяча: Максим, лови! И т.д.
ИГРА НА ОЧЕРЁДНОСТЬ
Участники и специалист сидят на полу и хором повторяют стихотворение.
Божья коровка (хлопают в ладоши), полети на небо (машут крыльями), принеси мне хлеба (кладут ладонь на грудь), черного и белого (грозят пальчиком), только не горелого. Ирина Михайловна берет игрушечную «божью коровку» и предлагает деткам по очереди взять цветной вкладыш, спрятанный под крылом жука. Ребенок должен выбрать цвет и назвать его. Затем они повторяют стихотворение ещё раз, и «божья коровка» возвращается, чтоб собрать свои, цветные подарочки. Специалист задаёт вопрос у кого зеленый, ребенок, выбравший зеленый вкладыш, отвечает: у меня, и кладет его на место. И так с каждым участником в порядке очереди. Если ребенок не может самостоятельно ответить, за него отвечает специалист.
ЗАРЯДКА (видео ролик)
Ирина Михайловна просит каждого ребенка принести себе подушку, только подушки все разные. Пример: Максим принеси мне подушку с кошками! Максим принес подушку с изображением кошек. А себе возьми с сердечками! На моё удивление мой ребенок без труда выбрал из нескольких нужные подушки. Когда все детки нашли свои подушечки, сели на пол, Ирина Михайловна задернула шторы и объявила: бьют часы на старой башне (бом-бом-бом), детки дружно стучат руками о пол, играет спокойная музыка, ребята лежат на своих подушках и отдыхают в течении 2-3 минут, после чего складывают на место подушки и прощаются.
Максим — просто чудо какое-то!
Да, чудо моё чудное!