Обучение самостоятельному чтению

Помечено: 

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 36 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #28234
    suadministrator
    Хранитель

    Мы с Федором начали учиться читать в 4,5 года по букварю Т. Резниченко «Занимательный букварь для детей с нарушениями речи». Занимаемся почти месяц, результаты не ахти. Честно говоря, ожидала, что все у нас легче будет и быстрее проходить. Но как только новые слоги добавляем, старые все перемешиваются и забываются, а новые не запоминаются, так что ползем как черепахи.
    Кто как учился читать? По какой методике? Сами ли учили или логопед? С какого возраста? И самое главное: когда появился РЕЗУЛЬТАТ, ну хоть некоторое количество слов ребенок смог читать?

    Архив темы http://forum.alalia.ru/topic.php?id=6

    #32061
    suadministrator
    Хранитель

    Мы начали учиться читать в 6 лет — дома сами и с логопедом по выходным (Ваня тогда еще плотно посещал речевое пятидневное отделение в 6 больнице). Отдачи от занятий не было никакой. Его максимум был слог ВО! потому что он знал этот жест. При попытке сложить по аналогии другие согласные с гласным О получалось тоже ВО, как будто он графически не различал буквы. Но это было не так, т.к. весь алфавит по отдельности он знал и называл. (в 4,5 года пробовать было совершенно бесполезно, т.к. он только начал невнятно и скудно говорить).
    При этом ему нравилось делать вид, что он читает — брать текст и по одной букве произносить без пауз, не разделяя слова. И так продолжалось до 8!!! лет. Т.е. он шел в школу, не умея читать.
    Начал читать сам после 1й четверти, думаю, просто дозрел, т.к персонально им никто не занимался. Стало стыдно перед классом и пришлось «врубиться» , тем более, что в выражениях в его адрес никто не стеснялся.

    #32062
    suadministrator
    Хранитель

    >>>При этом ему нравилось делать вид, что он читает – брать текст и по одной букве произносить без пауз, не разделяя слова.>>>
    О, у нас тоже самое сейчас — читать самому вообще не получается, называется отдельно буквы и делает вид, что читает взрослую книжку.
    Когда берем букварь, почему-то начинает читать как положено, по слогам: только здесь он слоги и видит.

    #32063
    suadministrator
    Хранитель

    Наша няня планирует учить с Федором буквы и немножко читать с осени (т.е. где-то с возраста 4,4-4,6 примерно). Мне, конечно, кажется, что это рано, но она со своим логопедически-дефектологическим опытом думает, что пора. Сейчас Федя знает гласные буквы, кроме йотированных, и несколько согласных. Вчера они соединяли гласные типа ау уа иа и их пели. На удивление после первого занятия он начал правильно петь эти сочетания. А занимаются по карточкам с буквами и все.
    Еще знаю, что в саду логопед будет учить читать с 5 лет.

    #32064
    suadministrator
    Хранитель

    Мария, мы тоже начали с 4,5 лет. Какое-то реально движение началось в 5,5. В 6,5 сами еще не читаем. Я в недоумении, почему алаликам советуют начать учиться читать как можно раньше? У меня такое впечатление, что можно было бы в 6 начать с тем же результатом, что у нас.

    #32065
    suadministrator
    Хранитель

    Я хочу поговорить со знакомыми логопедами на эту тему, потому что мне самой это совершенно не понятно. Детей, которые развиваются более менее стандартно, без алалии, рано учить читать не стоит, т.к. мозг все-таки в 4 года к чтению не готов, а вот в 6 уже вполне. Про чтение для алаликов мне приходит в голову только идея о том, чтобы была еще и дополнительная опора в речи на зрительный анализатор. Но является ли это опорой или только все усложняет — это вопрос. В общем, т.к. это нас уже напрямую касается, поговорю с логопедами, узнаю, чем они объясняют свое намерение учить рано читать.

    #32066
    suadministrator
    Хранитель

    Вот на нашем примере логопед объяснил в 5 лет так: показывает картинку с одеждой, нарисована шуба логопед спрашивает «Что это?» деть отвечает «суба», а когда подписано он долго глядя на подпись под картинкой говорит «Шуба» т.е. с опорой на графическое изображение слова звук выговаривает.

    #32067
    suadministrator
    Хранитель

    Женя выучил весь алфавит к 4 годам, и тоже может сказать првильно слова если видит графическое изображение.Вообще алалики( в зависимости от степени поражения) могут очень четко произносить отдельные звуки, но их беда в том , что они не умеют их объединять.Согласно учению Павлова о высшей нервной деятельности, речь является второй сигнальной системой( т.о. ощущения и представления относящиеся к окружающему миру- это первые сигналы действительности, а речь это сигналы сигналов, допускающие обобщение и отвлечение от действительности , что и составляет высшее человеческое мышление.)Первая и вторая сигнальные системы неразделимы, возбуждение первой сигнальной системы, вызываемые конкретными сигналами от предметов и явлений окружающего мира, передаются во вторую сигнальную систему.Для формирования связей в коре головного мозга второй сигнальной системы необходимо сочетание словесного обозначения людей и предметов с конкретными их образами. ЛЮБОЕ обучение и ЛЮБАЯ творческая деятельность связаны с непрервным совершенствованием второй сигнальной системы. Из этого следует, что чем больше мы стимулируем мозг наших детей гимнастикой, рисованием, играми с животными, поедками по новым местам, короче всем всем, то больше связей, т.е. совместно работающих многочисленных аппаратов мозговой коры, образуется и соответственно больше шансов на восстановление или адаптацию . В общем все существующие методы на этом основаны.

    #32068
    suadministrator
    Хранитель

    В 8 лет Ваня научился-таки объединять буквы в слоги и сразу слоги в слова. Но слова в предложение объединить не может — пересказ на нуле. Ему в октябре будет 9 лет. Пишу не в тему, потому что считаю, что у чисто алаликов, вышедших из алалии, это умение должно быть сформировано к 7-8 годам, а у нас воз и ныне там. Пытались пробовать пересказ с опорой на картинки — плохо, слабо вызывается словарный запас. Чтобы пересказать хоть что-то, ему нужно подгдядывать именно в текст. На вопросы по тексту отвечает, но крайне аграмматично и односложно.
    И, к большому сожалению, мозг и характер развиты уже до той степени, когда ребенок очень стесняется неудач и пытается их скрыть и от себя и от близких, т.е. он крайне неохотно (а порой даже с паникой) приступает к выполнению сложных для себя задач.
    То, что легко дается и им осознается как легкое (особенно если искренне поддержать похвалой — а нюансы искренне — неискренне он сечет) — вообще идет на ура.
    Я так и не смогла объяснить, что и пересказ и написание диктантов приходит с опытом, а опыт нужно нарабатывать. — Если бы было можно, мне кажется, он зарылся бы в песок или превратился в невидимку перед этими заданиями, до такой степени для него это стресс.
    Что посоветуете с учетом того, что денег на регулярные занятия с еще каким-нибудь специалистом на постоянной основе, нет.

    #32069
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга, те сенсорные алалики, впрочем, моторные туда же, которые начинали учиться читать в 6 лет, приходили к вашим с Федором достижениям за те же 2-2,5 года. И это в лучшем случае. Проверено. Правильно написала ЛенаВаня — с возрастом появляются еще и психологические барьеры. Видимо, к сожалению, чтение не самый простой навык для тяжелых речевых детей. Мы начали в 5. Мучительно было первые 1,5 года. Дальше легче, но нет предела совершенству :))

    #32070
    suadministrator
    Хранитель

    Лена Ваня, а какой уровень текстов Вы выбираете для пересказа? Может «спуститься» на уровень ниже, 3-4 предложения взять, сказки для совсем маленьких с повторениями. Когда Ване это станет легко — Вы быстрее перейдете на тексты по возрасту.

    #32071
    suadministrator
    Хранитель

    >>>Ольга, те сенсорные алалики, впрочем, моторные туда же, которые начинали учиться читать в 6 лет, приходили к вашим с Федором достижениям за те же 2-2,5 года. И это в лучшем случае. Проверено.>>>

    Да, это действительно аргумент. Я почему-то думала, что позднее начнешь — будешь двигаться быстрее. А если те же 2-2,5 года, то мы вовремя начали. И хотя все у нас не ахти с чтением, но уже какая-то база есть и за этот год (уже третий в обучении чтению) надеемся дотопать до уровня, годного к школе.

    #32072
    suadministrator
    Хранитель

    Вика сейчас играет в Бабу-Ягу, которая учит буквы. Так вот там для игры нужны базовые знания алфавита и логика. Букв она знает совсем немного, играть ей трудно, все по методу тыка — там ткну, тут попробую. Вот думаю — как учить ребенка читать…боюсь, просто тупо боюсь…

    #32073
    suadministrator
    Хранитель

    Мы для изучения алфавита покупали такой плакат на стену электронный. Там 3 режима есть: на букву нажимаешь — ее говорят, просят найти букву, просят найти картинку рядом с буквой. У меня Федя так несколько букв выучил, не говоря уже о куче положительных эмоций. Висит на стене в коридоре, проходит мимо — что-нибудь нажмет. А еще есть такая же игра со слогами. Думаю, купить что ли.

    #32074
    suadministrator
    Хранитель

    А я девочки купила диски по карточкам Домана. Будем учиться глобальному чтению пока. И самое что интересное, он сидит и смотрит диски с удовольствием, там такие песенки хорошие))) А плакат у нас тоже есть, только мы ноль внимание… поначалу побаловались и все…

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 36 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.