Федору 6.5 лет
11 августа, 2010 в Наши дети
Федору уже 6,5 лет, и я стала замечать, что уже не помню, как вести себя с сенсорными алаликами. Он уже и не алалик совсем. Обычный мальчик с не до конца сформированной речью.
Речь можно охарактеризовать следующим образом: главная проблема — род. Род глаголов и прилагательных неправильно употребляет примерно в трети случаев, род местоимений и числительных — в половине. Пока не замечаю решительного перелома в этом вопросе.
Также проблема — не до конца сформулированные мысли, которые он иногда как будто бросает: «А может?» — что может, почему может, понять невозможно, пока сама не выспросишь. Слабо реагирует на сложные вопросы и обращения, которые ставятся ему неожиданно и не подкреплены конкретной ситуацией. Когда устает, все эти явления усугубляются.
Психически развитие тоже идет неплохо. Самое главное наше занятие — уяснять понятия времени и пространства во всех их проявлениях. Вроде бы удается, хотя все лето занятий нет, только по жизни успеваем тот или иной вопрос поднять.
По-прежнему хорошо рисует, с удовольствием решает лабиринты и проводит линии в книгах типа «Готовим руку к письму». Начал писать — есть огромное желание, но не получается делать звуковой анализ совершенно, помогаю и каждый звук «ловим» в слове вместе, а он записывает. Пробовали читать — за лето ничего не забыл, часто берется прочесть какую-то вывеску, хотя не всегда удачно.
Физически очень крепкий. На велосипеде просто виртуоз. Научился плавать и нырять.
Часто задает вопросы двух типов: «а велосипеды (русалки, принцессы, дороги) бывают?» и «что значит «не совсем» (быстро, пробежать, опередить и т.п.)?» Вопросами первого типа он как бы ищет подтверждения разграничения всех имеющихся у него понятий на существующие и вымышленные. Вопросами второго типа уточняет значение разных слов, причем иногда может спросить значение самого повседневного слова. Интересуется созданием Земли и человека, рождением детей, смертью.
В поведении явно подходит к семи годам и возрастному кризису. Очень активно проявляет свое собственное видение вопроса, труднее слушается, примеряет на себя роль взрослого, хитрит.
Хорошо контактирует с ребятами, знакомится, поддерживает доигровой диалог об имени, возрасте, посещении школы, сестрах-братьях, потом вступает в игру. В игре долго не решается на активные действия, как бы наблюдает и принимает лидерство другого, но потом неизменно расходится и становится активным, инициативным. Внешне совершенно ничем не отличается от других детей, не привлекает к себе никакого особого внимания, кроме внимания женщин бальзаковского возраста за симпатичность и синеву глаз.
Собственно развитие речи и понимания можно проиллюстрировать так:
— после того, как пробует что-то новое, какое-то время раскушивает и многозначительно на ходу бросает «неплохо».
— лежит на столе, который выполняет роль домика. Говорит, что живет на крыше. На мое предположение, что он — Карлсон, смеется и соглашается. На вопрос, где же у него пропеллер, отвечает: «ну мам, ну как будто есть».
Однако без ошибок все еще идут только простые предложения, в сложных обязательно ошибается.
С нетерпением ждет осени и занятий в школе для дошкольников, посещения которой в 4 года помнит и любит. Вот вроде бы и все.
Juli - 11 августа, 2010
Оля, Вы молодцы, такой длинный и трудный путь прошли.
У нас с родами тоже совсем беда (и не только с ними конечно). Наверное, это какая-то закономерность про местоимения, мой их также путает больше всего. Последний прикол — может сказать про себя «Она». Я уже думала, что с «Я» мы разобрались, но после появления «Он-Она-Они» опять пошла путаница. Среднего рода пока нет вообще (логопед говорит, что он самый сложный для понимания).
А вообще все это уже мелочи, которые обязательно встанут на свои места.
Ольга Просветова - 11 августа, 2010
Юль, спасибо. Я уж иногда себя ругаю, что расслабилась, проблем-то еще много. Но они уже такой неявный характер носят, что постоянного стимула к занятиям не чувствуется.
У меня Федор про сестер постоянно говорит «он». Причем если даже просто увидит мой настороженный взгляд или вопрос «как ты сказал» — поправляется сам. Видно, что он-она, прилагательные и глаголы он уже понял, не зря мы ими занимались. А вот остальные местоимения и числительные пока не понимает, что неправильно говорит.
Средний род я вообще не беру, думаю, до школы он точно не потребуется, не будем на него отвлекаться.
С родом, как это ни удивительно, при общении у Федора проблем не возникает, мало кто из детей отслеживает и может сказать, где была ошибка, они сами, интуитивно говоря правильно, род слов далеко не всегда чувствуют.
Ольга Просветова - 12 августа, 2010
Наврала немного про сына. Некоторые сложные предложения он может без ошибок сказать, например, «сейчас лето, а когда будет зима, мы будем кататься на коньках».
А в простых может сделать ошибку. Все ошибки связаны с родом.
И еще сегодня заметила, что не ошибается в глаголах с частицами «ся» и «сь» — то, над чем мы работали апрель-май.