«Говори! Ты это можешь» Ромена Августова

18 февраля, 2009 в Занятия, Литература, Наши дети

Хочу в первом пробном 🙂 посте все-таки написать о книге, которая перевернула мое сознание во второй раз (первая была — «Запрещенное горе») До этого времени мне казалось, что нужно найти все-таки какое-то приложение сил извне, и мой ребенок заговорит. Книга поменяла мое собственное поведение и отношение к моему ребенку, к моторной алалии, занятиям и так далее.

Немножко об авторе. Ромена Августова — дефектолог, логопед, не знаю как еще можно назвать, она создала методику для развития речи у детей с синдромом Дауна. (После первого прочтения книжки мне показалось — методики нет. Я стала читать второй раз, вчитываться, искать зерно, и кажется — может быть мало — но нашла. Сложность в том, что в такой литературе хочется инструкции, а ее все-таки приходится вычленять из текста… но об этом ниже).

Сначала она пишет о своих учениках, дает им характеристики, там есть как детки с СД, попавшие к ней на занятия довольно в раннем возрасте (3-4 года), и показавшие быструю динамику, так и абсолютные молчуны, которым было уже по 7-8 лет, «безнадежные». Динамика в речи есть у всех.

Что особо волшебного я выделила и приняла на вооружение. Об этом уже писала Оля Просветова.

1. Убрать лишние слова. (Мне это было трудно принять. бессознательно мамы деток с МА видимо доказывает себе объемом речи, что ребенок такой как все — и говорят, говорят, говорят. Тем более и специалисты советуют. Тем более, ребенок понимает эту сложную речь, и участвует в диалоге как может. Но чтобы пошел обратный процесс, чтобы появилось слово, надо все-таки ограничить себя, хотя бы в каких-то определенных режимных моментах) Пример: начать с имени. Я своего как только не зову и не звала: Мишенька, Мишутка, Медведь, Медвежонок, Куся, Солнышко и т.д. Убрать. Оставить самое простое: Ми-ша. (У нас имя — было первым двусложным из разных слогов: сначала он называл себя Ми, а потом однажды смотрел в окно и через паузу абсолютно без побуждений «Ми… са») И так далее. Говорить с нажимом. Энергетически вкладываясь в слово. По слогам. Можно тянуть. КИИИИИ-САААА (я добавляла в это игру в машинки: грузовик везет один слог к другому). Можно ввести героя — а пусть автобус скажет… но это уже не из Августовой, а отовсюду…

2. Начинать с открытого слога, который получается у ребенка. Что-то же получается, забыть пока о том, о том что не получается. Выписать слоги, которые так или иначе в речи проскальзывают. Попробовать из них составить какие-то простейшие слова. И их употреблять. (Судя по тому, как одновременно у моего Мишки и у еще одного мальчика из группы начали появляться «нету», «вот так», туда, вот там, вот тут — это популярная методика вообще). То есть чтобы вот этот простейший лексикон повторялся постоянно, преобладая над сложным.

3. Этот простейший лексикон надо себе (для памяти) везде развесить, написать. В книжках с картинками, которые часто читаются прямо карандашиком.
Это первый этап.
Ес-но он у всех разный. Когда речи нет совсем, я думаю, начинают с лепетных, самых простых Девочка поет — «А», Мальчик упал -«О!», Волк воет «УУУ», у нас книжка наложилась на этап соединения двух разных слогов в двусложное слово. Я решила поставить эксперимент, я действительно выписала все слоги, которые Миша говорил, и составила из них слова, и начала их интенсивно долбить. Что-то получилось сразу, и сразу перешло в активный словарь. Что-то вообще уходило в никуда. «Миша, давай вместе: «Бууу-сыыы» Очень неохотно за мной «Бу — бу, сы- си» Через ОГРОМНУЮ паузу «Бу…..си» и все. Зато потом, где-то через месяц эти «буси» вынырнули как-то сами собой, легко повторил, почти без паузы, и вошло в актив. И я поняла, ПРОВЕРИЛА на нас, что даже если нет немедленного результата, слово оседает — и потом вылезет 🙂

Единственное, для нас правило, надо добиться, чтобы Миша все-таки — пусть неохотно, пусть через громадную паузу, но сказал сам, без подсказок это слово. Тогда механизм, пусть и замедленно, через какое-то время сработает. Если повтора не было, скорее всего, не сработает.

14 ответов на «Говори! Ты это можешь» Ромена Августова

  1. Ми, поздравляю вас с первой публикацией!!! Будем ждать еще 🙂

  2. Ольга (Ми)! У моего сына нарушения аутического спектра и он не понимал речь и в следствии этого не говорил и мне так знакомо, то есть мы шли тем же путём, о котором вы пишите. И когда родились младшие дети, я с ними по привычке шла «по речи» также: в обращённой к младенцу речи-очень простой язык, 1-2 слово чётко с повторениями, появлялось новое слово у меня к ребёнку-я его интонационно выделяю, медленно, чётко, акцинтированно произношу и деткам легче схватывать.И какое-то время по ходу жизни новое слово подчёркиваю в речи.

    Вот ещё запишу вчерашний день наверно не совсем сюда подходит по теме и вообще-то наверно просто называется звуковым анализом , но у нас так хорошо идёт с дочкой, ей 4.5 года и вроде бы у неё речь физиологически нормально развивается. Сейчас она активно пишит, то есть многое хочется ей записать. Вчера пишет письмо Снегурочке, приходит, спрашивает как пишется, отвечаю: «что сначала слышим?-«с»-иди пиши (она знает буквы, намного занимались по букварю Жуковой и совсем чуть-чуть по Резниченко), приходит дальше: слышим с тобой «с-не», надо записать теперь «не», сначала слышим «н», а теперь давай петь, получается «нееееееее», значит «н» и «е» ; смотри, что уже записали-«сне», давай дальше: «сне-гууу», тут она уже сама бежит писать, так как «гу» ей закомо и т.д. Она не читает, но почему-то полюбила писать, может это поможет чтению?

  3. Доброго Вам!
    Пожалуйста выложите кто-нибудь, книгу Р.Августовой «Говори!ты это можешь.» в Питере не купить. Спасибо!!!

  4. Денис, мы попытаемся найти, может, у кого есть электронный вариант. Но книгу довольно легко купить в Интернет-магазинах, вот здесь она стоит 122 рубля. http://www.centrmag.ru/book2219229.html

  5. Здравствуйте Ольга,
    Вот уже 2 месяца, как мы пытаемся достать эту книгу. Нам эта книга просто жизненно необходима (у Паши (3 года) — СД, да еще лейкоз — только-только выбрались из больницы), говорим только АМ и МАМА (хотя попытки говорить слоги были). Может быть кто-то покупал недавно где-то эту книгу, или есть электронный вариант, или кто-то даст отсканировать. Спасибо. С уважением, Андрей (Москва)

  6. Андрей. К сожалению, купить ее нигде уже невозможно, по крайней мере я не знаю где. Но вот здесь одна мама набрала ее и высылает по почте, очень многим выслала, попробуйте, может, и вам придет.
    http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/199609.html

  7. Писать: dslawa at mail.ru
    Вышлю книгу Ромента Августова Говори, ты это можешь!

  8. dslava, огромное вам спасибо за ссылку и предложение выслать книгу. Я думаю, очень многим она нужна и ваше предложение не останется без ответа.

  9. dslava, спасибо за оказанную помощь, очень нужная книга, которую наконец нашли благодаря Вам

  10. Если кому реально нужна — купите на ozon.ru (там, правда, её сейчас нет в продаже — щёлкните на «лист ожидания»). Если очень надо, могу выслать книгу на емайл, пишите Mikhail.Tapilin(собачка)gmail.com.

  11. http://www.pedlib.ru/Books/5/0292/index.shtml
    По этой ссылке можно бесплатно читать книгу Августовой

  12. может кто нибудь знает как можно проконсультировать ребёнка лично уромены августовой.,или получить консультацию у неё заочно?заранее благодарна за любую помощь

  13. ромена лучший речевой педагог!

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.