«Говори! Ты это можешь» Ромена Августова
18 февраля, 2009 в Занятия, Литература, Наши дети
Хочу в первом пробном 🙂 посте все-таки написать о книге, которая перевернула мое сознание во второй раз (первая была — «Запрещенное горе») До этого времени мне казалось, что нужно найти все-таки какое-то приложение сил извне, и мой ребенок заговорит. Книга поменяла мое собственное поведение и отношение к моему ребенку, к моторной алалии, занятиям и так далее.
Немножко об авторе. Ромена Августова — дефектолог, логопед, не знаю как еще можно назвать, она создала методику для развития речи у детей с синдромом Дауна. (После первого прочтения книжки мне показалось — методики нет. Я стала читать второй раз, вчитываться, искать зерно, и кажется — может быть мало — но нашла. Сложность в том, что в такой литературе хочется инструкции, а ее все-таки приходится вычленять из текста… но об этом ниже).
Сначала она пишет о своих учениках, дает им характеристики, там есть как детки с СД, попавшие к ней на занятия довольно в раннем возрасте (3-4 года), и показавшие быструю динамику, так и абсолютные молчуны, которым было уже по 7-8 лет, «безнадежные». Динамика в речи есть у всех.
Что особо волшебного я выделила и приняла на вооружение. Об этом уже писала Оля Просветова.
1. Убрать лишние слова. (Мне это было трудно принять. бессознательно мамы деток с МА видимо доказывает себе объемом речи, что ребенок такой как все — и говорят, говорят, говорят. Тем более и специалисты советуют. Тем более, ребенок понимает эту сложную речь, и участвует в диалоге как может. Но чтобы пошел обратный процесс, чтобы появилось слово, надо все-таки ограничить себя, хотя бы в каких-то определенных режимных моментах) Пример: начать с имени. Я своего как только не зову и не звала: Мишенька, Мишутка, Медведь, Медвежонок, Куся, Солнышко и т.д. Убрать. Оставить самое простое: Ми-ша. (У нас имя — было первым двусложным из разных слогов: сначала он называл себя Ми, а потом однажды смотрел в окно и через паузу абсолютно без побуждений «Ми… са») И так далее. Говорить с нажимом. Энергетически вкладываясь в слово. По слогам. Можно тянуть. КИИИИИ-САААА (я добавляла в это игру в машинки: грузовик везет один слог к другому). Можно ввести героя — а пусть автобус скажет… но это уже не из Августовой, а отовсюду…
2. Начинать с открытого слога, который получается у ребенка. Что-то же получается, забыть пока о том, о том что не получается. Выписать слоги, которые так или иначе в речи проскальзывают. Попробовать из них составить какие-то простейшие слова. И их употреблять. (Судя по тому, как одновременно у моего Мишки и у еще одного мальчика из группы начали появляться «нету», «вот так», туда, вот там, вот тут — это популярная методика вообще). То есть чтобы вот этот простейший лексикон повторялся постоянно, преобладая над сложным.
3. Этот простейший лексикон надо себе (для памяти) везде развесить, написать. В книжках с картинками, которые часто читаются прямо карандашиком.
Это первый этап.
Ес-но он у всех разный. Когда речи нет совсем, я думаю, начинают с лепетных, самых простых Девочка поет — «А», Мальчик упал -«О!», Волк воет «УУУ», у нас книжка наложилась на этап соединения двух разных слогов в двусложное слово. Я решила поставить эксперимент, я действительно выписала все слоги, которые Миша говорил, и составила из них слова, и начала их интенсивно долбить. Что-то получилось сразу, и сразу перешло в активный словарь. Что-то вообще уходило в никуда. «Миша, давай вместе: «Бууу-сыыы» Очень неохотно за мной «Бу — бу, сы- си» Через ОГРОМНУЮ паузу «Бу…..си» и все. Зато потом, где-то через месяц эти «буси» вынырнули как-то сами собой, легко повторил, почти без паузы, и вошло в актив. И я поняла, ПРОВЕРИЛА на нас, что даже если нет немедленного результата, слово оседает — и потом вылезет 🙂
Единственное, для нас правило, надо добиться, чтобы Миша все-таки — пусть неохотно, пусть через громадную паузу, но сказал сам, без подсказок это слово. Тогда механизм, пусть и замедленно, через какое-то время сработает. Если повтора не было, скорее всего, не сработает.
Ольга Просветова - 19 февраля, 2009
Ми, поздравляю вас с первой публикацией!!! Будем ждать еще 🙂
Таня - 19 февраля, 2009
Ольга (Ми)! У моего сына нарушения аутического спектра и он не понимал речь и в следствии этого не говорил и мне так знакомо, то есть мы шли тем же путём, о котором вы пишите. И когда родились младшие дети, я с ними по привычке шла «по речи» также: в обращённой к младенцу речи-очень простой язык, 1-2 слово чётко с повторениями, появлялось новое слово у меня к ребёнку-я его интонационно выделяю, медленно, чётко, акцинтированно произношу и деткам легче схватывать.И какое-то время по ходу жизни новое слово подчёркиваю в речи.
Вот ещё запишу вчерашний день наверно не совсем сюда подходит по теме и вообще-то наверно просто называется звуковым анализом , но у нас так хорошо идёт с дочкой, ей 4.5 года и вроде бы у неё речь физиологически нормально развивается. Сейчас она активно пишит, то есть многое хочется ей записать. Вчера пишет письмо Снегурочке, приходит, спрашивает как пишется, отвечаю: «что сначала слышим?-«с»-иди пиши (она знает буквы, намного занимались по букварю Жуковой и совсем чуть-чуть по Резниченко), приходит дальше: слышим с тобой «с-не», надо записать теперь «не», сначала слышим «н», а теперь давай петь, получается «нееееееее», значит «н» и «е» ; смотри, что уже записали-«сне», давай дальше: «сне-гууу», тут она уже сама бежит писать, так как «гу» ей закомо и т.д. Она не читает, но почему-то полюбила писать, может это поможет чтению?
Денис - 7 июня, 2009
Доброго Вам!
Пожалуйста выложите кто-нибудь, книгу Р.Августовой «Говори!ты это можешь.» в Питере не купить. Спасибо!!!
Ольга Просветова - 10 июня, 2009
Денис, мы попытаемся найти, может, у кого есть электронный вариант. Но книгу довольно легко купить в Интернет-магазинах, вот здесь она стоит 122 рубля. http://www.centrmag.ru/book2219229.html
Андрей - 12 ноября, 2009
Здравствуйте Ольга,
Вот уже 2 месяца, как мы пытаемся достать эту книгу. Нам эта книга просто жизненно необходима (у Паши (3 года) — СД, да еще лейкоз — только-только выбрались из больницы), говорим только АМ и МАМА (хотя попытки говорить слоги были). Может быть кто-то покупал недавно где-то эту книгу, или есть электронный вариант, или кто-то даст отсканировать. Спасибо. С уважением, Андрей (Москва)
Ольга Просветова - 12 ноября, 2009
Андрей. К сожалению, купить ее нигде уже невозможно, по крайней мере я не знаю где. Но вот здесь одна мама набрала ее и высылает по почте, очень многим выслала, попробуйте, может, и вам придет.
http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/199609.html
dslava - 16 ноября, 2009
http://files.mail.ru/ZND25E
добрые люди помогли
dslava - 16 ноября, 2009
Писать: dslawa at mail.ru
Вышлю книгу Ромента Августова Говори, ты это можешь!
Ольга Просветова - 17 ноября, 2009
dslava, огромное вам спасибо за ссылку и предложение выслать книгу. Я думаю, очень многим она нужна и ваше предложение не останется без ответа.
Gulia - 14 января, 2010
dslava, спасибо за оказанную помощь, очень нужная книга, которую наконец нашли благодаря Вам
Михаил - 12 марта, 2010
Если кому реально нужна — купите на ozon.ru (там, правда, её сейчас нет в продаже — щёлкните на «лист ожидания»). Если очень надо, могу выслать книгу на емайл, пишите Mikhail.Tapilin(собачка)gmail.com.
Фа - 29 августа, 2010
http://www.pedlib.ru/Books/5/0292/index.shtml
По этой ссылке можно бесплатно читать книгу Августовой
Екатерина - 24 июля, 2012
может кто нибудь знает как можно проконсультировать ребёнка лично уромены августовой.,или получить консультацию у неё заочно?заранее благодарна за любую помощь
света - 26 июля, 2012
ромена лучший речевой педагог!