Не минуты не теряя, или занятия в повседневной жизни. Часть I.

1 декабря, 2008 в Занятия

Насколько я поняла уже по собственному опыту и по опыту других мам — главное в занятиях по развитию речи не специально спланированная работа, а особый способ общения с ребенком в повседневной жизни.

У нас это стало получаться непроизвольно, я присматривалась долго, что сын легче понимает и воспринимает, методом проб и ошибок училась общаться с ним максимально плодотворно. И заметила, что самые хорошие результаты дает импровизация: да, мы позанимались на какую-то тему, выучили группы слов, инструменты, например. Но вот сын решает раскрасить вырезанные из картона инструменты и они становятся его лучшей игрушкой. Пока он с ними носится — постоянно переспрашивает, что как называется — он успевает выучить их все, хотя после занятия запомнил только 3-4.

Но хотелось бы выложить те рекомендации по общению, которые были даны одной из наших мам специалистом. Они стопроцентно подойдут сенсорным алаликам. Но и для моторных тут есть что почерпнуть: ведь главное — это многократность повторения одних и тех же слов, на изучении которых вы сосредоточены в данный момент. Чем больше раз в различных ситуациях алалик услышит слово — тем скорее сенсорный его поймет и тем скорее моторный и сенсорный смогут его произносить сами.

Когда младшему сыну было чуть больше двух лет, мы обратились к врачу, так как он совсем не разговаривал и трудно было с ним наладить контакт. Нам быстро показали, что он нас совсем не понимает и, следовательно, говорить пока не может. Мы стали заниматься с логопедом, и я опишу кратко какие этапы мы проходили. Конечно проблемы у деток, как я теперь понимаю, могут быть разные, может, некоторые идеи вам приглянутся.

Первым у нас шло — установление контакта с ребенком. Нам объясняли, как важно, чтобы малыш во время общения смотрел на лицо взрослого, как бы считивал мимику говорящего, предлагали некоторые упражнения.

Вторим этапом было изменение, скорее почти полное сокращение, нашей (родительской) речи в общении с ребёнком, с постепенным введением слов. Оговорюсь, что речь шла только об одном, его родном, русском языке. Поясню на примерах. Одевание: общались уже не как обычно в этот момент, а выбрали несколько слов и только их называли, обращая внимание ребенка на соответствующие предметы. У нас это были слова: штаны, майка, куртка, шапка. Одеваю своё чадо: беру штаны, показываю ему их, называю и пока одеваю много раз повторяю слово «штаны» в разных интонациях и напеваю его же на разные мелодии — штаны одеты; то же самое повторяю с майкой, соответственно напевая слово «майка». В этот же период стараюсь где только можно (развешиваю мокрое бельё или утюжу и т .д. ) обратить внимание сына на эти предметы: штаны, майка, куртка, шапка. Тут же составила фотоальбомчики, где поместила фотографии знакомых ему штанов, куртки, шапки, листали, называли и тыкали пальцем в соответствующие картинки.

Таким же образом выбрали несколько соответствующих слов, которые всячески использовали в процессе еды, например: йогурт, печенье, молоко. Как только замечали, что наш мальчик уже данное слово хорошо узнает на слух (просили показать штаны среди разной одежды — он справлялся), вводили новые слова и таким образом пополняли его словарный запас.

Сначала это были только существительные, и когда их набралось прилично, стали вводить прилагательные. Например, ребенок уже хорошо знал слово «машина», и я его подвожу к красной машине, глажу ее и говорю «машина красная». И по ходу жизни, где только попадаются уже знакомые ему красные предметы, стараюсь обратить его внимание.

Если внимание ребенка трудно привлечь на указательный жест взрослого: нам советовали приставлять указательный палец к глазам ребенка (со стороны виска), а потом как бы бросать энергично палец в сторону предмета, на который хотите обратить внимание.

Помню, что когда ему было где-то 4,% года и я вводила цвета (начинали с красного и зеленого, так как их часто можно видеть на светофорах и я всегда это использовала), было как-то странно, казалось, что это еще рано, поначалу на каждый цвет уходило по две недели, а потом он как будто понял «предмет изучения» и на остальные цвета уходило уже по 2-3 дня. На качелях в парке (вертушка) разучивали слова6 «быстро» (когда быстро раскатывали) и «медленно» (когда медленно).

Интересно, что старший сын непроизвольно воспринял нашу манеру общения с младшим и активно с ним «работал» таким же образом. Как только паренек наш начал понимать слова, он начал и говорить. Когда набрался достаточный словарный запас, уже как будто и простые предложения начал понимать. И когда хотел что-то сказать, как бы копировал нашу манеру складывать уже понятные ему слова в предложения.

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.