Чего ждать впереди?
30 ноября, 2008 в Наши дети
Самое сложное для мам алаликов — это будущее. Иногда туда ужасно страшно заглянуть, так как мерещится всеми брошенным и никому не нужный ребенок, дефектность которого не позволяет ему быть полноценным членом общества. Страшны насмешки и косые взгляды.
Поэтому хотелось бы сказать о тех примерах, с которыми я непосредственно сталкивалась в жизни. Есть, конечно, и много сетевых примеров, но это совсем не то: когда знаешь ребенка, о котором говоришь, все намного достовернее.
Итак, начнем с негативного примера. Есть у нас знакомый мальчик, который долгое время не разговаривал. Родился он в районном городе, где и мы когда-то жили. Года в 4 его свозили в Москву, и совокупность его диагнозов (среди которых несомненна и сенсорная алалия) позволила оформить ему инвалидность. Мальчик не мог ходить в детский сад, но маме его было некогда им заниматься, и потому она отправила его к бабушке в деревню. Лечение было дорого, на занятия не хватало времени-желания-умения. Ближе к школе он начал кое-что говорить, мама даже привозила его в свой районный город на несколько занятий к логопеду. Но это быстро ей надоело и мальчик благополучно переехал опять к бабушке.
К 7 годам он очень мало что говорил и не многим больше понимал. Но это не помешало ему пойти в обычную школу — взяли, как это ни удивительно. И теперь он спокойно посещает 1 класс общеобразовательной школы. Не знаю, с каким результатом этот первый класс будет окончен. По-видимому, способность к обучению у него низка. Но его держат, он учится, все довольны. Мама не особо беспокоится за сына, так как не такой уж он и плохой, и деньги за инвалидность тоже не лишние.
Специально начала с самого негативного примера: даже когда у ребенка целый букет болезней и он полностью заброшен в плане лечения и занятий — ребенок учится в обычной школе. Ну, не первый ученик, может, троешник потенциальный. Но это самое страшное — что может быть.
А теперь о девочке, которая тоже живет в деревне. Ею тоже не занимались особо, даже не обследовали. По признакам у нее сенсорная алалия.
До 4 лет она совсем не разговаривала. Начала в 4 года. Речь бедная, косноязычие значительное (то есть несколько странный выговор, будто акцент). В 6 лет она не могла выучить стихотворение больше чем в 2 строчки, а пересказать маленькую сказку для нее было непосильным заданием.
При этом в жизни она была веселой и спокойной девочкой. Родители трудились на селе, некогда им было возиться с развитием ребенка. Но она не была запущенной в воспитательном плане, сообразительная, ответственная.
В 6 лет ее начали готовить к школе. И она, не правильно высказывающая свои мысли, отлично научилась считать в уме: приезжая к нашим знакомым, она всех удивляла, потому что впечатление производила простушки, даже несколько отстающей в развитии из-за несовершенства речи, но никто из нормально развивающихся ровесников не мог так считать и соображать.
В 7 лет она пошла в школу. Речь стала значительно лучше, но некоторое косноязычие осталось. Однако с первого же класса она стала первой ученицей своего класса (а значит, и всей деревни), в том числе и по чтению с письмом. Конечно, уровень интеллектуального развития на селе ниже чем в городе, и может быть, в городе первой она бы не была. А может и была бы, ведь все ее сверстники не имели никаких проблем с речью, а все же в процессе обучения она их значительно перегнала.
Она, например, читает медленнее остальных детей. Вроде бы, это должно сказаться на оценках. Но зато она невероятно прилежна и внимательна. И там, где другие растрачивают свои способности, она за счет сосредоточенности их обходит. У нее хорошая зрительная память, поэтому ей легко писать без ошибок. И когда происходит общая оценка знаний по предмету — она оказывается впереди. Умница, очень хорошая девочка.
И еще пример — мой дорогой Федор 🙂
Сегодня на занятиях похвалила его учительница. Он в группе самый маленький, ему нет еще пяти, а другим пять и ближе к шести. Однако он хорошо себя ведет (в отличие от некоторых старших ребят), внимательно слушает, правильно выполняет задания и в целом справляется лучше, чем его старшие товарищи.
Сегодня делали аппликацию, было задание повторить по образцу довольно сложный узор. Федор единственный, кто справился полностью. И это при том, что он не сможет описать, как и что он делал, как размышлял, даже цвета назвать правильно не сможет (там кусочки бумаги были оранжевые и сиреневые). Но как оказывается на практике, речь все же не играет первостепенную роль в процессе обучения. Или, вернее, недостатки речи компенсируются вниманием, памятью, зрение вовсю задействовано. И если речь можно пустить на болтовню, то внимание и память максимально направлены на усвоение информации из окружающей среды.
И общается Федор легко, его небольшого словаря вполне достаточно, чтобы дружить с мальчиками. Надеюсь, что и в школе у нас дела пойдут не хуже.
Вот такие примеры. Это только о тех, кого я знаю лично. А те мамы, кого приходилось читать в сети, единогласно говорят: прогноз благоприятный. Некоторые начинали занятия только к 5 годам. Но занятия плюс медикаменты всегда результативны. И детки шли в обычную школу.
Некоторым сенсорным алаликам уже 14-15 лет. Проходят последние признаки косноязычия. Это обычные дети. Необычен путь их детства, необычна та роль, что сыграла в их жизни мама — не просто родила, в прямом смысле научила говорить. Некоторые мамы даже оставляли работу, чтобы заниматься с сыном. И нет ни одного примера, когда труды не увенчались успехом.
notkim - 4 декабря, 2013
Это очень обнадеживает) спасибо большое!