Понятие времени
5 февраля, 2009 в Занятия
Пока у нас приостановилось дело с чтением и цифрами, решила времени не терять и заняться временными промежутками.
Как-то это было упущено мной, но Федор совершенно не представлял значение слов «завтра», «сегодня», «вчера», не говоря уже про более длительные промежутки времени. Слова «скоро», «потом», «сейчас» — он понимал, но не мог использовать при ответе на вопрос «когда?». Вернее, я этот вопрос практически ему и не задавала.
Начали мы с подготовки к дню рождения. Использовали вот такую табличку:
, где каждое утро зачеркивали «вчера», находили «сегодня» и «завтра». Конечно, даты и месяцы он не знал, «вчера-сегодня-завтра» — это просто квадраты для него, но все равно какие-то временные промежутки обозначились. Считали, сколько дней до Дня рождения. И за день до оного даже услышала от сына на вопрос «Когда у тебя день рождения?» ответ «Завтра».
Потом стараюсь вопрос «когда?» впихнуть во все наши разговоры. Например, даже раздавая детям тарелки, спрашиваю по очереди: «когда Ксюше?» и сама говорю «после Тани?», «когда Феде?» — «после Ксюши». В следующий раз уже без подсказок прошу отвечать.
Нарисовал что-то Федор. Первый вопрос: «Когда это ты нарисовал?» Часто он отвечает мне на вопрос «что?», например, «нарисовал велосипед». Тогда я повторяю вопрос и отвечаю правильно сама. «Нарисовал недавно (сделаю потом, приду скоро)».
Когда это будет усвоено, перейдем к утру-дню-вечеру — то есть временам дня. Потом временам года. Месяцы и дни недели пока сложно, думаю, после 6 лет только к ним подойдем.
Таня - 6 февраля, 2009
На «вчера, сегодня, завтра» хорошо фото идут. Например, фото, где вчера был или чем занимался, аналогичное про сегодня, а на завтра-фото, куда планируете идти или чем заниматься.
На «сначала, потом» тоже у нас картинки шли, типа таких как в http://www.dotolearn.com/ , то есть образные или схематические, конечно и фото можно, например: картинка «читаем книгу» (сейчас), а потом будем кушать- соответствующая картинка. И так можно весь день организоваться по картинкам и сопровождать «сначала-потом».
По началу мы старались вводить понемногу и выбранных слов старались придерживаться, например «сначала, потом» не заменяли на что-то сходное, типа «сперва,затем».
Дни недели, название месяцев, времён года, мы конечно куда позже проходили, в школе на всё это были и есть весёлые песенки.
Сегодня спросила сына: :» Б., а как вас в школе учат различать «вчера, сегодня, завтра», подумал и говорит: «вчера-ты помнишь, сегодня-ты живёшь, завтра-не знаешь, что будет» :-).
Ольга Просветова - 7 февраля, 2009
С фото у нас точно будут проблемы: пока подготовлю и распечатаю, «сегодня» уже станет «вчера» :). Так что остаются рисунки, да вспоминаем на словах.
Сначала-потом сын понимает, но не понимает, что эти слова можно использовать при ответе на вопрос «когда?» Это ерунда, в принципе, дело времени и частого употребления. А вот с «Вчера-завтра» нужно еще понять. Хочется уже и утро-вечер подключить, но понимаю, что все сразу не получится.