Чего ждать впереди?

30 ноября, 2008 в Наши дети

Самое сложное для мам алаликов — это будущее. Иногда туда ужасно страшно заглянуть, так как мерещится всеми брошенным и никому не нужный ребенок, дефектность которого не позволяет ему быть полноценным членом общества. Страшны насмешки и косые взгляды.

Поэтому хотелось бы сказать о тех примерах, с которыми я непосредственно сталкивалась в жизни. Есть, конечно, и много сетевых примеров, но это совсем не то: когда знаешь ребенка, о котором говоришь, все намного достовернее.

Итак, начнем с негативного примера. Есть у нас знакомый мальчик, который долгое время не разговаривал. Родился он в районном городе, где и мы когда-то жили. Года в 4 его свозили в Москву, и совокупность его диагнозов (среди которых несомненна и сенсорная алалия) позволила оформить ему инвалидность. Мальчик не мог ходить в детский сад, но маме его было некогда им заниматься, и потому она отправила его к бабушке в деревню. Лечение было дорого, на занятия не хватало времени-желания-умения. Ближе к школе он начал кое-что говорить, мама даже привозила его в свой районный город на несколько занятий к логопеду. Но это быстро ей надоело и мальчик благополучно переехал опять к бабушке.

К 7 годам он очень мало что говорил и не многим больше понимал. Но это не помешало ему пойти в обычную школу — взяли, как это ни удивительно. И теперь он спокойно посещает 1 класс общеобразовательной школы. Не знаю, с каким результатом этот первый класс будет окончен. По-видимому, способность к обучению у него низка. Но его держат, он учится, все довольны. Мама не особо беспокоится за сына, так как не такой уж он и плохой, и деньги за инвалидность тоже не лишние.

Специально начала с самого негативного примера: даже когда у ребенка целый букет болезней и он полностью заброшен в плане лечения и занятий — ребенок учится в обычной школе. Ну, не первый ученик, может, троешник потенциальный. Но это самое страшное — что может быть.

А теперь о девочке, которая тоже живет в деревне. Ею тоже не занимались особо, даже не обследовали. По признакам у нее сенсорная алалия.

До 4 лет она совсем не разговаривала. Начала в 4 года. Речь бедная, косноязычие значительное (то есть несколько странный выговор, будто акцент). В 6 лет она не могла выучить стихотворение больше чем в 2 строчки, а пересказать маленькую сказку для нее было непосильным заданием.

При этом в жизни она была веселой и спокойной девочкой. Родители трудились на селе, некогда им было возиться с развитием ребенка. Но она не была запущенной в воспитательном плане, сообразительная, ответственная.

В 6 лет ее начали готовить к школе. И она, не правильно высказывающая свои мысли, отлично научилась считать в уме: приезжая к нашим знакомым, она всех удивляла, потому что впечатление производила простушки, даже несколько отстающей в развитии из-за несовершенства речи, но никто из нормально развивающихся ровесников не мог так считать и соображать.

В 7 лет она пошла в школу. Речь стала значительно лучше, но некоторое косноязычие осталось. Однако с первого же класса она стала первой ученицей своего класса (а значит, и всей деревни), в том числе и по чтению с письмом. Конечно, уровень интеллектуального развития на селе ниже чем в городе, и может быть, в городе первой она бы не была. А может и была бы, ведь все ее сверстники не имели никаких проблем с речью, а все же в процессе обучения она их значительно перегнала.

Она, например, читает медленнее остальных детей. Вроде бы, это должно сказаться на оценках. Но зато она невероятно прилежна и внимательна. И там, где другие растрачивают свои способности, она за счет сосредоточенности их обходит. У нее хорошая зрительная память, поэтому ей легко писать без ошибок. И когда происходит общая оценка знаний по предмету — она оказывается впереди. Умница, очень хорошая девочка.

И еще пример — мой дорогой Федор 🙂
Сегодня на занятиях похвалила его учительница. Он в группе самый маленький, ему нет еще пяти, а другим пять и ближе к шести. Однако он хорошо себя ведет (в отличие от некоторых старших ребят), внимательно слушает, правильно выполняет задания и в целом справляется лучше, чем его старшие товарищи.

Сегодня делали аппликацию, было задание повторить по образцу довольно сложный узор. Федор единственный, кто справился полностью. И это при том, что он не сможет описать, как и что он делал, как размышлял, даже цвета назвать правильно не сможет (там кусочки бумаги были оранжевые и сиреневые). Но как оказывается на практике, речь все же не играет первостепенную роль в процессе обучения. Или, вернее, недостатки речи компенсируются вниманием, памятью, зрение вовсю задействовано. И если речь можно пустить на болтовню, то внимание и память максимально направлены на усвоение информации из окружающей среды.

И общается Федор легко, его небольшого словаря вполне достаточно, чтобы дружить с мальчиками. Надеюсь, что и в школе у нас дела пойдут не хуже.

Вот такие примеры. Это только о тех, кого я знаю лично. А те мамы, кого приходилось читать в сети, единогласно говорят: прогноз благоприятный. Некоторые начинали занятия только к 5 годам. Но занятия плюс медикаменты всегда результативны. И детки шли в обычную школу.

Некоторым сенсорным алаликам уже 14-15 лет. Проходят последние признаки косноязычия. Это обычные дети. Необычен путь их детства, необычна та роль, что сыграла в их жизни мама — не просто родила, в прямом смысле научила говорить. Некоторые мамы даже оставляли работу, чтобы заниматься с сыном. И нет ни одного примера, когда труды не увенчались успехом.

1 ответ на Чего ждать впереди?

  1. Это очень обнадеживает) спасибо большое!

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.