Наш опыт в развитии ребенка

Просмотр 15 сообщений - с 16 по 30 (из 33 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #59116
    suadministrator
    Хранитель

    Ой, Оля, не правильно выразилась 🙂 Я из тех не многих у кот. этого нет!!! То же не смогу ничего посмотреть

    #59117
    suadministrator
    Хранитель

    😆 Понятно. Да, это у пап наших деток может быть много аккаунтов, а у мам — скорее редкость.

    #59118
    suadministrator
    Хранитель

    Дамир, добрый день!
    Очень приятно видеть таких заботливых пап!
    Мы тоже лечимся в Реацентре, но в Самаре. Вернулись с первого курса только в эту субботу. Здесь есть тема посвященная Реацентру.

    #59119
    suadministrator
    Хранитель

    пожелания, услышал. будем работать.

    #59120
    suadministrator
    Хранитель

    Вступление

    Ноябрь 2010, Реацентр, 1-й курс лечения, 1-я неделя, 1-й прием у логопеда

    Логопед приняла на консультацию, не на занятия. Спросила что у нас. Рассказал все основное вкратце. Посмотрела на «мед.карту», анализы, заключения. Задала мне несколько вопросов. Посмотрела на М, пообщалась, попробовала разговорить М… Просила повторить слова, слоги, показвала картинки. М было приятно общаться с ней. Потом Логопед сказала что, она вроде поняла что с ней.

    Вот краткое резюме что она мне рассказала:

    — Как видно из наблюдений и анализов врачей, М — моторный алалик, проблемы из-за нарушений в речевых областях в мозге, которые были следствием родовой травмы (повреждение шейных позвонков, нарушение кровооттока). В целом ребенок нормален, входит в контакт, обучаема.

    — С ребенком нужно усиленно заниматься, применяя всевозможные средства (занятия, лфк, физио-рефлексотерапия, лекарства итд)

    — Насколько выложимся, настолько получим результат. Надежду терять не следует.

    — Очень сложные связи в клетках речевых зон (отвечающие за понимание речи, говорение, линейность и тд) нарушены и не следует ожидать, что они будут в дальнейшем адекватно развиваться как у нормальных детей.

    — Следовательно, надо идти обходным путем, чтобы восстановить эти связи, а человеческий мозг имеет свойство меняться по заданному направлению. Это волшебное свойство называют ПЛАСТИЧНОСТЬЮ мозга. Об этом я напишу чуть позже.

    — Так устроено Богом (логопед сказала природой), что прямо над (или близко, рядом) речевыми зонами находятся зоны, отвечающие за моторику, тактильные ощущения и управления руками, пальцами. И было известно очень давно, что существует тесная связь между развитием движений пальцами и способностью хорошо говорить. Поэтому следует серьезно обратить на это внимание. Но в тоже время, надо иметь ввиду, сами пальчиковые занятия (физ упражнения, лепка, оригами, рисование, работа, игры с мелкими предметами и тд) в нашем случае не создадут необходимые связи и навыки речи. Они будут необходимы для закрепления и поддержания речевых зон в рабочем состоянии.

    — Известный обходной путь для развития речи в данном случае — обучение к чтению! Я тогда удивился, о каком чтении может идти речь если ребенок практически не понимает то, что ей говорят и не может произнести нормально слова, не то, что предложения? Логопед сказала, что, конечно, это чтение не является тем чтением, которым мы владеем и которому учат в школе — по крайней мере, в начале. Однако это поможет развить ЛИНЕЙНОСТЬ в говорении слогов, слов, а затем предложений одновременно развивая понимание. Тогда мне было это не совсем внятно… Теперь вроде разобрался. Но давайте все по порядку…
    Она дала советы, как работать с М. Но во время и после первого курса у нас не совсем получилось с занятиями. В чем была основная проблема, поясню в свое время, когда буду излагать о реальном продвижении в этом процессе в процессе второго курса и на текущий момент. Но я не думаю, что мы впустую потратили время тогда. Реацентре делал свое дело, затем принимала лекарства… М начала играть с azbuka.pro, в основном самостоятельно (думаю может придется сделать отдельную тему как мы работали с этой программой – хорошая штука), она практически освоила «правила» и навыки по собиранию пазлов, лепили фигурки из папьемаше и кроме всего этого мама возила на занятия (лфк, дефектолог, рисование…).

    До того как приступить к основной части нашей практики, позвольте поделиться с такими понятиями как ПЛАСТИЧНОСТЬ МОЗГА и ЛИНЕЙНОСТЬ.

    ПЛАСТИЧНОСТЬ
    Может вам уже известно об этом чудесном свойстве мозга. Вкратце, это способность мозга изменяться под влиянием обучения или других факторов. Его также называет способность мозга самоизменяться. Об этом много пишут, говорят, модная тема в нейрофизиологии. Можете прогуглить и почитать/послушать кое, что интересное по этой теме в интернете.

    Но самый лучший пример, рассказанный признанным авторитетом в области нейрофизиологии Бехетеровой (на ютубе есть видео). Она рассказывала, что у нее был пациент, у которого из-за полученной травмы полностью был поврежден (уничтожен) речевая зона мозга. Он полностью потерял речь. Вердикт — физически невозможно восстановить убитые клетки, отвечающие за речь… Тогда совесткие нейрофизиологи сделали предположение что, на те участки мозга (зоны клеток) которые в принципе не ответственны за речь, попробовать «возложить» эту «непрофильную» функцию путем непосредственной электростимуляцией или других медицинских мер… Эксперимент превзошел все ожидания! Пациент начал говорить хорошо и даже слишком хорошо!

    Отсюда вывод, что наше знание о функциональном разграничении участков мозга очень условно и поверхностно, на самом деле не все так просто, определенные участки мозга не только могут компенсировать потерянные способности (например, незрячие лучше слышат, чем зрячие), но и восстанавливать их! Это, оказывается, подтверждается многими фактами, хотя все еще не совсем ясно как все это происходит.

    По-моему я читал в книге шведского исследователя «Перегруженный мозг» (очень научная, но в то же время, внятная, увлекательная и понятная книга для широкого круга — есть в и-нете) о том что, во время экспериментов исследователи заметили, что у незрячих людей вдруг активизируются участки мозга, отвечающие за зрение когда они начинаются учиться читать пальцами специализированные для слепых тексты! Вроде, область мозга, которая отвечает за зрение, должна быть полностью потеряна, и никакой активности больше не должно быть вообще! Но, сюрприз – а они функционируют даже если глаза совершенно не видят ничего! Это другая, малоизученная сторона пластичности…

    Значит, если правильно стимулировать, тренировать мозг то можно добиться восстановления речи. С одной стороны, если можно обойти проблему через другие, «неспециализированные» участки мозга, например через чтение, рисование, письмо (в нашем с М, например, случае) и тд, то с другой стороны есть возможность восстановить неразвитые или потерянные зоны путем определенных мер их активизации! А как? — это уже другой большой вопрос. Главное мы знаем (вернее, на самом деле, догадываемся), что существуют определенные механизмы, которые нам надо просто взять на вооружении и все получится (и конечно только с Божьей помощью)!
    По крайней мере, стоит попробовать!

    ЛИНЕЙНОСТЬ
    Без линейности невозможно построить речь. Линейность это, как я понимаю, это способность человека выстраивать четко по определенному порядку звуки, слоги, слова чтобы получились выражение и предложение. У моторных алаликов с этим проблема… Чем сложнее слово, тем труднее правильно выстроить звуки и соответственно слова, не то, что предложения… Например, если М просили сказать «мышка» — то говорила, «мыы…» или «миии» или «…шш..ка» или «кшаа» — каждый раз по разному. Когда снова и снова просили выговорить это слово это слово, тогда ребенок произносит …кааа. Или слово «лодка» произносила как «долка» или «калд» или «длодл». То есть не было навыка правильно выстроить слова из двух, трех слогов. (Сейчас, я думаю, мы добились определенных успехов в этом, но надо еще пройти очень многое).

    Это нам кажется, что все это вроде очень просто говорить. Но на самом деле, когда мы говорим, пишем, читаем, слушаем происходят наисложнейшие процессы по конструированию слов и предложений. Специальные «обученные» нейрончики в микро-долях секундах связываются с другими через наисложнейший клубок каналов (синапсы, дендриты и всякое такое) и отправляют к друг другу импульсы… это просто сказать, но практически невозможно представить, не говоря о том, как описать! В этом случае я представляю себе героев мультика «Гадкий Я» — маленьких очкастых и шустрых роботов — миньонов в рабочей униформе: они в огромном хай-тек и в то же время жарком металокмобинате, мчатся туда сюда и соединяют провода, пускают через них ток… и получают какие-то разные, забавные штучки 🙂

    Теперь представте, что эти миньончики в каком-то отдельном цехе по производству речи — просто не умехи, а их надо просто правильно построить и натренировать, так чтоб оперативно выдавали качественное говорение, при этом позвав на помощь из других отделов более опытных малышей миньонов. Задача не из легких, но придется поднатаскивать наших хулиганов хорошенечко, чтоб работали как надо! : )

    Вот что я хотел, вам рассказать, опять-таки для начало. Извините за долгое вступление, но без этого мне было бы не просто объяснять те или иные действия в нашей практике.

    В дальнейшем, я буду писать по каждому занятию, которые проводим с М. Методы, успехи, провалы, открытия, новые задачки-проблемы и тд…

    (опубликовал на фейсбуке… пока не разобрался как работать с блогом на этом сайте… ладно это не по теме… как нибудь разберемся)

    #59121
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга, помоги Дамиру с блогом! Хочется поскорее всё прочитать 🙂

    #59122
    suadministrator
    Хранитель

    Дамир, прочитала на одном дыхании. Вы настолько заинтересовали))) Буду ждать новых постов. Может все-таки блог???

    #59123
    suadministrator
    Хранитель

    Дамир, рассказ — супер интересный.
    Но еще интереснее для меня, как вы умудрились создать блог? Его создают админы, от вас нужно название. И когда мы сделаем его и поставим вас админом на вашей территории, тогда и карты в руки. Вернее, сканы :).

    #59124
    suadministrator
    Хранитель

    Дамир, ваша Марьям чуть по младше моего Матвея и как вы описываете речь дочери, очень похоже на речь моего сына. Только давно появившиеся слова имеют одинаковое произношение, а вновь появившиеся-всегда звучат по разному. С чтением с вами согласна, как только начали учить буквы, многие слова стали лучше произносится. Но читать пока не получается. Очень хочется узнать ваш опыт с чтением.

    #59125
    suadministrator
    Хранитель

    И на Федорову речь тоже похоже.
    Только про чтение я не очень согласна…

    #59126
    suadministrator
    Хранитель

    Только про чтение я не очень согласна…

    Маша, вы ведь пока не пробывали, вот ты и не согласна. Ты же хотела в сентябре начать? Вот тогда и верно оценишь…

    #59127
    suadministrator
    Хранитель

    @tanya-matveyka-2 #:
    Маша, вы ведь пока не пробывали, вот ты и не согласна. Ты же хотела в сентябре начать? Вот тогда и верно оценишь…

    Да, наверное 🙂
    Я просто думаю, что для построения правильной слоговой структуры и правильного порядка слов в предложении достаточно прохлопываний, фишек, карточек, ну т.е. каких-то внешних обозначений.
    Это у меня со времен учебы, возможно 🙂 Я очень прониклась таким способом работы с афазиями.
    И у нас идет на ура.
    Но, в целом, у каждого свой путь. К тому же я и в самом деле пока чтение не пробовала.

    #59128
    suadministrator
    Хранитель

    @solnywka #:
    Я просто думаю, что для построения правильной слоговой структуры и правильного порядка слов в предложении достаточно прохлопываний, фишек, карточек, ну т.е. каких-то внешних обозначений.

    распознование внешних обозначений и есть чтение! 🙂 буквы, слоги, похлопывания, жесты, фишки, карточки, картинки все это символы, которые:

    -зашифровываются
    -распознаются,
    -расшифровываются,
    -воспроизводятся в речи

    спасибо за сомнения, комменты, замечания! с их помощью легче обсуждать эту долвольно не простую тему!

    #59129
    suadministrator
    Хранитель

    Я это понимаю, поэтому не вижу смысла обязательно читать, если можно сделать проще.

    #59130
    suadministrator
    Хранитель

    Опубликовал сегодня в закрытом блоге первый запись о наших занятиях. Пока не знаю как давать доступ к пользователям, которым были бы интересны детали. А здесь, опубликую вывоводы:

    Выводы:
    1) Ребенок должен знать, когда начинается и заканчивается урок и следить за ходом занятия. Для этого в тетрадке прописывается имя ребенка. При выполнении одного блока задания, одна буква закрашивается. Так ребенок поймет что закрасив последнюю букву, от нее отстанут : ). Лучше дать ей самой закрашивать буквы, так ей будут интересней.
    Это очень сильный мотивирующий ход: она получает Обратную связь (Фидбек- это один из моих самых любимых волшебных инструментов, подробнее я напишу как-нибудь позже!), получает чувство контроля на процессом – закрасив последнюю букву ребенок просто не даст вам продолжить занятие (ну и пусть, хозяин-барин! : )) , в дальнейшем можно дать самой написать-нарисовать буквы в ее/его имени – что означает начало занятия!
    2) Читать по картинкам. Под картинкой нарисовать черточки и точки указывающие на слоги. И проводя пальчиком произносить что означают эти картинки.
    3) Учиться читать надо начинать с гласных: буквы внутри фигурок напоминающие форму губ при их произношении (А – внутри большого кружочка, У – маленьком, И- в перевернутом треугольнике, Ы – снизу черточка, О – вунтри овала, Э – на полукруге, Е- в прямоугольнике и тд)
    4) Далее надо сочетать гласные буквы-фигурки: ау, уа, оа, ио [соответственно произносить громче и мелодично аааааууууу, оооооаааа, ииииииииуууууу]. Указывать указательным пальчком на буквы-фигурки при чтении.
    5) Мотивировать похвалой за каждый успех, даже если он вам кажется не значительным. Ставьте большую пятерку в конце странички закончив урок!
    6) Надо настроить себя на каждодневную работу и сделать это несмотря ни на что!

Просмотр 15 сообщений - с 16 по 30 (из 33 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.