Усвоение рода

16 февраля, 2010 в Занятия

Вместе с началом медикаментозного курса начали активно работать над родом. Речь уже настолько распространена, что в одном предложении встречаются, как правило, несколько местоимений, прилагательные и глаголы. Поскольку все это не согласуется с существительными, то слушать иной раз невозможно. «Мой машина красный приехала на этот горку, быстро скатился и перевернулся, а шофер вылетела на пол, потому что не смог в нем удержаться». Такой салат ужасно режет слух. Конечно, встречаются и в падежах ошибки, и глаголы иногда неправильно спрягает (например, вместо «пострижешь» может сказать «пострИгешь»), но это в общем-то уже не так существенно и почти незаметно. А вот род нас везде подводит.

Решили начать с глаголов третьего лица единственного числа прошедшего времени. Именно они постоянно присутствуют в разговорной речи «пришел-пришла», «сел-села» и т.п. А потом уже взяться за прилагательные и местоимения.

Для этого я отобрала картинки с животными, насекомыми. Сначала брала две, например, лиса и волк. И начинаем: «волк встал, а лиса что сделалА? всталА!», «волк поел, а лиса что сделалА? поелА!», «лиса села, а волк что сделаЛ? сеЛ!» Потом брала карточки разные, но один глагол: «кот что сделаЛ? поеЛ! собака что сделалА? поелА! муха что сделалА? поелА? муравей что сделаЛ? поеЛ!»

К сожалению, никакого результата это нам не дало. Слишком много вариантов для глаголов и Федор не может уловить связь окончания глагола с окончанием вопроса вот так, на слух. Даже если я задаю вопрос — он отвечает все равно невпопад. А уж если вопрос убрать, то и никакой надежды на осмысленный ответ нет.

Поэтому мы все-таки вернулись к существительным, род которых нужно уяснить в первую очередь. Если будет ясен род существительного, то потом уже проще увязать с глаголами. Не кот, волк, муравей поеЛ, а ОН поеЛ, не лиса, муха, собака поелА, а ОНА поелА.

Игровым моментом стали два конверта, на язычки которых я приклеила надписи «ОН» и «ОНА», выделив «А» красным. Из всех имеющихся карточек отобрала животных, птиц и насекомых. Сомнительные варианты, типа «лошадь-медведь» я пока убрала. Получилось, что все имеющиеся существительные женского рода у нас оканчиваются на «А», а мужского — на согласный. Доставая карточку из пачки, я произношу название, например: «жуК, он или она?» Федор должен высказать свое мнение по этому поводу и решить, в какой конверт убирать. Надписи «он» и «она» он читает без проблем,там что конверты не путает. А вот определить, в конверт с какой надписью нужно опустить живое существо — гораздо сложнее. Кроме того, варианта всего два, и если я качаю головой — он сразу называет второй, естественно, правильный вариант. Тогда я начинаю приставать: «почему?» Он отвечает, что на конце «а-а-а» поется или на конце ничего не поется.

Чувствую себя в очередной раз первопроходцем. Не знаю, каким будет результат и будет ли вообще. Сейчас такое чувство, что род — совершенно чуждое сыну понятие, которое он вообще не учитывает в своей речи. И сама я не представляю, как можно добиться этого учета. Сейчас фактически я учу его как иностранца думать, прежде чем сказать. Надеясь сначала научить думать, а потом довести процесс до автоматизма.

12 ответов на Усвоение рода

  1. Оль, я делала все так же как и ты, задавала вопросы, подсовывала карточки, и теперь у нас с глаголами после вопроса проблем нет. Он понимает связь, но без вопроса путает. Раскладывает карточки тоже правильно и скажет это он, это она. Он красный, теплый, большой. Она красная, теплая, мягкая. Но в свободной речи все равно путает. Так что настройтесь на долгую и упорную работу.

  2. Света, спасибо, я понимаю, что тут как с иностранным: сначала нужно понять, что и как, но в свободную речь войдет только после большой практики.
    За неделю мы научились более-менее определять, где он, а где она. Из 30 карточек сегодня была одна ошибка. Муха — он :).

    Еще несколько дней — и начну дополнять новыми карточками с неодушевленными предметами. Когда «он-она» уже усвоит, начну увязывать с прилагательными и глаголами. Мне иногда кажется, что ему именно вот этого понимания «он-она» не хватает, чтобы начать правильно употреблять род разных частей речи. Или мне не хватает :). Я не могу обойтись одним вопросом «какой?», например. Я пытаюсь сказать «он какой?», «она что делала?» Кажется, что «он-она» какой-то краеугольный камень.

    Зато у нас с чтением хорошие подвижки. Правда, мы сидим на пантогаме и рыбьем жире. Но страницу из букваря уже осиливаем довольно легко, причем читаем не только закрытые слоги, но и стечения согласных в начале слога. Понимание отдельного слова, разбитого на слоги — хорошее, целого предложения — по-разному.

  3. Пока детей укладывала, придумала, как дальше с родом двигаться, когда с «он-она» разберемся. Надо записать, а то забуду.

    Надо в конвертах в нижней части сделать две прорези и вставить туда полоску бумаги с надписью: конверт «он» — «упал», конверт «она» — «упалА». Все синим карандашом, последняя «А» в «упала» — красная.
    И начинать все то же самое. Только спрашивать не «лев — он или она?», а «лев — упал или упалА?». Для наглядности сохранять сами надписи «он» и «она» на конвертах, потому что, предполагаю, первоначально Федор будет соотносить картинку с «он» или «она», а уже потом — говорить соответствующую надпись внизу конверта.
    Когда это будет усвоено и с одушевленными, и с неодушевленными предметами (слово «упал» специально подбирала — оно и туда, и сюда подходит), закрою «он» и «она», чтобы картинка соотносилась только с глаголом, а промежуточная цепочка проговаривалась: «лев — он, он что сделал? — упал».
    Когда с глаголами будет покончено, на место «упал» встанет «большой» и все то же самое с прилагательными. Но до этого еще так далеко, что можно и не расписывать. Дожить бы.

  4. Сегодня ни одной ошибки в родах, завтра можно добавлять неодушевленные предметы.

  5. Оль, а сколько страниц из букваря вы прочитываете за неделю. Мы читаем пока слова. ЗАБОР, ЗАДОР. КУЛАК, КУСОК и. т. д. ТИГР- тоже читали. Но пока все легенькое. и пишем диктанты. сначала просто буквы. Потом слова. типа. ЖУКИ, ШАРЫ, ЗИМА, КАША, КОТЫ, КОРА и. т. д

  6. Света, стараемся пять-шесть. Но это зависит от того, рабочие дни или праздничные. В праздничные садиться не получается, а в будние у нас уже вроде вошло в привычку: старшая учит в сон уроки, а Федор прибегает ко мне прочитать страничку букваря. Когда читали утром во время основных занятий — было намного хуже. Вынесли чтение отдельно, в обед — пошли сдвиги. Может, потому что он знает, что быстро сейчас отчитает и мама больше ни за какую работу не усадит :).

    Идем полностью по Жуковой: и слоги, и слова, и небольшие тексты в 4-5 предложений. Мне очень нравится у нее грамматический компонент: то-пор, то-по-ры, то-по-рик — словоизменение постоянно можно зрительно увидеть.

    Без букваря почти не читаем, иногда я предлагаю ему что-то, сегодня началась весна, показываю на календаре МАРТ — не с разбегу, но прочитал.

    Писать не пишем вообще, я за это даже не берусь, пока только ваш опыт накапливаю. Все силы на род и чтение. Начнем писать со следующего года. Но старшая дочь у меня иногда «учит» его писать :), я не вмешиваюсь в их занятия.

  7. Оля, какие вы молодцы. Этак вы до лета весь букварь дочитаете. Потом советую почитать. Читаем после Букваря. Натальи Павловой. И к школе вы будете уже очень хорошо подготовлены.А мы, наверное, только летом будем Жукову читать. Но надеюсь осилим.

  8. Свет, считала :), до лета не успеваем все равно, долго раскачивались первое полугодие. Но я и не гоню. В принципе, буквы он знает и способ соединения в слоги тоже, поэтому сможет прочитать и слова с теми буквами, которые по букварю мы отработать не успеем. А с сентября уже добьем чтение, возьмем что-то из цикла «читаем после букваря» и сразу письмо подключим.
    Но у нас математика отстает. Игралочку 4-5 мы дожмем, сейчас она идет прямо с радостью, а дальше — посмотрю. Смотрела «Раз ступенька, два ступенька». Не уверена, что буду по ней заниматься. Фактически, там очень много материала из курса первого класса нашей школы. Не хочу его нагружать, боюсь отвлечь силы от речи. У нас математика, окружающий мир и информатика сейчас совсем из занятий вынесены, по выходным или по вечерам, когда есть время и желание, мы садимся за них и в удовольствие разбираем задания. А все усилия сосредоточены только на речи. Может, бзик у меня, но я очень хочу с родом справиться как можно скорее, это наш последний бастион, который никак не сдается.

  9. Начали распределять карточки с глаголами. Выглядит это так: я говорю «лев», он говорит «он упал» и кладет в нужный конверт. Проблема в том, что не думает, пытается на автомате угадать род. Я прошу его после моего слова подумать, так и говорю: «Лев. Подумай». Тогда он про себя проговорит и решит, правильно или нет. Потом уже вслух.
    Особенно хорошо получается с одушевленными, там можно сказать, что уже на автомате угадывает. А вот с неодушевленными сложнее. Но в целом я очень довольна, и ему интересно.
    В речи же пока не вижу значительных сдвигов. Начинает что-то рассказывать — род вылетает полностью из головы, слушать ужасно.

  10. Оля, вспомни, пожайлуста))))) сколько ты изначально брала существительных? Карточек 20? Подбирала по темам-животные, посуда, фрукты, овощи и т.д.-или то что на слуху у Федора было? Когда перешли к глаголам, сколько было глаголов? И сколько по времени ушло на освоение рода?
    Ты извини, закидала вопросами, но у меня сил нет уже с Матвеем. Папа пришлА, мама пришЕЛ, баба приехаЛ, я пошлА(((((

  11. Таня, я отбирала карточки с теми предметами, которые были хорошо знакомы Федору, легки в произношении, чтобы его ничего не отвлекало от рода. Количество не помню сейчас. Но если бы пришлось снова начинать заниматься, я бы начала с 8-10. Чтобы первые один-два раза у дитенка была возможность и запомнить, какая карточка куда попадает. Потом уже с опорой на зрительную память проанализировать: поется а-а-а на конце или нет. А потом увеличивать количество.

    С глаголами мы мало работали. Мне кажется, три или четыре на карточках отработали, и потом уже это вошло в жизнь и отрабатывалось по ходу.

    Сколько времени ушло? Даже не скажу сейчас. Мне кажется, до свободного владения — года полтора. Это так, чтобы прочно. Мне кажется, с родом как со звуками: сначала ставят, потом автоматизируют, потом звук входит в речь. Причем входит в речь он через многочисленные исправления родителей неиспользованного правильного произношения. Так и тут: в речи еще долго даже после понимания рода будут ошибки, дольше чем со звуками — потому что вариантов слишком уж много, но через постоянные исправления с отсылкой к теории занятий рано или поздно род усваивается. Главное, исправлять так, как отрабатывали на занятиях — чтобы связь срабатывала.
    Кстати, род у нас был последним алалийным бастионом, который держался дольше всех. Так что поздравляю вас с самым тесным приближением к выходу.

  12. Оля, спасибо! Будем работать.
    «»Кстати, род у нас был последним алалийным бастионом, который держался дольше всех. Так что поздравляю вас с самым тесным приближением к выходу.»»
    К сожалению об этом рано говорить(((( конечно же уже на алалия, последствия алалии-это более верно. Только эти последствия меня очень огорчают-шаблонная речь, медленный темп развития активной речи, нарушение слоговой структуры, особая просодика. Всё всё приходится учить наизусть. Не выучишь, не вызубришь-и в речь не встанет. Пересказ, рассказ-это беда, и пока даже не представляю с какой стороны подойти.

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

1 обратная ссылка