HANEN
30 мая, 2009 в Занятия
Программа HANEN создана для родителей детей с речевыми и языковыми трудностями ЛЮБОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. То есть не важен диагноз ребенка и степень сложности. Эта программа не медицинского, а социального характера. Она направлена на то, чтобы научить родителей грамотно и эффективно создавать речевые ситуации и поощрять участие ребенка в разговоре. Участие может быть не только вербальным. Любой звук, жест, мимика – все это является попыткой общения, и первой ступенькой, и поэтому поощряется.
В ходе занятий активно используется видеосъемка. То есть маму или папу просят поиграть с ребенком пред камерой пять минут, а затем, просматривая видео, комментируют ваше поведение и стараются конструктивно помочь преодолеть трудности.
Потом при съемке просят применять изученные методики. Это работает!
Например, я впервые увидела себя со стороны и поняла, что со всем своим опытом и педагогическим образованием затюкиваю мальчишку! НЕ даю ему проявить инициативу, не жду ответов на вопрос, не даю придумать игру самому, а спускаю директивы: кати машинку сюда, положи дядю спать, не надо закрывать гараж…
Следующие съемки дались легче, я контролировала себя, выжидала, давала проявить инициативу и провоцировала если не высказывания, то хотя бы невербальные просьбы и участие в разговоре. А мне мягко подсказывали: не давайте ему пузырек с мыльными пузырями, поднимите руку вверх, пусть просит. И ведь просил! Жестом ли, чмоканьем, одним звуком «а» — просил! И пузыри тут же давались.
Посмотрели видео папаши, который при первой съемке не знал, куда ему деваться, едва обращал внимание на ребенка, сам яростно играл и агрессивно хотел втянуть мальчика в игру, на ребенка не смотрел, не сидел с ним на полу, явно тяготился своей ролью. А потом видео этого же папаши после курса HANEN: сидит с пацаном на полу, смотрит глаза в глаза, делает паузы, ждет, позволяет ему проявить инициативу. И мальчонка расцвел, лопотал, увлеченно гудел. Такой контраст!!!!!
Еще было интересно познакомиться с типами родителей: директор, экзаменатор, массовик-затейник, наблюдатель, подгоняльщик. Во всех типах узнала себя. А в идеале должен быть включенный родитель, настроенный на ребенка.
Интересно и полезно было узнать о методах поощрения высказывания. Во-первых, надо научиться ждать. Для всех родителей без исключения это было самое сложное. Задал вопрос – не трещи, жди.
Во-вторых, работать на интересе ребенка, гибкость, умение подлаживаться к интересам дитяти. У тебя в голове программа, ты собралась что-то тренировать, а у ребенка — живые эмоции по постороннему поводу. Надо это использовать.
Далее, нужно наладить какую-то рутину, чтобы изо дня в день проходить одни и те же ситуации и говорить при этом одни и те же слова. Потом нужно пропустить какое-то звено в привычной цепи и ждать, не скажет ли ребенок пропущенное слово, или хотя бы просто отреагирует.
Устанавливать очередность высказываний. Показать малышу, что теперь его очередь говорить, делать паузу, ЖДАТЬ.
Удивить ребенка. Например, вытащить ботинок из почтового ящика или начать надевать на голову сапог. Тут и самый флегматичный малыш захлебнется эмоциями и – высказывание!
Людмила С.
Лицом к лицу
Чтобы общение с ребенком было продуктивней, необходимо находиться с ним на одном уровне, смотреть в глаза. Сядьте на корточки, лягте на ковер, катая машинки, посадите к себе на ручки.
Наблюдайте
Ждите. Слушайте. Чтобы помочь ребенку заговорить, не нужно все время говорить самому. Нужно дать малышу время и возможность вставить словечко (или звук, или жест).
Пример: мама подносит малышку к зеркалу, чтобы показать ей ее отражение, но заметила, что внимание девочки привлечено сползшим с ноги носком. Вот случай поговорить о том, что интересно девочке.
Людмила - 30 мая, 2009
Обратите внимание на программу те, кто живет в Америке и ВЕликобритании! Она давно практикуется в Америке и , кажется, в Канаде. Эта программа БЕСПЛАТНАЯ, спрашивайте ваших логопедов!!!!
Таня - 31 мая, 2009
Нас знакомили с этой программой групповым образом. Собирали родителей деток с одной проблемой (нарушения аутического спектра), вели занятия два логопеда, они навещали семьи в домашней обстановке, снимали игры родителей с детьми, уже на занятии прокручивали записи «из разных семей», все смотрели, обсуждали, логопеды помогали найти наилучшие варианты коррекции взаимоотношений в семье. Интересно было ещё и то, что семьи были разные: нам тогда только поставили диагноз, была семья, в которой мама, будучи сама специалистом в этой области, заметила и распознала аутизм у своего полуторогодовалого сына (на тот момент ему уже было 10 лет), да и просто родителей деток с разными проявлениями аутизма, было очень полезно общение родителей между собой, в присутствии специалистов. В моей семье, занятия посещал мой супруг, я особенно не вдавалась в принципы этой программы, но то, что он преносил с занятий, помогало понять, что нужно выстроить наиболее благоприятное взаимодействие с ребёнком, не проводя какие-то особые занятия, а так- «по жизни», мы втянулись в этот ритм и в итоге получалось, что мы с ребёнком как бы постоянно занимаемся.
Мила, спасибо тебе за готовность освятить эту программу, надеюсь она поможет многим родителям и их деткам!