Вопросник для диагностики расстройства

10 марта, 2009 в Диагностика

Мама мальчика, у которого серьезные проблемы с речью, попросила помочь с занятиями, что-то порекомендовать. Но живут они далеко, по телефону не наговоришься, а интернета нет. Поэтому я составляю вопросник, чтобы получить представление о ребенке и о уровне развития его речи. Мальчику семь лет, первый класс не потянул, направляют в интернат. Причем интернат это для слабо слышащих. Я знаю, что алаликов раньше направляли в заведения для детей с нарушениями слуха. Но там совсем другой подход работы, там идет искусственная постановка звука, при алалии либо любом другом речевом расстройстве, не связанном с нарушениями слуха, это не эффективно. А со слухом у этого мальчика, насколько я поняла, все в порядке.

Вот вопросы, которые я собираюсь передать. Дорогие мамочки, может, присоветуете что еще, что я упустила из виду. Принимаются любые предложения и критические высказывания 🙂 У меня есть несколько типичных карт, но все они для меня мало информативны, больше подходят для специалистов. Я выбирала что-то более жизненное, конкретное. Может, у кого будут свои идеи.

По первому году жизни:
1. Сколько лет сыну, как зовут.
2. Осложнения при родах, в беременности были ли?
3. Первый год жизни малыша: вызывало ли что-то опасения, были ли отставания в развитии по каким-то параметрам (пошел, сел и т.д.).
4. На первом году жизни отвечал ли на агуканье, гулил ли сам, реагировал ли на звуки.
5. Когда появились первые звукосочетания, слова?
6. Слушал ли чтение? Песенки? Музыку? Пританцовывал ли?
7. Реагировал ли на обращенную речь, на собственное имя, показывал пальчиком глазки-носик?

На сегодняшний день:
1. Может ли на слух (без подсказок со стороны) различить звонок в дверь и звонок телефона?
2. Что умеет говорить (слова: односложные, двусложные, всякие; словосочетания; простые предложения; сложные предложения). Приведите пример его слов или выражений.
3. Внимателен ли к речи? Насколько понимает обращенную речь (не понимает в большинстве случаев; понимает простые повседневные команды; понимает двусложные просьбы, например, возьми кружку и отнеси на кухню; понимает все).
4. Присутствует ли логорея или присутствовала раньше – когда речь была свободна, но произносил не слова, а бессмысленный набор звуков и слогов.
5. Наблюдалась ли эхолалия – когда ребенок мог свободно повторить окончание фразы, не понимая и не усваивая ее смысла (например, «как тебя зовут?» отвечает «зовут», «хочешь гулять?» – отвечает «гулять», как эхо).
6. Как бы вы сами сказали: ему легко говорить, но он не знает что и как сказать? Или он знает что сказать, но сложно произнести?
7. Слушает ли чтение?
8. Как выражает свои просьбы?
9. Любит ли мозаики, конструкторы?
10. Любит ли рисовать? Как держит карандаш?
11. Умеет ли сам одеваться, застегивать пуговицы, с какого возраста сам кушает и ходит в туалет.
12. Умеет ли считать?
13. Перечислите предметы в школе и напишите то, что на этих предметах он умеет делать (особенно неречевые, например, физкультура, музыка, труды – справляется ли он с возрастными заданиями).
14. Можете ли вы его охарактеризовать замкнутым ил общительным? Бывает ли так, что он уходит в себя и не реагирует даже на те слова, которые однозначно понимает?

Какие обследования проходили. Каких врачей посещали. Какие диагнозы ставили. С какими специалистами занимались. Какие препараты назначали и принимали.

Проверьте слух и запишите результат, если описанный ниже опыт возможен. Посадите ребенка за стол, разложите на столе картинки или предметы, названия которых он хорошо знает. Отойдите на расстояние 4-5 метров с боку (чтобы звук был направлен в одно ухо), называйте предмет и просите взять: «возьми ложку», «возьми машинку» и т.п., если команду «возьми» не понимает, то просто «ложка», «машинка» — чтобы ребенок сам показал называемый предмет. Тот же опыт повторите с другого уха. Иногда речевые расстройства усугубляются тугоухостью, прежде всего нужно исключить ее.

Общение. Как общается с родителями-родными. Как ведет себя с друзьями (есть ли они). Как ведет себя с незнакомыми взрослыми и незнакомыми детьми.

Допишите сами то, о чем не было вопроса, но что вы считаете важным.

10 ответов на Вопросник для диагностики расстройства

  1. Тут всё профессионально, у меня дополнить не чем.
    Жалко конечно мальчишечку, одна надежда, что попадутся хорошие учителя. Если у него проблемы с пониманием есть, то может лучше, что его направляют в такой коллектив, где будут дети с нормальным умственным развитием, может где-то язык, на котором они общаются (я немного дружила в молодости с глухонемыми ребятами, пыталась понимать их немного)поможет ему не замыкаться, может те формы подачи учебного материала, которые они используют, ему будут более доступны?

  2. Я у Парамоновой читала, что обучение алаликов (а именно на алалию я все-таки думаю пока) со слабослышащими не эффективно. Сама понимаю это так: алалик введь слышит, ему нужно установить речевую связь между сшышимым и предметом. У глухого ребенка или слабослышащего эта связь устанавливается легко, как только он зацепится за какое-то звучание, даже искусственно ему поставленное. А алалику именно связь тяжело уловить, и звучание, над которым бьются в интернате, может помочь мало. Конечно, в любом случае, это лучше чем ничего.

    Кстати, читала где-то, что в таких интернатах на 30-40 человек обязательно находится 5-6 алаликов, которым диагноз тугоухости поставили ошибочно.

  3. Большое спасибо за содержательные советы. Прочитала Ваши рекомендации по алалии с огромным интересом. Я логопед с большим стажем, но всё же много вопросов по работе с алаликами, а информации по этой теме мало. Буду рада, если ответите мне. С уважением, Елена.

  4. Елена, рада, что кому-то это интересно и нужно. И еще больше буду рада, если это поможет с вашей помощью какому-то ребенку пройти путь к речи. На сайте и форуме очень много информации, которую мамы дают о своих детях и преодолении расстройства. Если вы хотите более тесно общаться, то можно написать мне на olga(собачка)rebenki.ru или приходите на форум и создавайте темы, которые вам наиболее интересны.

  5. Здравствуйте!
    Хочу тоже поделиться с Вами своей проблемой. Моему сынишке 3 года. Логопед и невропотолог поставили диагноз задержка «развития речи», а лор — «тугоухость», то что задержка речи существует я согласна, но вот с тугоухостью — сомневаюсь . Внимательно прочитала вопросник, не нашла пункта, произносит ли ребенок просто буквы алфавита. Я самостоятельно занимаюсь с ребенком, буквы произносит, повторяет за мной вполне внятно (А,е,К ,И М и др.), а вот целые слова и предложения никак. Так если произносит буквы,исполняет просьбы, откликается на свое имя, то это наверное уже не совсем тугоухость? А когда ребенок приходит ко врачу, то он ни звука просто не может произнести, вероятнее всего боится, сердитую тётю, и из -за этого нам упорно твердят о тугоухости… Так что же такое тугоухость?

    • Тугоухость бывает 4-х степеней. У вашего ребенка может она быть 1-я или 2-я степень. Такие дети слышат. Но не очень хорошо. Проверяйте слух на расстоянии и шепотом. Много советов, как проверить слух, есть в интернете. В поисковике набирайте, выдадут сайты. А, если есть возможность, конечно лучше провериться у сурдолога в детском сурдоцентре или хотя бы у ЛОР врача.

    • Знаете,мы пришли к лору проверить ушки.Она сказала,мамочка,у вашего ребенка тугоухость.К сожалению,сейчас это сплошь и рядом.Езжайте в лор-центр,не все потеряно.Она это так проверила,зовет его по имени,а он не реагирует.,звякнула железкой-слышит.Говорит,слышит,но очень плохо.А он у нас вообще на незнакомых людей реагирует крайне редко.Вышли мы из кабинета,у меня слезы на глазах.Садимся в машину,муж включает магнитолу с песней,которую сын почему-то боится.Сынок начинает мычать,типа-выключи.Муж убавляет до минимума,все равно мычит.Убирает-все хорошо.Включаем дома ТВ,Бэйби тайм,бужит из кухни в спальню смотреть быстрей.Убираем звук,картинка остается,ребенок возмущен-где звук???Малейший звук открываемой двери,причем стараемся зайти бесшумно-бежит.Вот такой у нас «глухой»мальчик.Я думаю,много домашних тестов можно придумать,чтобы проверить слух.Кстати,шуршаший фантик под подушкой…Другое дело,что тне хотят слышать то,что неинтересно….

  6. Марина, диагноз тугоухость может поставить сурдолог. К сожалению, при тугоухости ребенок может повторять буквы по просьбе, но из-за неспособности улавливать речь в целом, какие-то ее оттенки — бывают задержки. Вам нужно пройти обследование, сейчас аппаратура позволяет с высокой точностью без участия ребенка сказать, насколько у него сохранен слух.
    Тугоухость — это не так страшно, как может показаться сначала. Поэтому обязательно проверьтесь у сурдолога. Это первое, что нужно сделать при речевой задержке. Дело в том, что если устранить тугоухость, то речь может развиваться совершенно нормальным образом. А если развивать речь, игнорируя имеющуюся тугоухость, то результатов может и не быть или они будут слабые.

  7. Есть объективная аудиометрия

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.