Читаем алаликам

18 ноября, 2007 в Читаем алаликам

Курочка РябаВ 3,5 года мы, наконец-то, подошли с Федором к чтению книг. До этого он совершенно не слушал чтения, в лучшем случае сам рассматривал картинки.

И вот его начали интересовать те стишки, что я читала Тане. Знакомое слово, услышанное им в моем чтении, влекло к книге. И я решила попробовать сказки.

Сколько бы ни было лет алалику, он в развитии речи должен пройти все этапы обычного ребенка. Эти этапы растянутся не несколько лет, но миновать что-то не получится. Поэтому начинать надо с самого простого: «Курочка Ряба» и «Репка».

Для того, чтобы чтение прошло успешно, ребенок уже должен обладать некоторым багажом слов. Для каждой сказки это свой набор, в основном, главные персонажи и обозначение их действий. Надо помнить, что труднее всего ребенку дадутся связи между словами, пусть уже хорошо знакомыми.

Книги лучше брать современных издательств. Картинки советского периода, несомненно, приятнее, но зачастую слишком бедны. А для алалика — чем больше он может увидеть, тем легче поймет содержание.

Еще не приступая к чтению, нужно рассмотреть главные персонажи. Рассматривание примерно звучит так: «Это кто? Бабка? Бабка». То есть ребенок только повторяет за мамой.

Потом читаем текст, ключевые слова сопровождая указаниями на картинки: бабка, дедка, курочка, яичко, били, мышка, хвостик, разбилось, плачут, не плачь.

Сказка должна быть прочитана много-много раз, не за один вечер, конечно, а в течение нескольких недель. Не надо спешить перейти к следующей. Раз от раза ребенку будет раскрываться новые связи между понимаемыми словами, и он в конце концов овладеет смыслом прочитанного. И какую радость это ему доставит!

Когда смысл более менее усвоен, можно пытаться в чтение вставлять вопросы. «Жили были кто?» — и давать время ребенку на ответ. Наш Федор часто говорит неправильно. Он чувствует, что не знает как сказать, и говорит какую-нибудь абру-кадабру, но со вниманием ждет, как я его поправлю, и уже за мной повторяет правильно.

Чтобы закрепить прочитанное — хорошо бы иметь сказку в нескольких разных изданиях, чтобы ребенок научился узнавать персонаж вне зависимоси от его внешнего вида.

Далее идет лепка или аппликация — это дело уже сложнее, так как не у всех есть такие творческие способности, чтобы вылепить курочку Рябу. Заменой тут могут послужить деревянные герои сказок, которые производятся сейчас томской фирмой в замечательном исполнении. Нужно это для того, что ребенок сам проиграл сказку или хотя бы увидел, потрогал того, о ком читал. И напоследок можно подобрать мультфильм, если он по сюжету не сильно отличается от оригинального текста.

Думаю, сказки надолго составят единственное чтение алалика. Кроме «Репки» и «Курочки Рябы» ни одну сказку мы прочитать не смогли. Все они требуют первоначальной адаптации для алалика, чем я и займусь на страницах блога. А потом к уже понятому смыслу можно будет потихоньку добавлять новые слова из авторского текста, расширяя таким образом словарь ребенка.

Словарный запас, необходимый для «Репки»: дед, бабка, собака, кошка, мышка, звать.

Словарный запас, необходимый для «Курочки Рябы»: дед, баба, курочка, мышка, яичко, бить, падать, плакать.

4 ответа на Читаем алаликам

  1. Купила я как-то диск, просмотрев который, узнала об интересной программе. Те, кто её пропагандируют, считают, что сопровождение речи (пения) взрослого жестикулированием, помогает ребёнку понимать и овладевать речью ,быстрее. Признаюсь, я сначала серьёзно не отнеслась, но глядя как запись нравится моим дочкам стала пробывать использовать при рассказе сказок, а иногда и в обычной речи некоторые жесты (не всегда у меня конечно такой энтузиазм 🙂 ) и должна отметить, что в этом и вправду есть что-то вспомогательное. У организаторов этой программы есть рекламный сайт, там ничего нет бесплатного, кроме рубрики «signs of the week» которая еженедельно обновляется. Так как предоставляют вниманию всего три слова (и соответственно три жеста) может, если кого-то заинтересует, можно перевести с английского.
    http://www.singandsign.com/members/sotw.php

  2. Полностью поддерживаю)) мы тоже так начинали, и уже читаем Айболита!! с пересказом прочитанного пока туго, но я придумала так — после прочтения смыслового куска «забываю» кто что сказал и прошу мне подсказать)

  3. при попытке чтения, сына убегает, не хочет даже смотреть в мою сторону, что делать?

    • Брать кукол перчаточных или деревянные фигурки и ярко эмоционально разыгрывать сказку перед ребенком многократно. Потом сажать зверюшек в ряд и устраивать просмотр спектакля. Постепенно и ребенок проникнется игрой . Но это дано быть многократно

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.