Рекомендации для родителей

Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #28406
    suadministrator
    Хранитель

    Рекомендации и другие материалы для родителей в этой теме будет выкладывать Азова Ольга Ивановна.

    #72064
    suadministrator
    Хранитель

    Уважаемые мамы, Оля создала новый форум для рекомендаций. Вот первый пост, то что у нас на стенде в центре «Родительское собрание».

    Упражнения, направленные на развитие общей моторики
    1. Ребенок должен своими движениями. Начните с простейших инструкций и убедитесь, что ребенок правильно понимает Вас:
    • «Пройди прямо от ствола к двери», «Обойди вокруг стула» и т.п.;
    • Ползание:
    а) ползание произвольно,
    б) ползание на руках (на животе и нас спине),
    в) ползание на ногах (на животе и нас спине),
    г) ползание на четвереньках по прямому, затем зигзагообразному коридорчику (30 см), ограниченному с двух сторон ленточками. Во время проведения этих упражнений поиграйте с ребенком – помогите ему представить в образе какого-нибудь животного (змеи, жучка, мышки, кошки, рыбки и т.д.).
    • «Бревнышко». Ребенок ложится на ковёр, ножки вытянуты, руки по швам. Взрослый перекатывает ребенка как бревнышко.
    • «На параде». Предложите ребенку пройти по комнате, как на параде, под звуки барабана (или отхлопывание). Объясните, что каждый шаг нужно делать вместе с ударами барабана.
    • «Гимнаст». Положите на пол доску шириной 30см. Попросите ребенка пройти по ней, не сходя на пол, вперед и в обратном направлении.
    • «По тропинке». По доске 30 см надо пройти, перешагивая через камушки (или палочки).
    • «Прыжки». Возьмите ребенка за руки, помогите ему подпрыгнуть, мягко приземлиться, потом несколько ослабьте поддержку.
    • «Ручеек». Ребенок должен перепрыгнуть через ленту (или шнур), лежащий на полу.
    • Игры с мячом (начните с мяча среднего размера, чуть меньше волейбольного):
    а) Встаньте напротив малыша на расстоянии одного метра. Прокатите мяч по полу, чтобы он поймал его. Предложите ему прокатить мяч, чтобы он попал к вам.
    б) На расстоянии одного метра поставьте стул. Покажите ребенку, как направлять мяч, чтобы он прокатился между ножками стула. Первый раз направьте мяч его рукой. Второй раз пусть ребенок попробует сам.
    в) Стоя рядом с ребенком, слегка толкните лежащий на полу мяч вперед. Пусть малыш догонит мяч, поймает его.
    г) Киньте мяч ребенку с ближнего расстояния, чтобы он наверняка мог поймать его.
    д) Предложите малышу кинуть мяч Вам.
    е) Перебросить мяч через препятствие (скамеечку, веревку).
    ж) Попасть мячом в широкую корзину, коробку.
    з) Сбить мячом кегли, игрушки.
    2. Упражнения для ног.
    • Массаж ног (лучше, чтобы выполнял массажист): массируется стопа, начиная с кончиков пальцев по направлению к пятке. Хорошо использовать массажные шарики, тапочки. Ребенку может понравиться хождение босиком ногами по камешкам или фасоли, насыпанными в коробку.
    • Круговые движения с голеностопном, коленном и тазобедренном суставе (по принципу упражнений для рук – смотри ниже).
    Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики
    1. Массаж рук. Массаж выполняют родители (лучше, чтобы выполнял массажист): начинают с лёгкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладошке, затем – растирание ладошки от серидины к краям большими пальцами обеих рук.
    2. Упражнение для рук. Упражнение проводится родителями поочередно для правой, левой руки, затем для обеих рук одновременно:
    • Сидя на стуле, одна рука вытянута вперед, другая опущена – круговые движения в лучезапястном суставе (кисть) по часовой стрелке 3-5 раз, против часовой стрелки 3-5 раз, остальные суставы должны быть неподвижны. Затем рука меняется. При выполнении упражнения обеими руками одновременно движения совершаются обеими руками по часовой стрелке, против часовой стрелки навстречу друг другу, в противоположные стороны.
    • Те же движения до локтевого сустава (остальные неподвижны) и плечевого сустава (остальные неподвижны).
    3. Потешки, направленные на соотнесение движений и речи.
    • «Ладушки»;
    • «Сорока-белобока»;
    • «Коза рогатая»
    • «Пальчики»: мама загибает пальчики на обеих руках, затем одновременно разгибает при слове «вставать»:
    Этот пальчик хочет спать,
    Этот пальчик лёг в кровать,
    Этот пальчик чуть вздремнул,
    Этот пальчик уж уснул, этот крепко, крепко спит.
    Тише –тише не шумите! Солнце красное взойдет,
    Утро красное придёт, будут птички щебетать
    Будут пальчик вставать.
    • «Пальчик в лесу»: мама держит перед собой кулачок ребенка, разгибает ему пальчики начиная с мизинчика, затем щекочет ему ладошку:
    Раз, два, три, четыре, пять
    Вышли пальчики гулять.
    Этот пальчик гриб нашёл,
    Этот пальчик чистить стал,
    Этот резал,
    Этот ел,
    Ну а этот лишь глядел.
    • «Ножки»: мама проговаривает потешку, сопровождая каждое слово поочередным движением ног, имитируя ходьбу –
    Большие ноги шли по дороге:
    топ-топ-топ;
    Маленькие ножки бежали по дорожке:
    Топ- топ-топ-топ-топ-топ.

    4. Упражнение для кистей рук и пальчиков

    Упражнения для кистей рук (три последних упражнения выполняются поочередно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно):
    • Катание мяча по наклонной плоскости ладонью (мяч размером с голову новорожденного ребенка), кегельбан (толкание мяча со сбиванием мишени);
    • Удар по воздушному шару, привязанному за нитку (кулаком, ладошкой, указательным пальцем);
    • Сжимать резиновые игрушки, «грушу» (маленькую клизму, пустую с направлением воздушной струи с водой);
    • «погладим котика». Локти на столе, движения кистями в направлении вверх-вниз;
    • «Курочка пьет воду». Локти на столе, пальчики собраны в «клювик», движения кистями в направлении вверх-вниз;

    5. Упражнения для пальцев рук (упражнения выполняются двумя руками одновременно)
    5.1. Удержание статической позу рук (в течение 10 сек).
    • «Зайчик». Изобразить ушки зайца: локти на столе, указательный и средний пальцы выпрямлены. Согнутый большой палец – на согнутых мизинце и безымянном.
    • «Коза рогатая». Изобразить рога козы: указательный и мизинец выпрямлены, большой палец – на согнутых мизинце и безымянном.
    • «Мишка косолапый». Изобразить голову медведя: четыре пальца вертикально стоят на столе, средний согнут.
    • «Кольцо»: большой с указательным пальцем соединить в кольцо, остальные выпрямлены.
    • «Гусь»: большой палец с указательным образуют клюв, остальные сжаты в кулак.
    Если ребенок не может самостоятельно выполнять упражнения, даже помогая себе другой рукой, можно установить его пальчики в нужную позу сами. Постепенно ребенок освоит эти упражнения и сможет выполнять их сам. Залог успеха – ежедневные тренировки, ежедневное выполнение упражнений!
    5.2. Сопряженное выполнение движений (выполняется поочередно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно).
    • Пальчики здороваются: все пальчики поочередно касаются большого пальца;
    • «Человечек бегает»: перебирание по столу указательным и безымянным пальцами (локоть не касается стола);
    • «Осьминог бегает»: перебирание по столу всеми пальцами одновременно (локоть не касается стола);
    • «Бинокль». К большому пальцу поочередно приставляются остальные, образуя кольцо.
    5.3. «Пальчиковый бассейн». Его легко сделать в домашних условиях. В большую прямоугольную коробку с низкими бортиками насыпать горох, фасоль слоем 8 см. В «бассейн» поместить несколько предметов различных по величине и форме знакомых ребенку.
    Ребенок опускает кисти рук в «бассейн» и осуществляет поиск предметов, ощупывает и узнает их. В «бассейне» проводится пальчиковая гимнастика.
    5.4. «Разноцветные прищепки». Пластмассовые прищепки закрепляются на пальцы рук по схеме продолжительности от 3-5 мин. До 7-10 мин. С ними выполняется пальчиковая гимнастика:
    1-3 дни – большой палец;
    4-6 дни – большой и указательный палец;
    7-9 дни – большой , указательный и средний палец,
    10-12 дни – большой , указательный палец,
    13-15 дни – указательный палец.
    В дни, не указанные в схеме пальчиковая гимнастика выполняется без прищепок.
    5.5. Логопедическая щетка «Ёжик».
    Изготавливается из массажной щетки для волос (резиновая основа с деревянными зубцами). Площадь ее поверхности должна соответствовать площадке поверхности ладони и способствует плотному прилеганию ребенка. На обратную сторону резиновой основы приклеивается кожа, картон или войлок для придания «ёжику» жёсткой формы. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладонной поверхности руки (большой палец отведен). Щетка надевается на ладони зубцами наружу и внутрь попеременно.

    Работа со щёткой ёжик.
    Щётка надета зубцами наружу:
    1. Прикасание поверхности щётки к различным частям тела ребёнка:
    а) «Где ежик пробежал?» Ребенок с закрытыми глазами должен определить, к какой части тела притрагивается щётка.
    б) «Большой и маленький ёжик» Ребенок с закрытыми глазами должен определить одна или две щётки прикладываются к телу.
    2. Легкими массажные движения с использованием фраз и стишков на движение:
    Хлоп-хлоп — (поглаживающие движение по ладони)
    Моя рученька — (поглаживающие движение от кисти к локтю).
    С горки — (поглаживающее движение от локтя к кисти)
    Бух — (похлопывающее движение по ладони)
    На горку — (похлопывающее движение от кисти к локтю)
    Ух — (похлопывающее движение по локтевому суставу).
    Щётка надета зубцами внутрь:
    1. Соотнесение ритмического рисунка стихотворного текста с ритмом движения.
    Ребенок проговаривает знакомый стих, отстукивая ритм обеими руками. Например:
    / / / / / / /
    Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик.
    2. Упражнение с использованием звукоподражания голоса животных, птиц, шумам:
    а) с наращиванием ряда: тук мяу-мяу-мяу
    тук-тук мяу-мяу
    тук-тук-тук мяу.
    б) с заданным количеством: один – тук, много- тук, тук, тук…
    в) со сменой темпа: быстро-медленно;
    г) со сменой ударения: громко – на ударных слогах, тихо – на безударных;
    д) со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений:
    е) бом-бом — хлопки ладонью по столу,
    ж) хлоп-хлоп — хлопки в ладоши,
    з) тук-тук — хлопки ребром ладони по столу.
    и) с изменением громкости – от тихого полушёпота к громкому голосу и двигательных усилий – от лёгких касаний к интенсивному отстукиванию.

    Дыхательные упражнения
    1. Игровые дыхательные упражнения
    • Надувание воздушных шариков,
    • Дуть через соломинку в стакан с водой,
    • Сдувание ватки со стола,
    • Дуть на свечку, не гася пламя,
    • Выдувание мыльных пузырей.
    • «Фокус» — сдувать ватку с носика (воздушная струя направлена вверх через губку),
    • «Греем ручки» — долгий выдох через рот теплым воздухом,
    • Игра на дудочке, губной гармошке (Надуваем как в насос).

    2. Задержка дыхания. Придумайте игру (например, в водолаза, космонавта), в которой нужно будет задержать дыхание на сколько возможно.

    Глазодвигательные упражнения

    а) Следить за яркой игрушкой глазами так, чтобы глаза не соскальзывали с игрушки, головка ребенка не должна поворачиваться – следят только глазки. Игрушку двигает мама. Упражнения выполняются лёжа, сидя.
    б) то же упражнение, кроме глаз участвует еще и язык. Открыть рот положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении. Работают только глаза, язык остается неподвижным.

    Упражнения, направленные на развитие артикуляционных навыков.
    Упражнения начинаются с выработки мимических движений (базовых для артикуляционных упражнений).
    Мимические и артикуляционные упражнения выполняются под зрительным контроле перед зеркалом.
    1. Мимические упражнения.
    • Закрывание глаз: левы, правый попеременно.
    • «Рассердиться» — нахмурить брови,
    • «Удивиться» — понять брови вверх,
    • Наморщить лоб,
    • «Хомячок» — надуть щёки (по одной и попеременно),
    • «Трубочка» — вытянуть губы трубочкой, хоботком,
    • «Заборчик» — растянуть губы в улыбке, зубы обнажены.
    2. Артикуляционные упражнения.
    Статические артикуляционные упражнения:
    • «Заборчик» — улыбнуться, показать верхние и нижние зубы («оскал»), удерживать в таком положении под счёт до 10.
    • «Трубочка» — вытянуть губы трубочкой («хоботком»), зубы сомкнуты, удерживать позу под счёт до 10.
    • «Лопаточка» — улыбнуться, обнажить зубы, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счёт до 10. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа, и язык был распластан.
    • «Чашечка» — улыбнуться, показать зубы, широкий язык сложить чашечкой и приблизить к верхним зубам, удерживать под счёт до 10.
    • «Грибок» — улыбнуться, показать зубы, широкий язык присосать к верхнему небу. Язык – шляпка гриба, подъязычная уздечка – ножка гриба. Удерживать под счёт до 10.
    Динамические артикуляционные упражнения
    • «Маляр» — улыбнуться, показать зубы, широким языком «покрасить» нёбо.
    • «Качели» — улыбнуться, показать зубы, широкий язык поместить попеременно за верхние и нижние зубы.
    • «Часики» — узким языком («иголочкой») уколоть в углы рта под счёт.
    Упражнения для снятия саливации (повышенного слюнотечения), гиперкинезов (непроизвольных насильственных движений), атаксии (нарушение координации и равновесия)
    1. Полоскание полости рта
    Раствором из трав полоскать полость рта.
    Смесь трав (1. крапива, бессмертник, подорожник, тысячелистник либо крапива, лопух в равных частях) заварить на водяной бане или в термосе. Полоскать горячим раствором до массажа и артикуляционных упражнений. Полоскание полезно и для расслабления корня языка.
    2. Комплекс упражнений:
    • Запрокинув голову, делать жевательные упражнения,
    • Запрокинув голову, делать полоскательные движения,
    • Запрокинув голову, глотать слюну,
    • С усилием сглатывать слюну,
    • Капать из пипетки воду на кончик языка и глотать;
    • Позевывание (начало зевка), хочу сказать «а» и не могу, при выполнении этого упражнения подтягивается нёбная занавеска и увуля (маленький язычок). Упражнения выполняется перед зеркалом.
    3. Контрастотермия.
    Класть на язык, губы, щёки попеременно горячее и холодное (например, лед (заморозить раствор трав) и горячую смесь трав (смотри полоскание полости рта)).
    Развитие фонематических процессов
    Развитие фонематических процессов начинается с работы по восприятию и различению неречевых звуков.
    1. Развитие слухового внимания
    • «Послушай, о чем говорит улица?» У окна посмотреть на улицу назвать и предметы, и звуки, которые эти предметы произносят (лай собаки и др.)
    • «О чем говорит дом?» то же, но слушать звуки в доме.
    2. Определить на слух направление звука, источник которого расположен справа, слева, сзади, спереди.
    • «Жмурки с погремушкой». Перед началом игры ребенку демонстрируется звучащий предмет (погремушка).
    • «Узнай, где звучит?» Показать игрушку. Ребенок закрывает глаза. Игрушка прячется. Ребенок показывает направление откуда звучит игрушка.
    • «Колокольчик». Передавать колокольчик за спинами, ребенок должен определить, у кого за спиной колокольчик.
    3. Воспитание слухового восприятия
    Использовать при выполнении задания музыкальные инструменты, звучащих игрушек и различных по качеству предмету.
    • «Солнце или дождик». Звенят бубенчики у бубна, значит «солнышко» и ребенок ходит по комнате, стучит в бубен, значит дождик, ребенок садится на корточки.
    • «Угадай предмет за ширмой». Ребенок запоминает звучание каждого предмета (коробка с кнопками, шуршание бумаги, пластиковая коробка с горохом и т.п.), предметы помещаются за ширму. Звучит предмет, ребенок должен отгадать, что это звучит.
    • «Угадай, какой инструмент (звучащая игрушка) звучит?» То же, что в предыдущем задании, но с музыкальными инструментами.
    4. Различение и воспроизведение звуков, издаваемых тихо-громко, далеко-близко.
    • «Барабан». Найти барабан, ориентируясь на силу звука: барабан бьет громко, если удаляется – тихо.
    • «Зайчики». Ребенку объясняют, что большой заяц играет громко, маленький – тихо. Ребенок должен определить, кто играл: заяц или зайчонок. Можно использовать колокол и колокольчик, барабан и барабанчик и т.п.
    • «Далеко-близко». Взрослый имитирует звуки (приближающегося или удаляющегося поезда, самолёта, машины и т.п.). Ребенок определяет: далеко или близко звучит предмет.
    5. Различение и воспроизведения темпа и ритма.
    • Игра «Топ-топ-топ»: взрослый предлагает ребенку прослушать топот в ускоренном темпе («маленькие ножки бежали по дорожке». После этого взрослый топает то быстро, то медленно, а ребенок должен угадать, какие ноги топали по дороге: большие или маленькие.
    • простых ритмов: отстукивание по столу карандашом / / / / / /;
    • Воспроизведение акцентированных ритмов:
    / //, / //, / //, /; // /, // /, // /;
    / ///, / ///, / /// и т.п.
    6. Игра и задания, направленные на различение высоты, силы и тембра голоса.
    • Различение бытовых шумов и голоса человека,
    • Игра «Кто как кричит?» Нужны картинки или игрушки животных и их детёнышей. Взрослый имитирует звуки: детёныш издает высокие звуки, взрослый животный – низкие. Определить, кто голос подавал?
    • Игра «В лесу». Ребенок стоит спиной к родственникам. Взрослый говорит: «Ау» то громко, то тихо, ребенок должен определить, кто его позвал и как далеко или близко.
    • Игра «Сказка». Подойдут сказки, где животные говорят разными по высоте голосами. Например, «Три медведя»: низкий, средний и высокие голоса. Ребенок должен угадать, какой медведь говорил.

    #72065
    suadministrator
    Хранитель

    Дорогие мамы! У кого еще детки маленькие и вы только начали заниматься проблемой это для Вас:

    Рекомендации для родителей

    I. Развитие понимания речи.
    Создание особого речевого климата дома: сопровождать речевым комментарием всё, что ребенок видит, делает в процессе быта, во время режимных моментов, игр, прогулок.
    1. Собираясь гулять, взрослый проговаривает:
    — Где шапка?
    — Вот шапка.
    — Наденем шапку.
    — Шапка теплая.
    — На улице будет нехолодно.

    2. Прояснить причинно-следственные связи между явлениями. Ребенок слышит шум пылесоса (дрели или другой бытовой техники). Обычно дети боятся посторонних громких шумов, особенно дети с гипераккузиями (…)
    Мама объясняет, проговаривая:
    — Пылесос гудит: У-У-У.
    — Пылесос собирает мусор.
    — Ковёр будет чистым.
    — Положим на него игрушки.

    3. Вносить смысл в стереотипные интересы ребенка.
    Например, многие мальчики любят смотреть, как машины едут по дороге. Взрослый рассказывает ребёнку, что машины везет на работу дядю. Дядя заработает денег, купит сыну игрушку.

    4. Вносить смысл в стереотипные действия ребенка.
    Например, ребенок включает-выключает свет. Взрослый говорит: «Ты молодец. Работаешь электриком, проверяешь: всё ли в порядке».
    Например, ребенок все время крутит колёсики на коляске и др. Взрослый говорит: «Ты мастер. Ты чинишь коляску».

    5. Комментировать чувства и ощущения самого ребенка, оречевляя его реакции.
    А) Например, приходя на занятия в центр, ребенок кричит, плачет, отказывается заниматься. Инструктор (логопед, педагог) начинает его обнимать (берет на руки), при этом сопровождает действия речью: «Мы рады тебя видеть. Кто к нам пришел. Какой хороший мальчик пришёл на занятия. Игрушки уже тебя ждут. Надо быстрее идти с ними заниматься». Таким образом ребенка включают в привычный ритм занятий.
    Б) Помогать понять непонятные для ребенка эмоциональные реакции других людей.
    Например, взрослый говорит: «Ребенок плачет, потому что он маленький, он хочет есть (он устал, хочет спать …)».

    6. Использовать в повседневной жизни прием «одностороннего диалога»: взрослый задает вопрос, обращаясь к ребенку, делает паузу, дает возможность ответить ребенку, а затем сам коротко дает ответ. На качестве произнесения при этом не обращается внимание. Взрослый должен поощрять любую словесную реакцию («Молодец», «Умница», «Ой, как у тебе хорошо получилось» и т.п.). Стараться избегать слов «скажи», «повтори», при этом «вызывать» речь ребенка. Говорит либо всё сама мама, либо что-то старается повторить ребенок вместе с мамой, либо на что-то ребенок дает самостоятельный ответ.
    Например:
    — Миша, идем мыть руки.
    — Что будем делать? – Мыть руки.

    Вопросы могут быть разные, с постепенным усложнением.
    — Что будем мыть? – Да, руки.
    — Чем будем мыть руки? – Мылом.
    — Где мыло? – Вот мыло.
    — Чем будем мыть? – Мылом.

    В случае эхолалии. Взрослый задает вопрос и, не дожидаясь ответа (не дает время на ответ), сам отвечает.
    — Что мы будем рисовать, Дом?

    6.1 Работу по комментированию необходимо проводить не только во время занятий, но и во время игр и, особенно в режимные моменты, на протяжении всего дня.
    Планировать утром день: «Что сегодня будем делать?»
    Вечером подводить итог: «Что успели сделать?»
    Таким образом, ребенок учится планированию, развивает импрессивную речь (понимание), осмысливает события дня. Важно, чтобы это стало ежедневной церемонией.

    6.2 Далее такой порядок необходимо перенести на рассказ. При этом можно использовать эпизод дня, сюжет истории, в которой участвовал ребенок.
    Очень важен элемент совместной деятельности взрослого и ребенка: мама рисует события, а ребенок, например, раскрашивает. Таким образом, могут прорисовываться целые серии сюжетных историй в картинках. Один и тот же эпизод можно повторять неоднократно.
    Главная цель работы: слушание и понимание сюжетного рассказа.

    6.3 При чтении сказок и стихов можно преследовать несколько задач:
    • сосредоточиться на ритме, мелодике (что у детей происходит автоматизировано).
    • использовать прием драматизации: при чтении знакомых стихов привлекать игрушки.
    • запоминание коротких стихов и рассказов, особенно с пошаговым сюжетом (рассказы и картинки В. Сутеева, Н. Радлова, стихи А. Барто, К. Чуковского)

    II. Стимуляция активной речи.
    1. Использовать лингводидактические приемы с опорой режимные моменты:
    А) Всё, с чем ребенок взаимодействует мама (родители) называет многократно и всегда одним и тем же словом (словосочетанием, простой фразой).
    Например:
    — Кто пришёл? – Папа.
    — Папа любимый!
    — Пойдём его поцелуем!

    Б) Когда ребенок что-то просит у взрослого, то он эхом дает правильный вариант просьбы (речевой образец).
    Например: Вв

    Взрослый: Пить!
    Дай пить!
    ! Необходимо поощрять любую словесную реакцию ребенка, не обращая внимания на качество произнесения.

    В) Воспроизводить ситуацию, при которой у ребенка появилась та или иная звуковая (словесная) реакция (слово).
    Например, ребенок строит башню из кубиков и сказал: «бах» или «упала».
    Будем многократно предъявлять эту ситуацию, накаляя ее и вызывая словесную реакцию. Если у ребенка нет реакции, то говорит за ребёнка взрослый.

    Г) Автоматизировать, закреплять слова, которые повторяются ежедневно в бытовой ситуации.
    Всегда употреблять вновь появившееся слово, вводить его в речевые ситуации.
    Если в речи ребенка шаблоны (клише, стереотипии), то взрослый может разнообразить интонацию.
    Например, — Пойдём гулять!
    — Пойдём гулять?
    — Пойдём гулять…

    2. Вызывать эхолалии (на данном этапе это благоприятно) и непроизвольные словесные инструкции:
    А) Использование физических ритмов, ритмов движений ребенка.
    • Например, ребенок прыгает, а взрослый несколько раз говорит в такт прыжкам:
    «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок,
    Как зайчишка, как зайчишка, как зайчишка поскакал».
    • Например, в такт качелям взрослый говорит:
    «Кач-кач, кач-кач, кач-кач,
    Я взлетаю ввысь, как мяч».
    ! Необходимо вовремя качания на качелях (игры с мячом) искусственно сделать паузу (перерыв), обыграть его возгласом: «У-у» («Ух-ух») и далее качать в сопровождении стиха.

    Б) Тренировка слухомоторной координации: использование приема ритмизации (невербальные: с помощью движений и вербальные: с помощью стихотворного текста).
    • Используются народные потешки, простые ритмизованные стихи, пальчиковые игры, сопряжено речь и движения пальцами, совместно с мамой (например, сорока-ворона, ладушки).
    • Раскачивание на коне-качалке и одновременное чтение стихов (например, стихи А. Барто «Я люблю свою лошадку»).
    • Сочетание стихов и общих движений (например, «Мишка косолапый по лесу идёт»).
    ! Перед последним словом делается пауза, провоцируем ребенка на «договаривание» последнего слова. Взрослый может договорить за ребёнка шёпотом. Если текст стихотворения позволяет, то можно держать ребёнка на коленях и сопровождать стих ритмичными движениями подбрасывания на коленях (например, «По кочкам по кочкам …, в ямку бух»).

    В) Включение звуков в известные игры, стихи, сказки («а-а-а»- плачет), междометий («бух» — упал), коротких слов («догоню-догоню»), которые легко произносятся.
    ! Каждый раз, когда ребенок что-то хочет предлагать ему речевой образец.

    3. Стимулировать непроизвольное подражание действию, мимике, интонации взрослого.
    Важно при этом добиваться, чтобы ребенок смотрел в глаза, рот, лицо взрослому (у рта взрослого пищать игрушкой, колокольчиком, щёлкать пальцем, цокать языком).
    Можно использовать приятные для ребенка сенсорные, двигательные впечатления: нанизываем бусы, выдуваем мыльные пузыри, играем с мячом, складываем картинки, конструктор, пазлы и т.п., что приятно для ребенка.
    ! При этом используем лингводидактические приемы: цокать языком, строить гримасы, сопровождение движений возгласами:
    «В-ж-ж», «У-у-ух» и т.п.

    4. Повторять за ребёнком все его звуковые реакции, вокализации. При этом их обыгрываем, также необходимо использовать вокальные аутостимуляции. Любые звуки ребёнка обыгрывает и превращает (переводит) в реальные слова.
    Например, ребенок говорит: «Бу». Взрослый продолжает следующим образом: «Буду, буду с тобой играть (петь, есть …)» (в зависимости от соответствующей конкретной ситуации).
    ! Говорить (договаривать) таким образом нужно постоянно, так как ребенок привыкает к тому, что с ним «разговаривают», отвечают, перекликаются.

    Сделаем еще раз акцент. При наличии аутичных черт:
    А) Пояснить причинно-следственные связи между явлениями.
    Например: ребенок что-то боится, взрослый рассказывает что происходит (Например, дядя берет дрель, забивает гвоздик и т.д.).
    Б) Вносить смысл в стереотипные интересы, действия ребенка.
    Например: ребенок бегает без цели туда-сюда. Приврать в игру, дать инструкцию: «Побежали за кубиком» и т.п.
    Все действия комментировать: трактор делает …, это рисунок трактора. Качели: вверх-вниз, летим высоко, низко, «кач-кач», прочитать стихи о качелях.
    В) «Осмыслять» аутостимуляции:
    — Ребенок бессмысленно раскачивается, а взрослый при этом читает стихотворение «Мишка косолапый».
    — Ребенок бессмысленно стучит, а взрослый говорит при этом: «Это поезд едет «тук-тук».
    — Ребенок включает-выключает свет, а взрослый говорит: «Ты мастер, давай проверим, как ты починил: «Включи свет!»
    Г) Рассказы о себе:
    Утром: о планах,
    Вечером: итог, что делали.

    При создании рекомендаций были использованы работы М.М. Либлинг, Е.Р. Боенской, О.С. Никольской.

    #72066
    suadministrator
    Хранитель

    Еще у меня остался долг перед Людмилой (Валериной мамой). Я посмотрела, что на разместила упражнения в основном на анализ и синтез (фонематическая дислексия имеет два подвида). Теперь думаю, что материала хватит.

    Коррекционную работу над звуками надо стоить с учетом постепенного усложнения. Лалаева Р.И. (мой научный руководитель, умерла зимой в этом году, Царстивие ей небесное, ученый с мировым именем) рекомендует в следующей последовательности:
    Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, Ж-Ш, С-Ш, З-Ж, Ц-С, Ч-Т*, Ч-Щ.
    Работа по формированию дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа:
    1) Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.
    2) Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
    На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводиться по следующему плану:
    1. Уточнение артикуляции звука с опорой зрительное и слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука с необходимо обратить внимание на его произнесение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка находиться за нижними зубами. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется холодная струя воздуха, голосовые складки не дрожат. Слуховой образ сравнивается с образом неречевого звука (как будто течет вода из крана)
    2. Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.
    Дети должны поднять флажок или букву, если в слоге слышится звук.
    3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предполагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Изучаемый звук необходимо связать с соответствующей буквой.
    4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
    5. Выделение слова с данным звуком из предложения.
    Для преодоления акустической дисграфии существует – воспитание четкой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Пока это не достигнуто, ребенок будет писать наугад. Поэтому необходимо любыми способами довести до его сознания разницу в звучании звуков путем возможно более яркого ее подчеркивания. Для этой цели Парамонова Л.Г. предлагает на первом этапе отождествить звуки со звуками окружающей природы.
    Например, звук Ш напоминает шум леса, а Ж – жужжание жука. Обращается внимание и на то, что первый звук произноситься шепотом, а второй – с участием голоса. Ребенку представляется возможность многократно прослушать эти звучания, до достижения их полного различия. После этого дифференцируются речевые звуки Ш и Ж, которые сразу связываются с буквами.
    Для определения наличия звука в слове предлагаются следующие упражнения и игры:
    Задание 1.
    Поднять соответствующую букву на заданный звук.
    Задание 2.
    Назвать картинки, из них отобрать те, в названии которых имеется заданный звук. Картинки на смешиваемые звуки не включаются. Например на первом этапе дифференциации звуков С и Ш исключаются слова со звуком Ш и другими сходными звуками. (сова, рыба, лук, косынка, сумка, парта, лопата, лес, собака )
    Задание 3.
    Подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответственный звук. Не предлагаются картинки, в названии которых встречаются фонетически сходные звуки. Картинки при этом не называются. Это задание более сложное, так как при его выполнении ребенок опирается не на слуховое восприятие и артикуляцию, а на представление о нем.
    Задание 4.
    Придумать слова, которые включают звук, соответствующей букве.
    Игра «ЧТО В МЕШОЧКЕ»
    Цель: привлечь внимание к звукам речи.
    Наглядный материал: мешочек; игрушки и предметы (или их изображения), в названии которых есть звук [ц]: цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки: машина, кубик, мячик, шарик и пр.
    Логопед говорит, что у него есть мешочек (показывает), в котором лежит много интересных вещей. «К кому я подойду,— продолжает он,— тот пусть «вынет из этого мешочка одну игрушку, назовет ее и покажет всем детям.
    Вызванный ребенок выполняет задание. Тогда логопед берет у него игрушку и просит нескольких детей еще раз сказать, как она называется, есть ли в этом названии «песенка синички» (звук [ц]).
    Когда все предметы будут вынуты из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук [ц] (цыпленок, курица, овца, блюдце, пуговица), и предлагает детям перечислить их.
    Произносить слова воспитатель должен отчетливо, выделяя звук [ц], например: овцца. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук [с], который может спутать детей. Педагог добивается, чтобы дети правильно называли слова, содержащие [ц], отчетливо произносили этот звук в словах.
    Игра «САМ НАЗОВИ СЛОВО»
    Цель: развитие фонематического слуха.
    По заданию взрослого дети самостоятельно припоминают и называют слова с определенным звуком. Для этого можно предложить вспомнить (про себя) хорошо знакомую сказку, стихотворение и выбрать подходящие слова.
    Игра «Слышишь ли ты звук»
    Цель: развитие фонематического слуха, упражнение в интонировании.
    Наглядный материал: картинки с изображениями разных предметов.
    Логопед показывает детям картинку, на которой изображен рак. Дети громко называют: «Рак», Затем показывает чистый лист такого же размера, как картинка, и просит сказать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник («Мак»).
    Слова рак и мак неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Взрослый предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общего («Звучат сходно») и что разное. (Логопед сам очень отчетливо произносит: мммак — рррак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки [м] и [р].
    Аналогично проводится упражнение со словами мышка мишка, кит кот и другими. Очень важно при произнесении слов детьми и воспитателем подчеркнуть разницу в звучании и — и, о — и, акцентируя внимание на произнесение гласных звуков.
    Игра «НАШИ ИМЕНА»
    Цель: упражнение в интонировании, развитии фонематического слуха.
    Наглядный материал: кукла.
    Логопед показывает куклу и предлагает детям называть ее так, чтобы в ее имени был слышен звук [ш] («песенка гуся»). Если дети не смогут подобрать имя, то взрослый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя, он выделяет голосом звук [ш]: «Машшша, Машшшенька.
    Затем логопед просит детей сказать, какие еще имена они знают, где бы слышался звук [ш]. Дети называют: «Шура, Даша, Леша, Наташа, Маша» и др. Если же они затрудняются, воспитатель предлагает некоторым из них сказать свое имя и послушать, есть ли в нем «песенка гуся» или нет. «Миша, скажи громко, как тебя зовут»,— обращается воспитатель к мальчику. Ребенок отвечает. «Слышится в твоем имени шш —«песенка гуся» или нет?» Если ребенок ошибается, педагог повторяет его имя, выделяя голосом звук [ш], и предлагает всем ребятам ответить: «Есть в имени Миша «песенка гуся» или нет? Такую работу можно провести с 6—8 детьми. В некоторых случаях надо изменить имя так, чтобы в нем появился звук [ш], например, Танюша, Катюша, Андрюша.
    Для ответов вызываются и те дети, в именах которых этот звук отсутствует: Лена, Вова, Костя и т. д.
    Игра «УЗНАЙ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ (В НАЧАЛЕ, В СЕРЕДИНЕ, В КОНЦЕ)»
    Цель: упражнение в звуковом анализе.
    Первый вариант: логопед сам произносит слово, а дети определяют место звука,
    Второй вариант: упражнение проводится с картинками.
    Ребенку предлагают отобрать лишь те, где изображен предмет; название которого содержит заданный звук. Для этой игры можно использовать и сюжетные картинки в книжках. Воспитатель может предложить детям назвать картинки с изучаемым звуком.
    Это же упражнение можно провести, направив внимание детей на окружающие предметы. Детей это заинтересует: давно известные и приглядевшиеся вещи смотрятся по-новому.
    Игра « МАГАЗИН ИГРУШЕК»
    Цель: развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе.
    Логопед раскладывает на столе игрушки (картинки), в названиях которых есть определенный звук, занимающий в слове разные позиции.
    Дети «покупают» игрушки, соблюдая при этом следующие правила: купить можно ту игрушку, в названии которой есть названный звук, произнести название игрушки с выделением нужного звука; определить место звука в слове.

    На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков. Дифференциация звуков проводиться в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками. Детям предлагаются упражнения на сопоставление и сравнение звуков по артикуляционным и акустическим свойствам, на различение этих звуков в словах и связных текстах.
    Коррекционную работу по воспитанию слуховой дифференциации звуков речи Парамонова Л.Г. предлагает начинать со стихотворного материала так как для того, чтобы дифференцировать те или иные звуки, ребенок должен прежде всего отчетливо представить себе основные отличительные признаки звучания каждого из них. Стихотворному материалу отдано много предпочтений потому, что он обладает значительно большими возможностями «обыгрывать» каждый звук и представлять его акустические особенности в несколько утрированном, а значит и облегченном для восприятии виде. При работе со стихотворным материалом, детям даются необходимые добавочные пояснения в отношении особенностей звучания «обыграемых» звуков и проводится необходимое число демонстраций этого звучания. Здесь целесообразно использовать и заранее подготовленные магнитофонные записи.
    Если основные акустические особенности смешиваемых звуков будут достаточно четко доведены до сознания ребенка, то при выполнении в дальнейшем разного рода упражнений на слуховую дифференциацию соответствующих слогов и слов он будет сознательно искать в «сомнительных» звуках элементы свиста, шума, щелканья, жужжания, что значительно облегчит на первых порах слуховую дифференциацию звуков.
    Основная задача — помочь детям получить четкое акустическое представление о том или ином отдельном звуке, о характере звучания.
    Специфика звучания сравниваемых звуков подчеркивается преимущественно путем условного отождествления их с какими то знакомыми детям неречевыми звуками окружающей действительности или путем непосредственного указания на особенности звучания тех или иных звуков. Например, в целях облегчения дифференциации звонких и глухих согласных (стихотворение «капли – барабаны») (см. приложение № ) в отношении всех шести пар звуков настойчиво и несколько утрированно подчеркивается относительно большая громкость звучания звонких согласных по сравнению с глухими. Для облегчения слуховой дифференциации мягких и твердых согласных можно использовать стихотворение «Нежный и злой» (см.приложение №5 ) Для развития слуховой дифференциации звуков можно использовать текстовый материал.

    Работая над преодолением акустической дисграфии, особое внимание надо обратить на воспитание слуховой дифференциации твердых – мягких и звонких – глухих согласных. Отсутствие такой дифференциации не только приводит к буквенным заменам на письме, но и препятствует усвоению целого ряда грамматических правил. Важно не только научить детей различать на слух твердые и мягкие согласные, но и соотносить твердость и мягкость согласных с последующей гласной или мягким знаком.
    В целях обеспечения разнообразия видов работы при воспитании слуховой дифференциации звуков речи у детей Парамонова Л.Г.[35,37] предложила упражнения по использованию парных картинок и слов:
    Задание 1.
    Педагог называет пары картинок или слов, а ребенок их показывает ( т.е используется прием который применялся при обследовании ).
    Задание 2.
    Педагог называет лишь одну парную картинку, а ребенку предлагается назвать другую. То же самое проделывается и с парными словами, но в этом случае, после названия педагогом одного слова, ребенку предлагается назвать похожее слово, но с другим звуком. В обоих случаях обязательно обращается внимание ребенка на различение значений названных слов.
    Задание 3.
    Педагог предлагает ребенку придумать предложения на каждую из парных картинок или с каждым из слов той или иной пары. Критерием правильности выполнения задания будет служить адекватность смыслового употребления слов. Например: «На деревьях распустились почки» (а не бочки).
    Задание 4.
    Педагог, закрыв лицо экраном, диктует пары слов ( или названия парных картинок ), а ребенок записывает их и подчеркивает сомнительный звук сигнальным цветом. Например, звонкий согласный подчеркивается красным карандашом, глухой синим. Правильность выполнения задания обязательно проверяется на этом же занятии, допущенные ошибки самостоятельно находятся ребенком в результате повторного прослушивания неверно написанных слов.
    Задание 5.
    Педагог, закрыв лицо экраном, диктует слова из всего данного списка ( например, на дифференциацию Т-Д ) в разбивку, а ребенок записывает их в тетради или на доске в два разных столбика соответственно под буквами Т и Д. При этом, чтобы не пропустить ошибок, важно следить за самим процессом выполнения задания – в тот ли столбик записывается диктуемое в данный момент слово. Иначе ученик может сориентироваться на написание самой буквы и выполнить задание лишь формально правильно.

    Задание 6.
    Педагог предлагает ребенку объяснить смысловое значение каждого слова из данной пары, что делается, например, путем подбора соответствующего синонима, путем указания на основные функциональное назначения предмета и пр. Слова ребенку предъявляются на слух. Например, педагог спрашивает: «что такое малина?» (это ягода); «а что такое Марина?» (это имя девочки). В случае неразличения на слух звуков Л и Р ребенок может дать эти объяснения в обратном порядке. Однако здесь необходимо иметь ввиду, что в некоторых случаях неправильные ответы детей могут объясняться и недостаточным пониманием ими смыслового значения предлагаемых для объяснения слов, поэтому при подборе данного задания очень важно учитывать уровень общего и речевого развития ребенка.
    Задание 7.
    Педагог предлагает ребенку правильно прочитать весь список слов на данную пару звуков или правильно назвать соответствующие картинки.
    Задание 8.
    Детям раздают картинки на разные звуки, например, на звуки Л и Р –лампа, рак, радуга, луна, ук и др.. Картинки перемешивают. Затем их надо разложить на две стопки: в одну стопку положить картинки на звук Л, в другую –на звук Р. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок разложит картинки.
    Задание 9.
    Дети получают по две картинки на дифференцируемые звуки, например на Т-Д. Картинки кладут на стол изображением вниз. На счет «раз»дети открывают картинки, на счет «два»рассматривают их, на счет «три»поднимают картинки на требуемый звук, например, Д. Затем проверяют, какие картинки остались на звук Т.
    Задание 10.
    На столе или в конверте находятся картинки на дифференцируемые звуки, например, на Г-К. Вызванный ребенок (а при групповом занятии все дети по очереди )берет одну из картинок, четко называет ее, говорит какой из звуков есть в ее названии (К или Г). И определяет место в слове.
    Игра «ДОМИНО»
    Картинки, например, на звуки С и Ш, раздают детям. Первый ребенок кладет на стол картинку на звук Ш, следующий ребенок –на звук С и т.д.
    Игра «ВЫДЕЛИ СЛОВО»
    Цель: привлечь внимание к звукам речи.
    Логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук [з] («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.
    Логопед должен произносить слова медленно (если дети не подготовлены, то звук в словах нужно выделить голосом: ззонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Надо следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие.
    Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.
    Игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
    Цель: развитие фонематического слуха,
    В мешочек складывают мелкие игрушки. Их подбирают с таким расчетом, чтобы в названиях были определенные звуки (например, [ш], [с]): шарик, совок, катушка, свисток, самовар, шишка и др. Вызванный ребенок ищет игрушку на заданный звук [с] или [ш].
    Игра «ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК В СЛОВЕ ЗА ТОБОЙ»
    Цель: развивать фонематический слух.
    Логопед произносит слово, не договаривая последний звук.
    Вызванный логопедом ребенок договаривает слово, например: ма…— (мак), ма…— (мал), запа…(х), гляде…— (глядеть), у…— (ум), друг…— (другой), жира…— (жи¬раф). Выигрывает тот, кто заканчивает слова.
    Игра «НАЗОВИ ПЕРВЫЕ ЗВУКИ»
    Цель: развивать фонематический слух.
    Логопед произносит пары слов, а дети называют первые звуки в них. Например, пар — бор, шар — жар, бежит — пыхтит, Аня — Оля и т. п.
    Игра « В ЛОТО»
    Цель: упражнять в звуковом анализе.
    Игра проводится по типу лото в картинках. Изучаемые звуки должны занимать различные положения в слове (в начале, середине, конце). Надо наклеить по три-четыре картинки на несколько картоно-карт, например, на звуки [с], [Ц]:
    стол цапля цепь сом
    курица лиса гусь овца и т. д.
    Карты раздают детям. У взрослого остаются маленькие картинки, аналогичные наклеенным. Их могут заменить карточки со словами. Воспитатель называет картинку (или читает слово по карточке), ребенок находит картинку у себя и говорит, какой из заданных звуков есть в ее названии. После этого получает карточку
    Игра «СПЛЕТЕМ ВЕНОК ИЗ СЛОВ»
    Цель: развивать фонематический слух, активизировать словарь.
    Логопед произносит слово, а дети определяют последний звук в нем и вспоминают слово, начинающееся на этот звук, у нового слова определяют последний звук и снова напоминают слово, начинающееся с этого звука, и т. д. Например: /. Мир рак — ком мал; 2. Осень—- Нина Аня; 3. Ярко олени •— иногда — арбуз.
    В игре должен участвовать и логопед, помогая вспомнить соответствующие слова и предупреждая большие паузы.
    Игры и задания на дифференциацию по мягкости и твердости :
    Игра «ЭХО»
    Цель: упражнять в различении парных твердых и мягких согласных.
    Логопед произносит слово с парными согласными по мягкости-твердости (перечень таких слов см. ниже) и предлагает воспроизвести из каждой пары одно из слов — с мягким или твердым согласным. При этом один ряд выполняет задание воспитателя, а другой слушает, контролирует. Выигрывает тот ряд, у которого лучше «эхо».
    Примерный перечень слов:
    [л] — [л1]: угол — уголь, галки — галька, ел — ель, лапа — липа, луна — Лена, лук— люк, пола — поля.
    [Р] — [p’] зорко — зорька, горка — горько, ров — рев, Рома — Римма, рад — ряд, кора — корь, жар — жарь, дар — дарю, ручка — речка, вера — верю,
    [д] — [д1]: дала—дела, дам — день, дать — одеть, дома—-Дима.
    [с] — [с1]: сад — сядь, трус — гусь, Тарас — карась, суди — сиди, колос — повесь, рис — рысь, сам — Сеня.
    [з] — [з’]: коза — козел, замок — земля, забор — зебра, вокзал — зябнуть, замок — Зина, зал — земляника.
    [н] — [н1]: барабан — барабань, вынул — кинь, гнал —гнил, окна — ставня, народ— небо, наш — нет.
    [т] — [т1]: кнут — гнуть, тут — тихо, тонут — тянут, просит — просить, ты — тебя, так — тихо.
    [м] — [м1]: мало — мять, мука — мякиш, молчать — мяукать.
    Игра «НАЗОВИ ЗВУК»
    Цель: закрепление представлений о твердых и мягких согласных.
    Логопед называет различные слова с интонационным выделением одного из согласных звуков (как твердых, так и мягких) и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю. Игра проводится в кругу с мячом.
    Игра «НАЗОВИ БРАТЦА»
    Цель: закрепление представлений о твердых и мягких согласных.
    Первый вариант. Логопед называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару — «маленького братца» и перебрасывает мяч логопеду. В игре принимают участие все дети. Она проводится в достаточно быстром темпе. Если ребенок ошибается и дает неверный ответ, то логопед сам называет нужный звук, а ребенок повторяет его.
    Второй вариант. Логопед называет мягкий согласный звук, а дети — его твердую пару. Логопед подключает к проверке ответов самих детей. Для этого в условиях игры оговаривают, что если дети заметят ошибку, они должны хлопать. Это заставляет всех детей быть активными и внимательными на протяжении всей игры, а не только тогда, когда воспитатель бросает им мяч.
    Третий вариант. Логопед сначала называет твердый согласный звук, а дети его мягкую пару. Затем, когда в игре примет участие половина детей, воспитатель называет мягкий согласный, а дети — его твердую пару.
    Игра «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»
    Цель: закрепление представлений о твердых и мягких согласных.
    Первый вариант. Логопед предлагает детям называть слова с заданным звуком, например, со звуком «п», а когда названо 15—20 слов, задание меняется и дети называют слова со звуком [п’], т. е. «меленьким братцем» звука [п]. За каждое правильно названное слово воспитатель дает ребенку фишку или мелкую игрушку, а в конце игры фишки подсчитываются и определяются победители —дети, назвавшие большее количество слов.
    Второй вариант. Логопед предлагает называть слова сначала с мягким согласным звуком, а затем с его твердой парой.
    Игра «КАРТОЧКИ-СХЕМЫ»
    При помощи звуковых схем, обозначающие твердые и мягкие звуки, ученики показывают, какие звуки они слышат в словах, названных учителем.
    изучаемые звуки находятся в начале слова, в середине слова, в конце слова (сюда не входят слова с парными звонкими согласными на конце). Например, при работе звуками [п] — [п`] можно определить такие слова: петух, полка, пустырь, пират, пятка, капель, капуста, капитан, перепёлка, запястье, степь, суп, выпь, грипп.
    Должное внимание следует уделять и специальным упражнениям в фонематическом анализе слов, включающих не дифференцируемые ребенком звуки. Например, ему предлагается определить, перед каким звуком или после какого звука слышится в слове Ш и Ж; предлагается придумать слово, в котором звук Ш (Ж) находится на первом (втором, третьем или последнем) месте.
    В своей работе я использовала игры с мячом, так как игры с мячом освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может брошен любому из детей, формирует произвольное внимание. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально- волевую сферу, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов –легких, сердца, улучшают обмен веществ. Все это способствует улучшению функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Игры с мячом могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы. Они хорошо способствуют развитию фонематических процессов, формированию правильного звукопроизношения, анализа и синтеза, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Но остановимся на играх с мячом на развитие фонематических процессов:
    Игра «СТУЧАЛОЧКА»
    Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.
    Цель: тренировка четкого произношения гласных и согласных звуков, развитие фонематического восприятия.
    Ход игры: Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:
    А Э О У П Б Д
    АА ЭЭ ОО УУ ПП ББ ДД
    ААА ЭЭЭ ООО УУУ ППП БББ ДДД
    Затем можно произносить различные сочетания звуков:
    ААЭ АЭО ААУ
    Можно работать как с гласными, так и с согласными звуками.
    Игра «ПОЮЩИЕ МЯЧИКИ»
    По мячу сперва стучу, а потом его качу.
    Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.
    Ход игры: Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается.
    Например: АА Э-э-э-э-э-э, У Э А-а-а-а-а-а-.
    Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.
    Игра «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЯЧИКИ»
    Красный – гласный. Синий –нет. Что за звук? Мне дай ответ !
    Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
    Оборудование: мячи красного и синего цвета.
    Вариант 1.
    Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный –если мяч синего цвета, и бросает обратно логопеду.
    Вариант 2.
    Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука. Можно дать конкретно какой – либо звук (согласный или гласный)
    Игра с передачей мяча «МЯЧ ПЕРЕДАВАЙ, СЛОВО НАЗЫВАЙ»
    Цель: развитие фонематических представлений, быстроты, реакции.
    Ход игры: Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу. Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие варианты передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
    Игра «ЗВУКОВАЯ ЦЕПОЧКА»
    Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставит точку.
    Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
    Ход игры: Логопед называет самое первое слово и предлагает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – начало следующего.
    Например: весна –автобус – слон – нос – сова …
    Игра «СТО ВОПРОСОВ – СТО ОТВЕТОВ С БУКВЫ А(П, Б) – И ТОЛЬКО С ЭТОЙ»
    Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
    Ход игры: Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука. Звуки можно брать звонкие глухие, саноры, шипящие, свистящие, а также гласные. Например, со звука П.
    -Как тебя зовут? (Петя ). А фамилия? (Пашинцев )
    — Откуда ты приехал ?(из Перми ). Что там растет ? (пальмы, помидоры )
    — Какие птицы водятся там ? (павлины, попугаи ).
    -Какой подарок ты привезешь родным ? (пироги, плюшки )
    Игра «СЛОГ ДА СЛОГ- БУДЕТ СЛОВО – МЫ В ИГРУ СЫГРАЕМ СНОВА»
    Вариант 1.
    Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.
    Ход игры: Логопед говорит детям:- Я произнесу первую часть слова, в вы вторую: СА- ХАР, СА- НИ. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называют целое слово. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол.
    Вариант 2.
    Цель: Дифференциация звуков, Развитие внимания, быстроты мышления.
    Ход игры: Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «со» или «шо», «сы»или «ши». Ребенок заканчивает слово.
    Например: Ша — шары, Са- санки, Шо — шорох, Со- сорока, Шу- шуба, Су – сумка, Ши- шины, Сы – сырок. И так на все парные согласные.
    Игра « ЛОВИ МЯЧ»
    Цель: развитие слуховой дифференциации, ориентировки в пространстве, внимания.
    Ход игры: Логопед говорит слова, а дети если услышат согласный звонкий звук подбросят мяч вверх, а если согласный глухой то бросят его в пол.
    Например: Г-К: горка, корка, гости, кости, крот, грот, корова, гром, корм и т.д.
    Игра «Я ЗНАЮ ПЯТЬ СЛОВ НА ЗВУК»
    Цель: развитие мышления, внимания, фонематического слуха, анализа
    Ход игры: Детям дается задание, отбивая мяч об пол говорить слова на заданный звук Например: Я знаю пять слов на звук Б белка раз, бинокль два, бегемот три и т.д.
    Эта игра может использована также и на дифференциацию звуков. Выигрывает тот, кто больше и быстрее подберет на данный звук слова.
    Игра «МЯЧ ЛОВИ И БРОСАЙ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ – НАЗЫВАЙ»
    Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
    Ход игры: Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
    Последовательность: Трехзвуковые слова типа: мак, сон, кит. Четырехзвуковые с открытыми слогами: рама, мама. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: крот, стол, спор.
    Игра «ВСТРЕЧУ СЛОВО НА ДОРОГЕ –РАЗОБЬЮ ЕГО НА СЛОГИ»
    Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
    Ход игры: Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные, трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
    Игра «СЛОВО ЭТО ИЗМЕНЯЙ, ИЗМЕНЯЯ –УДЛИНЯЙ»
    Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.
    Ход игры: Логопед бросает мяч детям, произносит при этом односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным ( нос –носы )или трехсложным (дом- домики ). Определяется количество слогов.
    Учитывая характер нарушения письма в обследуемом мной классе, в отборе приемов я ориентировалась на компенсацию и коррекцию этих нарушений.
    Ошибки анализа — синтеза встречаются в детских работах как при списывании, так и на диктанте.
    Групповые и индивидуальные упражнения для развития звукового анализа и синтеза:
    Игра «НАЗОВИ В СЛОВЕ ПЕРВЫЙ (ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ, ПОСЛЕДНИЙ) ЗВУК»
    Цель: упражнять в звуковом анализе слов.
    Логопед произносит слова: дом, кони, луна, иду и др., а дети мысленно проводят звуковой анализ, называют звук слова первый или второй; третий или последний.
    Игра «ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ»
    Цель: упражнять в звуковом анализе.
    Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах.
    Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
    Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр
    Подбери слово, чтобы первый звук был [к], а последний— [ш] (карандаш, камыш…).
    Какое получится слово, если к но- прибавить один звук (нож, нос…).
    Составьте такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука [м] (Мама моет Машу мочалкой).
    Придумайте собаке кличку, чтобы второй звук был [у], а последний — [к] (Шустрик, Кузнечик…).
    Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук [у] (бумага, дудочка, Буратино, луковица…).
    Игра «НАЗОВИТЕ СЛЕДУЮЩИЙ ЗВУК В СЛОВЕ»
    Цель: упражнять в определении последовательности звуков в словах.
    Воспитатель показывает карточку, а дети последовательно называют звуки, из которых состоит слово, обозначающее изображенное на картинке. Задание выполняется по рядам: каждый последующий звук называет сзади сидящий. Выигрывает тот ряд, в котором все ответы были правильными и звуки воспроизводились без длительных пауз.
    Игра варьируется: в роли ведущего выступают дети, вместо картины применяется игрушка.
    Игра«СПРЯЧЬ ПЕРВЫЙ (ПОСЛЕДНИЙ) ЗВУК В СЛОВЕ»
    Цель: закреплять навыки звукового анализа, активизировать словарь.
    Логопед произносит слово, а дети должны мысленно проанализировать и изменить звуковой состав его, «спрятав» первый или последний звук, например: крот — рот, пил — мл, вход — ход, роса — оса, клещ


    лещ, клей — лей, бой —- ой, участь


    часть, сомы –сом.
    Игра «ПОДБЕРИ СЛОВА, РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ ОДНИМ ЗВУКОМ»
    Цель: упражнять в звуковом анализе слова.
    Логопед произносит слово, а дети подбирают новое, отличающееся от предыдущего одним звуком. Например, воспитатель произносит слово дам, а дети — дом, дым; воспитатель — сом, а дети — ком и т. д.
    Выигрывает тот ряд, который быстрее и больше припоминает нужных слов.
    Игра «ПОЙМАЙ ЗВУК»
    Цель: упражнять в различении гласных и согласных звуков.
    Логопед произносит звук, а дети на слух определяют, гласный он или согласный, и отвечают откладыванием соответствующей фишки (для гласного звука — красная фишка, для согласного — синяя.) Выигравшим считается тот, у кого правильно отобраны фишки.
    Игра «ПЕРЕДАЙ ПО ТЕЛЕГРАФУ»
    Цель: упражнять в произнесении слов по слогам.
    Логопед произносит слово, а дети воспроизводят его по слогам, сопровождая произнесение слова хлопками в ладоши. Для этого целесообразно предлагать разнообразные по лексическому составу слова, например: октябрята, тюнеры, терпеливый, честный, размышлять, промерзнуть, алфавит, аромат, свекла, знаменитый, верблюды, трамваи, очень, неудовлетворительно, стыд, стыдно.
    При произнесении слов по слогам можно регулировать силу голоса, говорить громко, предлагать «телеграфировать» слово по рядам.
    Игра «ДОСКАЖИ СЛОВО»
    Цель: развивать речевое внимание, закреплять представления о слоговой структуре слов.
    Логопед произносит первый слог слова, которое состоит из двух слогов, или первые два слога в слове, которое состоит из трех слогов, а дети договаривают последний слог, например, гла- (гла- за), жа- (жа- ра), доб- (доб¬- рый), охра- (охра- нять), медлен- (медлен- но), полез- (полез- ный).
    Игра «СПЛЕТЕМ ВЕНОК»
    Цель: развивать речевой слух, внимание, упражнять в делении слов на слоги.
    Логопед, например, произносит слово Дина, а дети выделяют в нем последний слог -на и подбирают новое слово, которое начинается выделенным слогом Наташа, в нем выделяется последний слог -ша и подбирается новое слово, начинающееся выделенным слогом, и т. д. Дина -— Наташа — шары — рыба бабушка — камин.
    Выигравшим считается тот, кто чаще подбирает слова. Первоначально дети соревнуются по рядам, а потом индивидуально.
    Облегченный вариант. Логопед готовит набор картинок, чтобы, расположив их в определенной последовательности, можно было из названий «сплести венок».
    «Вот так и научился Мишутка делить слова,— продолжает логопед.— И стали они с медведем играть: он называл какое-нибудь слово, а Мишутка его произносил по частям». Воспитатель называет слова, а дети произносят их по слогам. Можно предложить им при произнесении слогов одновременно хлопать в ладоши или откладывать по числу слогов счетные палочки. Рекомендуется сначала давать детям двусложные слова с открытыми слогами, затем слова могут быть трехсложными. Педагог просит детей при делении слов на слоги называть также первую часть слова и вторую. «Какая первая часть в слове папа? Какая вторая часть этого слова?» Затем он предлагает детям самим придумывать слова, которые нужно разделить на части. Дети могут предложить: рыба, муха, зима. Педагог делит эти слова на части. Потом воспитатель и дети меняются ролями.
    Игра «ХЛОПКИ»
    Вариант задания: «Встаньте те, чье имя я сейчас прохлопаю: один хлопок – один «слог». «Какое слово я сейчас прохлопаю: один хлопок – это один звук».
    Игра «СОБЕРИ СЛОВО»
    Угадывания букв на ощупь. Работа с алфавитом. Используя «Пропись – раскраску» издательства «Флер», на образце печатной буквы делать обрывную аппликацию по контуру буквы (гласную – красной бумагой, согласную – синей), а письменные буквы промазывать клеем, потом посыпать речным песком (т.е. вместо вырезания из наждачной бумаги).

    Приемы коррекции данного типа ошибок на две группы с учетом ведущего канала восприятия:
    1. Приемы коррекции ошибок звукового анализа — синтеза, направленные на включения компенсаторных механизмов:
    — повторение ритмического рисунка (от простого к сложному): прохлопать, простучать, пропеть;
    — мячом простучать количество слогов в слове;
    — счет движений (собственных и другого человека);
    — простучать предложение («Морзянка»);
    — счет слов в диктуемом предложении, тексте.
    Кроме этого включаются задания на развитие фонематического восприятия (при необходимости).
    2. Приемы коррекции ошибок, связанных с недостаточностью зрительного анализа — синтеза: (см. приложение № 7)
    — анаграммы с буквами;
    — зашифрованные буквы, слова
    — кроссворды;
    — составление предложения из заданного количества слов;
    — составление предложения из данных слов;
    — составление предложения из двух слов и последующее его распространение;
    — составление предложения по схеме;
    — сократить предложение так, чтобы его смысл не изменился;
    — разбить текст на предложения.
    В своей работе я использовала различную символику (схемы, слоговые домики), которую советует применять Ткаченко Т.А. Они помогают повысить эффективность звуко-слоговой аналитической деятельности, а также контроль за усвоением соответствующих знаний. А также игровые задания, которые развивают внимание и память, повышают интерес к работе с буквами, совершенствуют словесно- логическое мышление, активизируют творческие процессы. (см. приложение №7 )
    Вся проводимая с ребенком работа по слуховой дифференциации звуков обязательно должна сопровождаться письменными упражнениями. Это могут быть предупредительные диктовки, запись придуманных ребенком слов с дифференцируемыми звуками, вставка пропущенных «сомнительных» букв и т.д. Все эти упражнения окончательно закрепят навык безошибочного различения звуков и правильного выбора букв, что и будет свидетельствовать о преодолении данного вида дисграфии.
    В выборе приемов коррекции дисграфии логопед должен основываться на принципах развития и возвращенного онтогенеза. То есть прежде чем отбирать коррекционные приемы, необходимо определить уровень развития навыков письма в каждом конкретном случае. Даже если этот уровень соответствует дошкольному возрасту, начинать работу необходимо именно с этого уровня.
    На всех учащихся экспериментальной группы нами были разработаны индивидуальные программы коррекционной работы, которые реализовывались как во фронтальной работе на занятии, так и на индивидуально-групповых занятиях . На каждого ученика, были составлены индивидуальные тетради в соответствии с их нарушениями. Дети выполняли эти задания на занятиях и дома. Задания довались на карточках, дети выполняли письменно в тетрадях (см. приложение№7). Большая роль отводилась на выполнение домашней работы, в которой принимали участие родители. Примерные карточки:
    Карточка №1
    Классификация по заданному признаку:
    -1-из картинок отобрать только овощи, только домашних животных в которых есть заданная буква.
    -2-отобрать предметы, в названии которых есть заданная буква.
    -3- отобрать предметы в названии которых есть заданная орфограмма.
    -4- найти слова в тексте, в которых есть заданная буква,
    -5- найди слова в тексте, в которых есть две заданные буквы.
    -6- зачеркнуть букву, которая обозначает мягкий согласный звук.
    -7-зачеркнуть букву, которая обозначает твердый согласный звук.
    Карточка № 2
    Задание 1: Найди в парах слов одинаковые буквы. Определи, какой звук они обозначают. В этих же словах найди разные буквы, которые обозначают один и тот же звук.
    Дина – дыня, лук – люк, мал – мял, руки – брюки, нос – нес, забыл – забил
    Задание 2: Прочитай слова и подумай, с какой буквой (а или я) их нужно написать.
    м …со, м …ма, шл …па, л …па, В …ля, в …лый, Д …ша, д …дя
    Запиши эти слова. Подчеркни буквы гласных, обозначающие мягкость согласных звуков. Проверь написанное.
    Карточка№3
    Задание 1: Подбери похожее слово, которое отличается от данного только мягкостью первого согласного звука. Запиши слова. Подчеркни мягкий согласный .
    Вол — …, ров — …, лук — …, воз — …, тук -…,
    Задание 2: Подбери похожее слово, которое отличается от данного только мягкостью последнего согласного звука. Запиши его.
    Хор — …, кон — …, пыл — …, кров — …, дал — …, мол — …, угол — …,
    Какая буква обозначает мягкость согласного звука?
    Продолжение
    Занятия с «Волшебной азбукой» -«отлепи и прилепи» тоже довались домой, но сначала разбиралось задание в классе.
    В данной работе приведены только некоторые приемы работы с детьми. Однако в настоящее время существует достаточно много специальной литературы, которая позволит разнообразить и умножить их число.
    В заключение надо сказать, что степень проявления дисграфии при направленной работе снижается как в условиях комфорта, так и в условиях стресса. Однако коррекция нарушений письма у учащихся первого класса занимает много времени.

    #72067
    suadministrator
    Хранитель

    Ольга Ивановна! Я Вас прямо расцеловать готова!!! Предложила нашему папе организовать для сына занятия с логопедом перед школой. А папа сказал, давай заниматься самостоятельно. Вот сейчас хочу организовать себя в первую очередь, накидать себе план занятий. В конце лета обещаю отчитаться. Так у меня будет долг не только перед собой и сыном, но еще и перед Вами))). Спасибо огромное!!!

Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.