Дифференциация С-Ц, В-Ф

28 мая, 2009 в Занятия

По совету логопеда попробовала сыну объяснить разницу в звуках так:

Ребенок левым виском плохо различает Ц и С, а мы учим его правым слышать ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: Ц-короткий, С-долгий и обращаем внимание, что ПОЗА артикуляционная очень похожа — губы улыбаются; не различ. В и Ф, а мы учим тактильно ощущать ладошкой на горлышке, где «кадык» В-голосочек звенит, чувств.вибрацию, а Ф-спит, тихо в горлышке, и опять сравниваем артикуляцию — она у В и Ф одинаковая — и аналогично со всеми звонкими-глухими парами. При всем этом мы даем ему отчетливый акустический образец (т.е. активизируем и правое и левое ухо).

Конечно, с отчетливым акустическим образцом у меня туго. Только начав заниматься с Федором, я поняла, как можно слушать и не слышать: теперь мне режет слух «щас», «шесят», «чёнить» и «денить» 🙂 Ну а уж про отдельные звуки — я вообще молчу, но пытаюсь все-таки подтянуть свою речь 🙂 В любом случае ободряет то, что слух даже приближаясь к 30 годам можно совершенствовать и натаскивать, что уж говорить про маленьких детей — у них возможно все.

Чтобы научиться различать Ц-С — я взяла и наши карточки со слогами ЦА-СА, и карандаш цветной. Сначала мы придумали слова на ЦА-СА, потом выделили в начале Ц-С. Следующий шаг — Федор смотрит на мой рот, я произношу «С-С-С». Затем прошу смотреть на лист бумаги, где рисую под произношение длинную линию «—————-«. Затем Ц: сначала показываю, что ротик раскрыт так же, затем прошу смотреть на лист бумаги, говорю кратко и отрывисто «Ц! Ц!» и рисую точку резким движением.

Для «В-Ф» мы действовали по тому же принципу. Только «В» у нас играет в горлышке и мы ее изображаем волнистой линией, а «Ф» — спит, прямой.

Однозначно, что он не вполне запомнил. Но само занятие ему понравилось, особенно «играет-спит» :), и то, что звук можно как-то пощупать, нарисовать. Я думаю, не буду спешить. Пока возьму «С-Ц», поработаем с ними, постараемся научиться писать диктант: я звук — он соответствующий звуку знак (линия или точка), и чтобы он мне так «диктовал». Только потом перейдем к «В-Ф».

4 ответа на Дифференциация С-Ц, В-Ф

  1. Как здорово! интересно вы занимаетесь. а насчет того, что звук можно нащупать на горлышке, вы сами догадались, или где-то прочитали в методической литературе?

  2. Конечно, сама бы я в жизни до этого не додумалась. Это Ольга Юрьевна подсказала на форуме в теме вопросы логопеду. Я думала, что у сына проблема с произношением, а он не может четко отграничить звуки один от другого, если они близки по звучанию. Вот и занимаемся теперь. А уж как это в жизнь включить — уже моя фантазия нужна, но мы давно занимаемся и привыкли что-нибудь выдумывать, чтобы к освоению речи все силы сына подключать — и пощупать, и посмотреть, и нарисовать.

  3. Здравствуйте, Ольга! ПОлучили ли Вы мое сообщение на ребенки ру? НЕ могу попасть на форум, система меня не узнает, пароль не запоминает, я не могу его восстановить. Я хочу сделать краткий обзор программы ханен для родителей неговорящих детей. НАпишите мне, пожалуйста!!!! Людмила

  4. Людмила! Ваше сообщение не получала, извините. Если вы хотите попасть на форум, то скорее всего вам придется зарегистрироваться заново — еще у одной участницы было то же самое. Могу опубликовать ваш обзор на сайте — тогда можно выслать мне на почту olga(собачка)rebenki.ru
    Извините еще раз за неудобство и спасибо за настойчивость 🙂

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.