Психические особенности мальчиков

14 мая, 2009 в Занятия

Есть один интересный факт: абсолютное большинство алаликов (аутистов, гиперактивных детей) — это мальчики, девочек — единицы. Причины этому психологи и психиатры видят во влиянии социальных факторов, которые накапливаются из поколения в поколение — но об этом можно отдельно много писать 🙂

А в случае с алалией важно понять психику мальчика — чтобы разобраться, что стоит и чего не стоит от него требовать.

«Так вот, мальчикам от природы свойственны большая двигательная и познавательная активность, большая любознательность и при этом какое-то время — большая поверхностность внимания. Воля же у них, наоборот, формируется медленней, чем у девочек. Девочкам присуща стабильность, консервативность, конкретность, большая адаптивность. При воспитании мальчиков нельзя подавлять их стремление к свободе, поскольку это одно из проявлений познавательного инстинкта. У мальчиков двигательная расторможенность нередко бывает реакцией на подавление их активности. А подавление это связано с тем, что в современном цивилизованном мире преобладает женский тип воспитания. В семье, в детском саду, в школе мальчиков, в основном, воспитывают женщины, которые вольно или невольно навязывают мальчикам женскую психологию, женские модели поведения. Девочки, естественно, оказываются более успешными, ведь требования при таком обучении, в основном, рассчитаны на их особенности. Даже в дошкольном возрасте девочки могут долго, до 30 минут, сидеть в одной позе и, сложив ручки на парте, внимательно слушать объяснения педагога. И речь у них поначалу развита лучше, чем у мальчиков, у которых нередко наблюдается так называемая алекситимия — они не умеют по-настоящему выражать словами свои мысли и научаются это делать гораздо позднее, да и то не всегда. Многие мужчины — плохие ораторы. Они в массе своей немногословны. Вспомните хотя бы, как часто жены жалуются на неразговорчивость мужей. Это такая мужская особенность. И словесные задания, устные объяснение учительницы мальчики воспринимают с трудом, им это не интересно, они быстро начинают отвлекаться. А когда сорванцам становится скучно, на первый план тут же выходит то, что компенсирует скуку — двигательная активность. Мальчик начинает вертеться, рыться в рюкзаке, кидаться бумажками, а то и вовсе встает и начинает ходить. И вместо того, чтобы понять его особенности, дать ему какое-то задание или позволить ему не сидеть, а стоять у парты, учительница начинает его ругать и наказывать. В тех же классах, где особенности мальчиков учитываются, даже гиперактивные дети учатся хорошо».

Итак, какие выводы я сделал для себя из этой выдержки из беседы психолога-педагога Т. Шишовой с психиатром Г. Козловской.

1. Сын не будет как девочка вести себя при общих играх: он долго не будет придумывать разнообразные задания и сюжеты, не будет отрабатывать диалоги. И это не потому, что он плохо умеет говорить, а потому что он — мальчик. И не надо на него давить. Да, бывают мальчики-болтуны и ходячие энциклопедии, но гораздо естественней для мальчика говорить коротко и по существу.

2. Не надо устраивать занятия за столом. По просьбе сына мы перешли на кровать: сидим рядом, букварь-учебник у меня на коленях. Читая и отвечая на вопросы, он может качаться, теребить ногу, встать-сесть, отвернуться. Я разрешаю, отношусь к этому спокойно и периодически возвращаю его к заданию, если он серьезно отвлекся. Конечно, есть пределы: но отличать разбалованность от двигательной активности все же не так трудно, если приглядеться к ребенку — первое пресекается, второе допускается.

3. Способность высказывать свои мысли к мальчикам приходит не сразу, даже если у них все в порядке с речью. У алаликов — это будет протекать еще сложнее. Поэтому не надо ждать, что сын будет комментировать свои повседневные действия, рассказывать о впечатлениях, расспрашивать о чем-то. Познание у него происходит через действие. И учить его надо через действие: опыты, совместное творчество, технические игрушки. Это свойство, с одной стороны, затрудняет обучение речи, с другой — не позволяет в полном объеме оценить результаты.

Наверное, это все известно кому-то, но для меня стало своего рода откровением, и я немного переоценила свои занятия с сыном и тот результат, которого я хочу от него добиться.

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.