Лечить или не лечить, учить или не учить
26 марта, 2009 в Наши дети
Среди моих знакомых наряду с теми, кто считает что Федора надо не просто лечить, надо его вести к специалистам в столицу и тому подобное, есть и те, кто считает, что все само пройдет, что и так прожить можно и неизвестно, что лучше еще: много говорить или мало, что может у него какой свой талант и так далее.
Конечно, вести Федора куда-то я не собираюсь. И не потому, что его расстройство этого не требует, а потому что занятия наши весьма успешны и есть устойчивая тенденция к улучшению речи.
Но вторым мне как-то труднее найти, что возразить. Конечно, можно прекрасно разговаривать и быть троечником, можно прекрасно разговаривать и быть вне общества. Речь не является гарантией того, что у тебя в жизни все выйдет.
Но тут разговорилась с подружкой, у которой сыну сейчас 17 лет. И поняла — речь не является гарантией успешности, но это стартовая возможность для ребенка. И отсутствие речи является гарантией неуспеха, так, наверное, можно выразить мысль.
Немного об этом парне. Он до трех лет не разговаривал. После трех речь худо бедно начала развиваться. Но к школе, например, он путал название города, в котором живет, и свою фамилию. В общем, у него страдало и понимание речи, и говорение. Родственники кто посмеивался, кто переживал. Но к врачу никто не обращался, с логопедом не занимался и вообще, что это какое-то расстройство — не догадывался (районный городок начала 90-х). Была ли это алалия — сейчас трудно сказать, но вполне возможно.
Когда он пошел в первый класс — было очень тяжело. Но потом как-то стал заучивать стихи, неплохо писал. И постепенно втянулся в ряды троечников, среди которых равны и говорящие и нет. Вернее даже, ставили ему тройки, но он никогда ничего не учил, где что спишет — тем и жив. Сейчас учится в техникуме. Как сам теперь может описать: совершенно не понимает педагога. Мать с ним пробовала заниматься английским: сама все выучила — он ни слова. Держат его пока по ходатайству бабушки и дедушки.
Сам по себе мальчишка добрейший, простой, душа компании и друзей у него много. Но что меня насторожило — каких друзей! В основном это ребята из неблагополучных семей, не блещущие интеллектом. Семья подруги более чем приличная, и непонятно было, почему он выбирает таких ребят для дружбы. Более того, они, уже подросшие, компрометируют его, склоняют к дурному, создают проблемы в техникуме. Однако он все равно идет к ним и не может подыскать себе иной ниши.
Непонятно, пока не остановишься на уровне развития его речи: да, на бытовом уровне он общается свободно, хотя по сути молчалив. Но далее быта — он не может пойти в общении, он не может и не знает о чем завязать разговор, он плохо и с напряжением понимает речь других, если это не касается каких-то знакомых ему вещей. И в итоге он не может прижиться ни в какой более-менее нормальной компании, его толкает туда — где общаются на его уровне. Всех друзей его уже выгнали из техникума, он пока держится за счет семьи. Но долго ли протянет и как сложится его судьба?
Жалко подружку. Конечно, она очень много сил всегда отдавала детям. Но полное отсутствие информации, которую и сейчас-то не легко найти, не говоря уже о врачах — привело у тому, что мальчишку упустили. Она бы и рада начать хотя бы сейчас с ним заниматься — но ее не поддерживают родные, говорят, что пороть его надо, а не лечить, что никакое это не расстройство, а подростковое упрямство. Вот такая грустная история, которая веским аргументом стала для меня в вопросе «надо» приложить все усилия, чтобы ребенок имел нормальные возможности для жизни, тем более когда это зависит всего лишь от меня самой.
Прокомментировать
Вы должны быть авторизованы для комментирования.