Алалия и аутизм: разграничение. Из беседы со школьным логопедом. Шотландия.

26 сентября, 2008 в Статьи

Младенчик, уже в годик, тычет пальчиком на то, что его заинтересовало и стремится привлечь внимание взрослого к этому предмету: тычет пальчиком по направлению к предмету, смотрит на взрослого, снова тычет и снова смотрит на взрослого-пытается его вовлечь, обратить его внимание. Поведение аутиста будет таково: он знает чего хочет, тычет на этот предмет, но взрослого не призывает (не ищет его глазами, не поворачивает, в поисках его голову, не призывает его звуками); аутист уверен, что взрослый где-то здесь и уже знает, что ему — ребёнку вот это понравилось или нужно; не привлекает взрослого, не стремится обратить внимание взрослого на заинтересовавший его объект.

Логопед говорит, что в тех случаях, когда алалия сопровождается нарушением понимания речи и некоторыми поведенческими проблемами, симптоматика алалии может сильно перекликаться с симптоматикой аутизма, но при алалии врядли будет в наличии вся триада нарушений к трём годам жизни ребёнка. Считает, но оговорилась что не может так сходу утверждать, что это всеобщее мнение, что алалия и аутизм могут сопровождать друг друга. То есть, что у аутического ребёнка может быть алалия, а у ребёнка с выявленной алалией может быть и аутизм.

Попросила я прокомментировать, к примеру, трудность пересказывания сказки (с условием, что ребёнок её хорошо знает и понимает) у алалика и у аутёнка. Ответ: «алалику трудно «подбирать» слова, выстраивая рассказ, а у аутиста, начавшего рассказывать, может мимолётно переключиться внимание на что-то другое и он уже не может вернуться в «контекст». В общем, и тому и тому трудно, но по разным причинам.

Однако выяснение всех тонкостей диагноза не считается целесообразным: может быть и аутист с «элементами» алалика. Главное, что будет приносить пользу — это постоянная работа над всеми его речевыми затруднениями.

Т.

5 ответов на Алалия и аутизм: разграничение. Из беседы со школьным логопедом. Шотландия.

  1. Для тех кого интересует вопрос различия аутизма и алалии, оставлю ссылку на книгу об аутизме: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Piters/_Aut_Index.php

  2. Встретили в новостях такое сообщение, с ссылкой на престижный научный биомедицинский журнал:

    «Ген CNTNAP2, который ранее связывали с развитием аутизма, также играет роль в развитии распространенного расстройства речи у детей. К такому выводу пришли ученые из Оксфордского университета, отчет об исследовании которых был опубликован в New England Journal of Medicine.

    Так называемое специфическое расстройство развития речи и языка (specific language impairment) встречаются у 2-7% детей дошкольного возраста. При этой патологии у детей наблюдаются разнообразные трудности в освоении речи, не связанные с проблемами артикуляции, с потерей слуха, серьезными неврологическими или психиатрическими нарушениями. Главный симптом заболевания – выраженная задержка развития речи, а одним из важных диагностических критериев является неспособность ребенка повторять бессмысленные слова.

    На первом этапе исследования Саймон Фишер (Simon E. Fisher) и его коллеги изучали взаимосвязь гена FOXP2, играющего роль в развитии тяжелых нарушений речи, с другими генами. Одним из таких генов оказался CNTNAP2. Затем ученые провели генетическое исследование детей из 184 семей, страдавших задержкой речевого развития. Выяснилось, что дети, несущие определенные варианты гена CNTNAP2, испытывают трудности в повторении бессмысленных слов, что является критерием специфического расстройства речи.

    Механизмы возникновения речевых нарушений у генетически предрасположенных детей пока не известны. Предполагается, что они обусловлены нарушением выработки белка нейрексина, в регуляции которой участвует ген CNTNAP2. Этот белок играет важную роль в развитии нервной системы плода и, вероятно, может влиять на способность к восприятию и освоению речи.

    Предыдущие исследования связывали ген CNTNAP2 с развитием аутизма. Одним из проявлений этого синдрома является задержка речевого развития. Новые данные позволяют объяснить взаимосвязь между этими расстройствами, считают специалисты.»

    Насколько я знаю, специфическое расстройство развития речи и языка (specific language impairment), по другому называется алалией.
    Подробности исследований можно посмотреть по ссылкам:

    http://content.nejm.org/cgi/content/full/NEJMoa0802828?resourcetype=HWCIT

    http://content.nejm.org/cgi/content/full/NEJMe0807813?resourcetype=HWCIT

  3. Проверила всех своих детей, кроме Жени, конечно 🙂

    Бессмысленные слова повторяют абсолютно без труда. И Федор в том числе. Он три года своей жизни только бессмысленные слова и говорил.

    Мне кажется, что, возможно, речь идет лишь о моторных алаликах (так как сенсорная алалия все-таки довольно редкое заболевание и не все выделяют ее как самостоятельную ветку). Для моторных алаликов трудно произнести и то слово, что они понимают. А если слово не несет никакого смысла — вот тут действительно может быть проблема.

  4. Оставлю здесь следующую ссылку, информация по ней для меня была бы очень полезной, когда состояние ребёнка только начинало вызывать беспокойства, на некоторые моменты можно было бы посерьёзнее обратить внимание:
    http://www.autismwebsite.ru/Books/Emergence_Labeled_Autistic/Emergence_Labeled_Autistic_4.htm

  5. В предыдущем комментарии имела ввиду «Приложение 1» по приведённой ссылке.

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.