Антонимы
2 декабря, 2009 в Наши дети
Некоторые антонимы уже хорошо закреплены и правильно используются. А некоторые у Федора никак не становятся на место. Вернее, в речи он употребляет правильно, но при выполнении упражнения «Скажи наоборот: диван мягкий, а стол какой?» — подобрать «твердый» оказывается проблемой.
Стали по вечерам устраивать такие игры. Я беру карточки с предметами из разных групп, штук 50. На фронтальной стороне табуреток вешаю картинку: на одной что-то мягкое, на другой что-то твердое, например, куртку и кастрюлю, объясняю, что мягкое, что твердое. Затем показываю картинку и спрашиваю: «карандаш какой? мягкий или твердый?» Когда определились с признаком — ребенок (играют все у меня) сам идет и кладет карточку на нужную табуретку.
Когда уже часть предметов определена на свое место — из вопроса убираю название признака и просто спрашиваю «какой?» Так разбираем все предметы. Затем беру с табуреток две кучки карточек, не перемешиваю, а снимаю две сразу (с каждой по картинке) и задаю вопрос так: «перчатки мягкие, а стол какой?», «кувшин твердый, а кресло какое?»
С признаками твердости и мягкости сегодня первый раз занимались. И, к сожалению, Федор на вопрос «какой?» периодически пытается сказать о материале предмета: железный, пластмассовый и т.д. То есть хотя признак твердости он понимает и определяет правильно, но упражнение как таковое для него не слишком понятно, уяснить, что такое антоним — «слово наоборот» — не так просто.
Пока легко идет только живой-неживой, большой-маленький. В паре «длинный-короткий» постоянно говорит «длинный-низкий», беря из пары «высокий-низкий». Даже в речи тут ошибается: «у меня низкие волосы, а у девочек длинные».
Будем дальше играть, отрабатывая разные пары. Плюс такой игры еще в том заключается, что при ответе на вопрос нужно согласовать много-много раз одно и то же прилагательное с существительными разных родов. Очень ценный опыт для Федора.
Светик - 14 августа, 2010
А Когда Вы начали работать с антонимами? Вы уже начали работать с синонимами?
Ольга Просветова - 14 августа, 2010
Светик, с синонимами мы специально не работали. Просто в речи проговариваем периодически: кот пушистый, а как еще можно сказать? мягкий! Синоннимы просто пока не требуются особо, а вот антонимы постоянно идут как математические понятия: широкий-узкий, длинный-короткий, они уже необходимы, и плохо, если ребенок на вопрос «Эта полоска узкая, а эта какая?» отвечает «длинная», он должен сказать «широкая». Пока не могу похвастаться, что Федор как следует это все знает.