Антонимы

2 декабря, 2009 в Наши дети

Некоторые антонимы уже хорошо закреплены и правильно используются. А некоторые у Федора никак не становятся на место. Вернее, в речи он употребляет правильно, но при выполнении упражнения «Скажи наоборот: диван мягкий, а стол какой?» — подобрать «твердый» оказывается проблемой.

Стали по вечерам устраивать такие игры. Я беру карточки с предметами из разных групп, штук 50. На фронтальной стороне табуреток вешаю картинку: на одной что-то мягкое, на другой что-то твердое, например, куртку и кастрюлю, объясняю, что мягкое, что твердое. Затем показываю картинку и спрашиваю: «карандаш какой? мягкий или твердый?» Когда определились с признаком — ребенок (играют все у меня) сам идет и кладет карточку на нужную табуретку.

Когда уже часть предметов определена на свое место — из вопроса убираю название признака и просто спрашиваю «какой?» Так разбираем все предметы. Затем беру с табуреток две кучки карточек, не перемешиваю, а снимаю две сразу (с каждой по картинке) и задаю вопрос так: «перчатки мягкие, а стол какой?», «кувшин твердый, а кресло какое?»

С признаками твердости и мягкости сегодня первый раз занимались. И, к сожалению, Федор на вопрос «какой?» периодически пытается сказать о материале предмета: железный, пластмассовый и т.д. То есть хотя признак твердости он понимает и определяет правильно, но упражнение как таковое для него не слишком понятно, уяснить, что такое антоним — «слово наоборот» — не так просто.

Пока легко идет только живой-неживой, большой-маленький. В паре «длинный-короткий» постоянно говорит «длинный-низкий», беря из пары «высокий-низкий». Даже в речи тут ошибается: «у меня низкие волосы, а у девочек длинные».

Будем дальше играть, отрабатывая разные пары. Плюс такой игры еще в том заключается, что при ответе на вопрос нужно согласовать много-много раз одно и то же прилагательное с существительными разных родов. Очень ценный опыт для Федора.

2 ответа на Антонимы

  1. А Когда Вы начали работать с антонимами? Вы уже начали работать с синонимами?

  2. Светик, с синонимами мы специально не работали. Просто в речи проговариваем периодически: кот пушистый, а как еще можно сказать? мягкий! Синоннимы просто пока не требуются особо, а вот антонимы постоянно идут как математические понятия: широкий-узкий, длинный-короткий, они уже необходимы, и плохо, если ребенок на вопрос «Эта полоска узкая, а эта какая?» отвечает «длинная», он должен сказать «широкая». Пока не могу похвастаться, что Федор как следует это все знает.

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.