Лечить или не лечить, учить или не учить

26 марта, 2009 в Наши дети

Среди моих знакомых наряду с теми, кто считает что Федора надо не просто лечить, надо его вести к специалистам в столицу и тому подобное, есть и те, кто считает, что все само пройдет, что и так прожить можно и неизвестно, что лучше еще: много говорить или мало, что может у него какой свой талант и так далее.

Конечно, вести Федора куда-то я не собираюсь. И не потому, что его расстройство этого не требует, а потому что занятия наши весьма успешны и есть устойчивая тенденция к улучшению речи.

Но вторым мне как-то труднее найти, что возразить. Конечно, можно прекрасно разговаривать и быть троечником, можно прекрасно разговаривать и быть вне общества. Речь не является гарантией того, что у тебя в жизни все выйдет.

Но тут разговорилась с подружкой, у которой сыну сейчас 17 лет. И поняла — речь не является гарантией успешности, но это стартовая возможность для ребенка. И отсутствие речи является гарантией неуспеха, так, наверное, можно выразить мысль.

Немного об этом парне. Он до трех лет не разговаривал. После трех речь худо бедно начала развиваться. Но к школе, например, он путал название города, в котором живет, и свою фамилию. В общем, у него страдало и понимание речи, и говорение. Родственники кто посмеивался, кто переживал. Но к врачу никто не обращался, с логопедом не занимался и вообще, что это какое-то расстройство — не догадывался (районный городок начала 90-х). Была ли это алалия — сейчас трудно сказать, но вполне возможно.

Когда он пошел в первый класс — было очень тяжело. Но потом как-то стал заучивать стихи, неплохо писал. И постепенно втянулся в ряды троечников, среди которых равны и говорящие и нет. Вернее даже, ставили ему тройки, но он никогда ничего не учил, где что спишет — тем и жив. Сейчас учится в техникуме. Как сам теперь может описать: совершенно не понимает педагога. Мать с ним пробовала заниматься английским: сама все выучила — он ни слова. Держат его пока по ходатайству бабушки и дедушки.

Сам по себе мальчишка добрейший, простой, душа компании и друзей у него много. Но что меня насторожило — каких друзей! В основном это ребята из неблагополучных семей, не блещущие интеллектом. Семья подруги более чем приличная, и непонятно было, почему он выбирает таких ребят для дружбы. Более того, они, уже подросшие, компрометируют его, склоняют к дурному, создают проблемы в техникуме. Однако он все равно идет к ним и не может подыскать себе иной ниши.

Непонятно, пока не остановишься на уровне развития его речи: да, на бытовом уровне он общается свободно, хотя по сути молчалив. Но далее быта — он не может пойти в общении, он не может и не знает о чем завязать разговор, он плохо и с напряжением понимает речь других, если это не касается каких-то знакомых ему вещей. И в итоге он не может прижиться ни в какой более-менее нормальной компании, его толкает туда — где общаются на его уровне. Всех друзей его уже выгнали из техникума, он пока держится за счет семьи. Но долго ли протянет и как сложится его судьба?

Жалко подружку. Конечно, она очень много сил всегда отдавала детям. Но полное отсутствие информации, которую и сейчас-то не легко найти, не говоря уже о врачах — привело у тому, что мальчишку упустили. Она бы и рада начать хотя бы сейчас с ним заниматься — но ее не поддерживают родные, говорят, что пороть его надо, а не лечить, что никакое это не расстройство, а подростковое упрямство. Вот такая грустная история, которая веским аргументом стала для меня в вопросе «надо» приложить все усилия, чтобы ребенок имел нормальные возможности для жизни, тем более когда это зависит всего лишь от меня самой.

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.