Формирование зрительного восприятия человека и представлений о нем
19 марта, 2009 в Занятия
Это выдержки из статьи Уфимцева Л.П., Грищенко Т.А. «Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ» (Журнал «Коррекционаая педагогика», №1 2009 год), а если конкретно — то для слабовидящих деток. Мне статья очень понравилась. В ней предлагаются алгоритмы изучения человека, растительного мира и животных.
Потихоньку буду писать о том, что в этой статье мы использовали.
Сначала взялись за целостное представление о человеке. Для этого взяли животное и человека и сравнили по параметрам: живой (дышит, ест, имеет детей), способ передвижения, покров, речь.
Второй этап: лицо человека. В статье была прекрасная иллюстрация, которую я просто распечатала. Вот она
На листе я просто обвела жирные линии красным фломастером, чтобы еще четче можно было зрительно увидеть, о какой части лица идет речь на каждой картинке. Деткам всем очень понравилось. Сначала я им назвала все сама, потом просила называть часть лица той картинки, что я показывала карандашом. Впоследствии, когда части лица заучены — будем стараться описать маму: у мамы есть волосы, глаза и т.д. — пока без эпитетов.
Далее следует игра: выкладывание лица человека. За основу предлагается взять цветную бархатную бумагу, но я буду использовать обычную: овал лица, детали: глаза, брови, ресницы, волосы, нос, рот, уши — чтобы ребенок, рассказывая, составил этакий фоторобот.
Когда это будет пройденным этапом, приступим к выделению людей различных возрастных групп: ребенок, подросток, взрослый, пожилой; девочка, мальчик, женщина, мужчина, бабушка, дедушка. Для запоминание используется сравнение все по тому же алгоритму. И сначала берутся лица, различия которых ярки, например, мужчина и женщина, а потом более сложные варианты, например, девочка и женщина.
Далее закрепление с помощью различных видов деятельности: рисование, дорисовывание недостающих частей, выделение лишнего из фото, классификация по возрастным признакам фото; расскладывание картинок в порядке взросления персонажей и т.п.
Конечно, для слабовидящего ребенка тут самое главное — увидеть отличия, а для нас — проговорить эти отличия, дать им названия. Но алгоритм совпадает достаточно, чтобы воспользоваться этими наработками. Далее будут идти алгоритмы изучения эмоций человека и видов его деятельности, когда будет затронуты и части тела человека. Но это еще впереди, пока занимаемся лицом.
Таня - 21 марта, 2009
Очень интересный материал, буду рада продолжению.
У нас есть наклеечная занималка: на картинках -овалы лиц, а из отдельного листа нужно подбирать подходящие глаза, уши и далее.
Ещё немножко не в тему: попадала я на такой атракцион, где нужно подставить свою рожицу и через некоторое время получаешь свою гипотетическую фотографию в старости :-).