Мальчик Егорка

15 декабря, 2008 в Наши дети

Одна из моих подружек устроилась воспитательницей в детский садик в группу к своей дочери. Была вакансия (у них с постоянными воспитателями проблема), ее взяли.

В группе у нее есть мальчик Егор, 4,5 лет. Поскольку подружка в курсе всех моих перипетий с Федором, то сразу поняла, что мальчик этот имеет сходные проблемы. Только в очень запущенном виде.

Он практически ничего не говорит, только слово «мама» и «пути» — «пусти» значит. Это слово действительно ему нужно, поскольку как-то руководить его деятельностью можно только физически. Он не понимает обращенной к нему речи. Воспитатели считают его упрямым, невнимательным, непонимающим в следствии этих его качеств. Про алалию никто и не думает.

Он говорит «мама» не только на маму, но и на воспитателей. И тут я живо вспоминают Федора, который «мамой» называл и дедушку, и бабушку, и мою сестру. Правда, было это в 2,5 года, а не в 4,5. Но все-таки ушло как-то, забылось, а тут всплыло.

Егорка очень хорошо справляется с заданиями, лучше всех делает аппликации, замечательно вел себя на концерте — смотрел во все глаза. Но управлять им на репетициях в музыкальном зале (увидел телевизор, стал включать, объяснить что-то бесполезно, со всеми в круг не становится и т.п., от телевизора унесли буквально на руках вырывающегося и орущего ребенка), на прогулках — невозможно.

Еще что похоже на Федора — у приходящих в сад детей берет игрушки. И играет с ними, причем убедить отдать невозможно. У Федора были свои, но он их ставил на полку и никому не разрешал брать, а вот чужие ему нравились :), пока воспитательница не вернет хозяину. С Егором тяжелее: у него нет своих игрушек, и убедить его отдать не может даже воспитательница.

В группе с ним очень трудно. Не только потому что им трудно управлять, но и потому, что за ним начинают хулиганить другие дети, и успокаивать приходится всех. Нельзя объяснить ему, что в сон час, когда он проснулся — надо вести себя тихо, не будить других детей.

В общем, наверное, Федор тоже сейчас был бы с такими проблемами, если бы не наши занятия. А так — разница весьма ощутима. С одной стороны это подкрепляет мои силы, все-таки не напрасно мы трудимся с сыном. С другой, жалко мальчика.

Мама его особой проблемы не видит. Например, на просьбу воспитательницы как-то объяснить сыну, что нельзя трогать телевизор, что в музыкальном зале нужно вести себя соответствующим образом, ответила: «Вы что, издеваетесь?» То есть она вполне понимает, что что-то объяснить ему невозможно, приспособилась уже к нему, а воспитателям предложила накрыть телевизор курткой: «Это же техника, его невозможно удержать». Правильно мыслит, объяснить невозможно, нужно убрать раздражитель. Только кто ж на время утренника будет закрывать телевизор чем бы то ни было?

Вот и выходит, что сенсорному алалику трудно учиться говорить, но как должно быть ему трудно жить, если никто говорить и не учит! Он руководствуется своими желаниями. У нас у Федора это сильно, поскольку только год как ему начали объяснять правила поведения, усваиваемые другими детьми с года. А если и в 4,5 ничего объяснить невозможно? Только свои желания, инстинкты какие-то, опыт — вот все, чем ребенок может руководствоваться.

И воспитательнице предстоит с ним справляться, а ведь у нее еще целая группа детей. Предложила дать родительнице свой телефон, если она захочет пообщаться по поводу расстройства речи. Жалко мальчика. Подружке-воспитательнице объясняю, как надо с ним общаться, как можно наладить контакт, как учить хотя бы некоторым необходимым словам.

3 ответа на Мальчик Егорка

  1. Мда.. позиция мамы, с одной стороны, как ни странно, понятна (поначалу я сама такой была лет до 3 пупсовых — приспосабливалась), а с другой стороны, конечно, удивляет.. В 4,5 года невозможно уже закрывать глаза на проблему даже отнезнания — она видна как на ладони, да и надо уже как-то начать заниматься малышом, дальше то что??? Школа уже скоро, а как он в ней будет? Эхх..

    А насчет сада, у мня тоже иногда шальная мысль пробегает, может на полдня туда устроится? То, что возьмут, я не сомневаюсь.. Но в тоже время чтото останавливает..

  2. Интересно, а как Егорка понимает мимику, жесты?
    Я кажется снова путаюсь, но очень описанное поведение напоминает аутическое, то что народным языком называют «сам себе на уме». Если представить, что речь для малыша словно шум, то всё же жесты, мимику должен понимать, если контакт не нарушен. У нас проверяли таким способом:подбирают что-то, что ребёнку очень нравится, например мыльные пузыри, начинают их пускать: макают кольцо в мыльный раствор, подносят кольцо к губам и дуют;в следующий раз всё тоже самое, но в тот момент, когда взрослый почти начинает дуть и вот-вот должны появиться пузыри,- взрослый на мгновение как бы замирает и ожидается, что ребёнок с нормальным контактом, должен взглянуть на взрослого, мол «ну, давай же!». Если малыш не общается таким взглядом в подобных ситуациях и вообще замечают, что он не смотрит внимательно на взрослого, пытаясь по мимике, жестам понять требования, намерения, если трудно добиться взгляда «глаза в глаза», то насколько я понимаю,в таких случаях говорят о проблемах контакта. У нас вот были такие проблемы и в этом случае начинали именно с установления контакта и далее работой над пониманием речи.Учили взгляду «глаза в глаза» аналогично описанному действию с мыльными пузырями. Хочет малыш очень игрушку, вы её берёте и уже почти даёте ему, но вдруг замираете, ожидая что малыш взглянет на вас (именно взглянет, только на мгновение) и тут же порадовавшись за него вручаете и тому подобное (у нас очень пошло раскатывание на одеяле: папе два конца, маме два конца, ребёнок в середине, раскачиваем, останавливаем, снова почти начинаем раскачивать, но замираем, дожидаемся (на мгновение) взгляда малыша и радостно продолжаем). Удобно использовать команды «на старт, внимание, (тут делать паузу для взгляда)марш» или счёт «раз, два, (пауза), три».
    Я здесь описала то, что проходила со своим ребёнком, конечно могу ошибаться как нужно заниматься профессионально.

  3. Про Егорку ничего не известно. Он много болеет, после ногого года был только три дня.

    Но у них появился мальчик в группе, сын одной воспитательницы, который не только в 5 лет ничего не говорит, но и с ограниченными двигательным возможностями: не поднимается по лестнице, если упадет — не может встать, по снегу ходит только за руку с воспитателем, не может самостоятельно сходить в туалет — хотя не писается. Невозможно понять, что он понимает, а что не понимает, ходит сам по себе и мычит.

    Мама по его поводу не распространяется, может, и делает что-то, но тщательно это скрывает? По крайней мере воспитатели в саду говорят, что она не лечит и не занимается, в спец. сад не определяет, так как ей далеко. Вот так бывает.

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.