Наше развитие в 5,5 лет

Конечно, не все так гладко, как бы хотелось. От сверстников Аня, отличается. Уровень ее психического и речевого развития я оцениваю года на 3-3,5. Проблемы в основном в речи, в поведении и в социализации.

Речь: говорит фразами, но не очень связно, особенно если фраз больше 2-х подряд. Изучаем русский, как иностранный. Очень страдает грамматика. Говорит «папа ушла», путает мужской и женский род, неправильно употребляет формы глаголов (например, мама «искай» (ищи)), забывает значения слов, неправильно их склоняет, торопиться говорить, пропускает буквы в словах (говорит «кадат», но правильно «квадрат» сказать может, имеется стертая дизартрия, но в целом, понятно, что говорит. Фразы иногда штампованные, услышанные где-то. Часто о себе говорит во в 2-ом и 3-ем лице. Утром, например, ест кашу и говорит: «а потом пойдешь, в садик, будешь, играть, гулять и т.д.», я поправляю: «я пойду в садик, я буду гулять, играть» Смотрим картинку, где мальчик купается в реке, говорит: «Аня тоже будет купаться», я поправляю: «я тоже буду купаться» И так я поправляю ее постоянно, везде, честно говоря, уже терпение заканчивается, но надеюсь на чудо, что мы это переживем, перерастем. С «мое-твое» та же история, путает где твое, где мое. В бытовом плане понимает речь хорошо, но если копать вглубь, то становится понятно, что понимание поверхностное. Сказки, книжки слушать не любит. Только очень короткие, с кратко сформулированными мыслями, наглядными картинками, понятными ей. Отвечает на мои вопросы, вообще радует, что появился, наконец, диалог, сама что-то спрашивает. Стало легче договариваться, говорит, где что болит, где что лежит, что кушала в садике, какие-то простые объяснения, иногда совсем «куцые», есть. Например, спрашиваю: «почему без штанов», она: «мокрые», «почему мокрые?» она: «намочились водой», я: «откуда взялась вода?» она: «из ванны», я: «как она оттуда взялась?» она: «на полу» я «почему на полу?» она «пупсики купались» и т.д.

Поведение: с нарастанием понимания речи, хуже стало с поведением, Наверное, мы переживаем кризис 3-х лет, когда ребенок отделяется от мамы, как личность. Из-за этого истерики, не хочу это, не буду то, суп красный, а не желтый и все в этом роде. Но можно договориться, помогают приемы из АВА. Протестное поведение бывает часто, каждый день. Бывают «зацикливания» на какой-либо теме, иногда очень трудно переключить, например, пол-урока у логопеда может повторять, как она куда-то поедет, или будет рисовать, или как зубная фея к ней придет, и бывает тяжело «спустить ее с небес на землю» и начать, в конце концов, заниматься. Бывают страхи, очень боится сушилок в общественных туалетах, закрывает уши, а если кто-то в доме делает ремонт, работает дрелью или молотком стучит, то может подолгу лежать под одеялом с зажатыми ушами, даже когда этот ремонт уже закончился. Присутствуют сенсорные нарушения.

Социализация: с недавних пор появился устойчивый интерес к детям, на площадке, где пусто играть не хочет. Может подойти, спросить, как зовут?, сколько лет?, где живешь?, но дальше диалог не разворачивается, совместные игры – догонялки, прятки (стала понимать, наконец, правила этой игры). Не всегда понимает эмоции, ситуации. Например, малыш упал на площадке, ударился, плачет, она вместо того, чтобы пожалеть, начинает его ругать, типа «надо слушаться маму». Не знает социальных границ. Может подойти к любому взрослому, даже алкашу, что-то ему говорить, заигрывать. Без присмотра не оставить, уведут в два счета. Или сама уйдет. Не понимает, почему старшие дети гуляют одни, а она — с мамой, все время норовит увязаться за какой-то компанией, как хвост за ней ходит, не понимает, когда дети говорят ей, что она в их компании лишняя, маленькая и т.д.

Моторика: в целом хорошо, сама раздевается-одевается, правда иногда наденет наизнанку или наоборот, обувь на разные ноги, каждый раз обращаю ее внимание на то, как она обувается, совсем не смотрит на обувь, сует ноги на автомате, даже липучки не расстегивает. Молнию застегивает, но не всегда, с пуговицами-шнурками дела обстоят не очень. Начали помаленьку кушать ложкой, долго не хотела есть сама из-за того, что с ложки капала еда, и она сразу убегала, закатывала истерику, отказывалась дальше есть. Сейчас я надеваю ей слюнявчик и кладу кучу салфеток, чтобы, если капнула, то смогла сразу вытереть. С вилкой дела обстоят лучше. Сама моет руки, чистит зубы. Ходит сама в туалет, только часто дверь не закрывает, и выходит без трусов, натягивая их в коридоре, не понимает, что это неприлично, никак не могу объяснить. Учу правильно держать карандаш, кисточку, благо проснулся интерес к рисованию. Умеет стричь ножницами, с вырезанием пока не очень.

Интеллектуальное развитие: знает счет до 20 и обратно, производит вычисления в пределах 5, знает буквы, цифры, цвета и оттенки, обобщает группы предметов (мебель, посуда, игрушки и т.д.), играет в сюжетные игры (в основном с куклами), пишет несколько печатных букв, может написать «мама», «папа», «Аня», читает по слогам простые слова «коза», «дом», «ванна», «диван» и др. Сортирует, выделяет 4-ый лишний, но не всегда может объяснить почему. Появилось разделенное внимание, если что-то она сделала сама, очень значимое для нее, бежит хвастаться, чтобы похвалили. Очень тормозит интеллект нарушение речевого развития. Хорошо ориентируется в компьютере, планшете, любит смотреть в ютьюбе разные ролики с детьми, как они играют в игрушки, но стараюсь ограничивать, даю смотреть после занятий, если хорошо позанималась. Телевизор не смотрит. Мультфильмы смотреть не любит, особенно, где герои быстро говорят и присутствуют длинные монологи-диалоги. Видимо, это связано с замедленной обработкой слухоречевой информации, для нее это равнозначно, что смотреть мультфильм на иностранном языке (ничего не понятно)

В настоящее время мы занимаемся дома, в центре, постоянно куда-то ходим-ездим, получаем новые впечатления, эмоции. Как сказал мне однажды один специалист: «аутичного ребенка нужно постоянно вытаскивать в наш мир из его скорлупы, через истерики и слезы, насыщать сенсорно, не жалея ни его, ни себя». Вот я и тащу Анюту из-под «аутичного покрывала», и оно, как мне кажется, да и не только мне, Слава Богу потихоньку с нее спадает. Могу с уверенностью сказать, что мы где-то «на выходе» из спектра, но впереди еще много работы и расслабляться нельзя.

Наше развитие в 5,5 лет: 2 комментария

  1. Надюша, спасибо! Прочитала от корки до корки) Жду продолжения. Анютке — дальнейших успехов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *