Практические задания по усвоению рода

8 ноября, 2009 в Наши дети

При занятиях на усвоение рода имен существительных игру с карточками нужно разбить на 3 части, и в 3-ю часть можно играть позже, когда отработаются две первые.

1.Сначала игра Живое-Неживое. Все картинки раскладываем по 2 коробкам (от туфель, например, их вместе с ребенком можно оклеить бумагой, на одну наклеить картинки-опознаватели ЖИВОГО — люди,звери,птицы, рыбы, насекомые и написать крупно:ЖИВОЕ, на др.-опознаватели НЕЖИВОГО — предметы, растения и деревья, которые неодушевленные, с точки зрения языка).
Берем карточки вперемешку, вынимаем одну — называем, решаем живое или нет, кладем в нужную коробку. Когда все разложили, берем коробку ЖИВОЕ, и проверяем себя (все ли может само там двигаться — ходить, летать, плавать, ползать), затем то же с коробкой НЕЖИВОЕ (там можно сказать, что цветы, деревья и др. растения не могут сами двигаться, поэтому они тоже в этой коробке). Играем и в традиционную игру в мяч «Живое-Неживое»: бросаем ребенку мячик и одновременно говорим слово, он ловит и говорит «Живое» или «Неживое», тут же разбирать, если затрудняется, почему живое или нет.

2.Теперь играем только с коробкой ЖИВОЕ. Из нее берем картинки и уже их раскладываем по двум коробкам: на одной ОНА или символ женский, на другой — ОН или мужской (или треугольнички с головами-шариками как на туалетах, или как в презентациях Волковой И.И. контурное розовое изображение девочки с бантиком на голове и контурное синее изображение мальчика с бантом-бабочкой на шее). Достаем картинку, называем, определяем половую принадлежность, кладем в нужную коробку, не забываем потом себя проверить. Если повар — женщина, то называем повар или повариха, кладем в коробку «женскую». Если конь -М., если лошадь — Ж. и т.д. Сложность с детенышами (котенок, жеребенок) и рыбами (щука, селедка, стерлядь — она, а окунь, карась, лещ — он).

3. Когда все хорошо усвоили, начинаем играть с коробкой НЕЖИВОЕ. Карточки — предметные картинки НЕЖИВОГО для раскладывания по родам лучше всего сделать так, чтобы с обратной стороны было крупно написано слово-название картинки и еще крупнее выделен его конец.
Если не усвоен еще Ср.р., раскладываем на 2 коробки (ОН и ОНА, или другая символика и картинки, Ср.р. исключаем), если усвоил, то на 3 коробки (+ ОНО или солнышко).
(с) О.Ю. Цвирко, 2009

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.