Радость от занятий
8 октября, 2009 в Наши дети
Начиталась в умных книжках, что занятия с детьми дошкольного возраста (да и младшего школьного тоже) обязательно должны доставлять им удовольствие, радость. Иначе у детей может в результате занятий появиться набор знаний, но будут загублены их потенциальные возможности, интерес к познавательной деятельности, задатки не будут превращаться в способности.
Не скажу, что Федор очень не любит заниматься. Но радости при занятиях точно испытывает мало. Так уж получилось, что уже второй год мы с ним ежедневно должны усаживаться за стол и что-то познавать. И отказываться от этого нельзя. А раз уж нельзя отказаться от такого количества «уроков», надо приложить усилия (еще немного усилий :)) и сделать их радостными.
Для этого придумала несколько шагов. Во-первых, начинаем занятие с гимнастики: под стишки делаем какие-то движения тела и упражнение из пальчиковой гимнастики. Беру эти задания из специальных сборников с логопедическими разминками. Очень удобно потому, что тематика там совпадает с тематикой наших альбомов Теремковой: какую тему проходим — такие стишки с упражнениями и беру. Сегодня с ним учились из пальчиков делать кошечку, которой девочка в стишке обещает сшить одежку.
Во-вторых, выбираю задания заранее. Раньше не просматривала альбомы и порой уже по ходу занятия понимала, что задание сыну не по силам. Мне отказаться от него было не трудно, но Федор-то видел, что он не справляется. Сегодня все заранее изучила и выбрала только то и столько, сколько он мог осилить.
В-третьих, стала активно использовать «Игралочку» Петерсона. Конечно, то, что там преподается, Федор в принципе знает (мы взяли Игралочку 3-4). Но в конце идут рекомендации по речевому сопровождению выполнения этих заданий. Федору нравится, так как там надо раскрашивать, рисовать, приклеивать — и в то же время мы учимся рассказывать о совершаемых действиях: «Я беру зеленый карандаш, буду раскрашивать огурец. Огурец зеленый. Огурец это овощ. Бабушка купила его в магазине». Это очень помогает отрабатывать и грамматику, и связную речь, а за счет рисования — не напрягает.
Работу с букварем сократила, читает столько, сколько хочет. Научились соединять буквы в слоги гласный-гласный и гласный-согласный. Теперь пробуем согласный-гласный.
И в заключение немного отрабатываем звуки, которые нам ставит логопед. Сегодня взяла дифференциацию «С-Ц», пока только в слогах. И автоматизацию «Ш» в слогах. Столько, чтобы у него получилось. Кажется, сегодня он был доволен и собой, и мной.
Надеюсь, мы сможем сделать наши занятия полезными не только для развития речи, но и вообще — для развития заложенных в сыне потенциалов.
Светлана Руднева - 9 октября, 2009
Чтобы занятия доставляли ребенку радость нужно его очень, НУ ОЧЕНЬ МНОГО хвалить.
Ольга Просветова - 9 октября, 2009
Светлана, вот с этим у нас как раз проблемы. Трудно объяснить, что Федор молодец — потому что старается и работает. Ведь мы постоянно берем то, что он не умеет, а как только научится — переходим к другому. Поэтому у меня хваления как-то не слишком много было. Но я исправляюсь. Обязательно даю то, с чем он может справиться и за это похвалю. Сегодня первый раз сел заниматься с видимым удовольствием. И прогресс хороший.