О.И. Азова. «Не говорит»

7 августа, 2018 в Статьи

Вопрос от родителей:

Ольга Ивановна, здравствуйте! Меня зовут Екатерина, я мама 3-х летнего ребенка Артема. Прошу прощение за беспокойство, но мной двигают переживания за своего ребенка, дело в том, что нам поставили диагноз ЗПРР на фоне остаточных явлений органического поражения ЦНС, назначили медикаментозное лечение и рекомендовали развивающие игры. В поиске информации в сети вышла на ваши ролики, посмотрев которые поняла, что при определенных проблемах в поведение ребенка и отсутствие речи необходимо в первую очередь серьезное комплексное обследование и наблюдение специалистов. Мы живем в маленьком городке и специалистов, которые могли бы нас вести просто нет. Все наше обследование состояло из 15ти минутного осмотра и на основании УЗИ головки в 3х месячном возрасте. В 2 года мы пошли в детский сад, но были вынуждены его от туда забрать, у него начинается панический страх который проходит после того как он выходит из незнакомого помещения в моем сопровождении. Нас не интересуют игрушки по их прямому назначению, самое любимое занятие скидывать предметы со всех поверхностей выше пупа на пол и складывать все в кучу, но любит собирать башни из конструктора, Артем не отзывается на имя, не подпускает к себе чужих людей в помещении, но спокойно подходит к ним на улице и взяв их за руку может с ними уйти. Не любит когда ему читают книжки, но улыбается когда рассказывают стихи выученные наизусть. Любит со мной обниматься и нежиться, но редко смотрит в глаза. С интересом смотрит на домашних животных, но не подпускает их к себе. Обожает воду и может часами сидеть в ванной при условии что все это время вода бежит, как только ее выключают он сразу из нее выбирается. Он совсем не разговаривает, но много издает звуков, часто повторяемых слогов: та-та, на-на, да-да. Не просится в туалет, не сидит на горшке, но испытывает дискомфорт после исправления нужды в штанишки бежит с просьбой его переодеть. Общается с нами жестами, если ему что то нужно, он подводит и показывает, если ему необходимо мое или папино присутствие то он берет за руку ведет туда куда ему необходимо и усаживает. Говорить о ребенке я могу много и долго. На данный момент, мы занимаемся развивающими играми на мелкую моторику, расклеили по дому обучающие карточки- рассматриваем их проговариваем, даем физ.нагрузки на детской площадке, много гуляем пешком, озвучиваем при нем все свои действия. Я была бы рада любым подсказкам к дальнейшим нашим действиям и советам от такого специалиста как вы.

Мой ответ:

Дорогая Катя, сразу пишу, что это примите мой ответ НЕ как заочное консультирование, а рекомендации общего порядка – мысли в слух.

Я прочитала, что вы живёте в маленьком городке и возможностей к обследованиям и реабилитациям не так много.
В любом случае и как бы там ни было, начинать нужно с врачей, разово нужно добраться до того населенного пункта, где шире представлена такая помощь или доехать до столицы – здесь есть ВСЁ. Многие обследования и консультации можно получить за один день.

Начните с невролога. Далее будет понятно нужны ли вам другие специалисты – генетик, гастроэнтеролог, психиатр и т.д.
Помните, что главное необходимо начинать заниматься с ребёнком. Если по месту жительства нет узких специалистов, связанных с реабилитацией, то… … видимо, вам придётся учиться самой. Дистанционно можно пройти обучение по АВА терапии (туда и туалетный тренинг входит) и флортайм (вы пишите, что «не интересуют игрушки по их прямому назначению»), читать статьи и книги по сенсорной интеграции, потому что вы пишите, что «любит со мной обниматься и нежиться, но редко смотрит в глаза. С интересом смотрит на домашних животных, но не подпускает их к себе. Обожает воду и может часами сидеть в ванной при условии что все это время вода бежит, как только ее выключают он сразу из нее выбирается».

Начинаем с ЛФК, массажа и мозжечковой стимуляции, далее обязательная программа при РАС, включает 4 базовые занятия — АВА-терапия, сенсорная интеграция, Floortime-терапия, занятия в коммуникативных группах.

У детей с РАС первичными являются нарушения коммуникации, социального воображения, эмоциональные и, возможно, сенсорные проблемы. То есть причина не в истинном нарушении говорения, а в умении применить речь, поэтому ребенка сначала нужно научить пользоваться речевой функцией. Только после этого подключается логопед, а также нейропсихолог и психолог.

Если ребёнок с аутизмом плохо воспринимает информацию на слух или у него плохое понимание речи, а нарушение рецептивной речи достаточно часто сопровождает аутизм, то необходимо проводить слуховые терапии – Томатис и Биоакустическую коррекцию. Также хорошо подключать к работе разные виды ИЗО-деятельности и музыкальные занятия.
Я уже очень много раз выставляла фото книг, в которых написано, как заниматься с ребёнком при РАС.

Давайте ещё раз дам ссылки

Вопрос вроде бы крайне простой: какую книжку почитать по аутизму. Назвать автора.А я вот задумалась. Как назвать…

Опубликовано Ольгой Азовой Воскресенье, 12 ноября 2017 г.

Вопрос: Здравствуйте Ольга Ивановна!Помогите советом,возможно есть какие коррекционные программы или занятия ,ребёнок…

Опубликовано Ольгой Азовой Понедельник, 16 октября 2017 г.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ С РАС (вопрос на фото) Давайте отдельно поговорим про речь и про аутизм. Лена, вашему…

Опубликовано Ольгой Азовой Понедельник, 12 марта 2018 г.

 

На одноклассниках поищите их, пожалуйста, сами – просто покрутите мою страницу вниз.

Здесь интервью, которое вышло недавно и там я тоже озвучивала ответы на ваши вопросы, в конце интервью – советы https://www.pravmir.ru/rebenok-prosto-osobennyiy-i-eshhe-3-mifa-ob-autizme/

Можно и здесь поставить:

1. Не зацикливаться на постановке диагноза! Да, ребенок маленький, хочется знать, что с ним происходит, почему он развивается не по тому плану, как все дети. Но аутизм не предполагает сразу узнать все аспекты. Сначала важно обращать внимание на некие генеральные проявления – например, нарушение поведения, отсутствие речи, непонимание обращённых к ребёнку слов и так далее.

2. Родителям пройти тест АТЕК (его можно легко найти в интернете). Прежде, чем идти к специалистам. Причем тест этот не статичен и, по мере того, как с ребёнком будут заниматься, показатели теста будут меняться.

3. Идти к специалистам. Невролог, пожалуй, первый из них. Именно он должен предложить консультации других врачей. Например, отоларинголог или сурдолог, должны помочь разобрать с вопросом, нет ли нарушения слуха, из-за которого могут быть проблемы с пониманием речи. Затем – гастроэнтеролог, мы уже говорили, что могут быть проблемы с пищеварением, с питанием. Генетик, иммунолог и другие — по запросам, проблемам и жалобам.

4. Выбираем специалиста, но соблюдаем меру. Бывает, врач не понравился, нет доверия — можно сходить к другому. Но консультироваться у 25 неврологов и 25 гастроэнтерологов не нужно – это будет бег по кругу, он никогда не кончится, потому что новый специалист будет давать что-то свое, что-то новое. Хороший результат – это когда сошлись мнения двух специалистов, тут родителю стоит задуматься и прислушаться именно к рекомендациям этих специалистов.

5. Провести обследование ребенка. Невролог обычно направляет на функциональную диагностику: энцефалограмму, доплер, аудиограмму, гастроэнтеролог – анализ на переносимость продуктов. И так каждый специалист, который работает в теме аутизма, назначает важные исследования для прояснения диагноза и назначения лечения.

6. Консультации специалистов-не врачей. Прежде всего, это поведенческий аналитик, ава-терапист, психолог по сенсорной интеграции. Это специалисты, который занимается «телом», сенсорикой и поведением. Следует помнить, что аутизм — это заболевание, которое таблеткой не вылечить. Поэтому упор делается не на поиск какого-то ноотропного средства. Хотя в некоторых случаях доктор может посчитать нужным его выписать, особенно это касается детей с аутизмом и когнитивными трудностями.
Также нужны консультации нейропсихолога, логопеда, психолога.

7. Начинаем занятия. Первыми занятиями должны быть, прежде всего, поведенческие и сенсорные. Их реализуют на разных занятиях: ава-терапия, сенсорная интеграция, физкультура, массаж, мозжечковая стимуляция, работа на балансире, кинезиотерапия, коммуникативные занятия, разные виды игротерапий.
Только потом уже присоединяются другие специалисты — психологи, и логопеды, нейропсихологи.
У 70 процентов детей с аутизмом абсолютный слух и, возможно, надо организовывать музыкальные занятия.
Помощь в реабилитации детей с аутизмом могут оказать приборы физиотерапевтического воздействия, а также слуховые терапии: томатис, биоакустическая коррекция и так далее.

8. Реабилитация должна быть комплексной. И не стоит ждать мгновенных результатов. Бывает, родители обошли 150 мест, а в результате им нигде не помогли и не могли помочь, потому, что везде своя программа и она предполагает длительное взаимодействие. Мы, например, приглашаем на два года. То есть, первичная ступень, вторичная ступень, дальше — постоянная работа. Мы же хотим максимально приблизить ребенка к тем детям, которых называем нормотипичными.
Комплекс подразумевает не просто набор процедур, а иерархию от просто к сложному и взаимоподдержку одного направления другим. Например, ребёнок тянет всё в рот. Назначаются процедуры по ослаблению сенсорных проблем – сенсорная интеграция, но параллельно можно назначить артикуляционный (логопедический) массаж, который также поможет снизить порог чувствительности и «утолить сенсорный голод».
Или у ребёнка слабые мышцы артикуляционного аппарата. Логопед, кроме занятий по развитию речи, начинает делать артикуляционный массаж. Но очень было бы хорошо подключить физиопроцедуру – аплимульстерапию, она усиливает эффект нормализации тонуса, и БОС-логотренажёр, где ребёнок закрепляет умение — учится произносить звуки на сформированном диафрагмальном дыхании.

9. Организовав базовые занятия, подключите немедикаментозную коррекцию. Методов много – слуховые терапии, физиотерапевтическое направление, разные виды БОС и компьютерных программ.

10. Родитель должен получать помощь вместе с ребенком. Потому что на начальных этапах проблема аутизма – сильно травмирующая ситуация для родителя. С ребенком всё не так, и родитель не знает куда бежать, не спит ночами, не знает, как пережить стресс от получения диагноза, не знает, как помочь ребёнку и как вообще с этим со всем жить. Должна быть оказана терапевтическая помощь родителям и даны конкретные рекомендации — инструменты взаимодействия с собственным ребёнком.

Источник

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.