Компьютерная программа по развитию зрительного внимания Play Attention

Play Attention (переводится, как «игровое внимание») — это метод коррекции и усиления внимания, использующий последние технологии биологической обратной связи (БОС), которые позволяют управлять компьютером при помощи «силы мысли». Программа используется с 1994 г. в различных школах США и  даже для тренировок олимпийской сборной. Это запатентованная технология, используемая астронавтами НАСА и пилотами армии США, помогающая им сохранять концентрацию внимания в течение долгих изнурительных рейсов.

Play Attention  также применяется в работе с детьми, имеющими проблемы с концентрацией внимания, памятью, с поведенческими расстройствами, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, нарушениями аутистического спектра, нарушениями зрительно-моторной координации, нарушениями центрального слухового анализа, нарушениями сенсорной обработки информации.

В результате применения Play Attention  у детей происходит:

  • улучшение моторики и зрительно-моторной координации;
  • улучшение рабочей, кратковременной и пространственной памяти;
  • повышение внимания;
  • улучшение навыка обработки слуховой информации

Как работает Play Attention?

В Play Attention используется повязка-нарукавник Body Wave, закрепленная на руке ребенка во время работы с программой, со встроенными датчиками, регистрирующими кожно-гальванические реакции (биоэлектрические реакции, регистрируемые с поверхности кожи, представляющие собой работу потовых желёз). При вялом, расслабленном состоянии кожно-гальванические реакции снижаются, а при напряжении, в частности, при концентрации внимания кожно-гальванические реакции, наоборот, усиливаются.

Таким образом, датчики, связываются с кожей и передают по беспроводной сети непрерывную обратную связь к компьютеру, что позволяет ребенку управлять действиями на экране. Когда ребёнок сосредотачивается, на экране происходит действие, но если ребёнок теряет концентрацию и отвлекается, датчики регистрируют эти изменения и действия или прекращаются, или имеют отрицательные результаты.

Основная проблема невнимательных детей состоит в том, что они не успевают заметить тот момент, когда их внимание «улетает». Тренировки помогают мозгу сравнить два состояния: «я сосредоточен» – «я отвлекся». Этот опыт позволяет научиться непроизвольно запускать при необходимости состояние произвольного внимания.

Занятия проводятся в индивидуальной форме, продолжительность – 30 минут. Занятие разделено на несколько этапов (видеоигр). Поскольку детям со сложным дефектом сложно удерживать внимание длительное время, каждая игровая сессия составляет от 5 до 7 минут.

Программа Play Attention содержит комплекс различных видеоигр, имеющих определенную задачу. По мере успехов ребенка, игры дополняются, усложняются. Программа сама переводит ребенка на соответствующий уровень и подбирает варианты игр, которые надо отработать, чтобы устранить пробелы в той или иной области. Таким образом, принцип построения работы программы Play Attention основан на прогрессирующей с каждым уровнем сложности, способствующей улучшению концентрации внимания.

Игра «Дельфин» представляет собой игру, в которой ребёнок в роли дельфина погружается в море. Задача — опустить взглядом своего персонажа на дно и собрать как можно больше золотых монет. Эта игра оценивает «Выносливость внимания». Эта игра для Анюты была интересной, поэтому уровень выносливости внимания был хороший.

Игра «Погрузчик». В этой игре предлагается сконцентрировать внимание на погрузчике, который перевозит груз — коробки и ставит их на машину. Когда ребенок сконцентрировался, погрузчик перевозит коробки и загружает машину, если же концентрация упала, работа погрузчика останавливается. Когда все коробки загрузились, машина уезжает. Эта игра оценивает «Время на задание», где программа выводит процент времени, в течение которого ребенок был на этом задании сконцентрирован и погрузчик двигался. Для Анюты эта игра была довольно сложной задачей, т.к. ей было не особо интересно, поэтому внимание постоянно уплывало, погрузчик ездил еле-еле, и коробки грузились очень долго.

Игра «Космос» вызывает наивысший интерес. В ней дети попадают в космическое пространство на корабле. При высокой концентрации внимания корабль летит, а навстречу ему движутся объекты — белые и красные астероиды. Ребенок должен дифференцировать объекты и с помощью кнопки «пробел» блокировать белые астероиды, а красные пропускать.

Игра «Стройка». В этой игре маг-волшебник строит из разных блоков замок. Необходимо «помогать» ему это делать при помощи взгляда, как только концентрация внимания ослабевает, замок перестает строиться.

Игра «Соотнеси кубики». В этой игре на экране монитора появляются 4 кубика разных цветов. Этим кубикам соответствуют 4 клавиши на клавиатуре компьютера (вверх-вниз вправо-влево). Кубики мигают в определённой последовательности, задача ребенка – запомнить и воспроизвести эту последовательность, нажав на соответствующие кнопки. Эта игра оценивает «Кратковременную память» По этому заданию стало понятно, что у Анюты проблемы с кратковременной памятью и надо уделять больше внимания развитию именно этого блока памяти.

Игра «Поймай кубик». Перед ребенком возникает игровое поле с зелёными кубиками, которые мигают в хаотичной последовательности. Задача — навести курсор и нажать на мигающий в данный момент кубик левой клавишей компьютерной мыши. Надо успеть нажать на все мигающие кубики. Эта игра оценивает «Визуальное слежение» Т.к. мы с Анютой играли дома в похожие игры типа «Лопни шарик» на компьютере, то трудностей в обращении с мышкой и с выполнением задания особо не возникало. Основная трудность для нее – это ожидание мигания кубиков, т.к. время ожидания всегда разное.

Каждый раз программа оценивает результаты. Она выводит показатели по разным критериям оценки внимания и памяти. Таким образом, по завершении цикла занятий у Анюты средний уровень длительной концентрации внимания в упражнении «Дельфин» — 81 %, средний уровень в упражнении «Стройка» — 58 %, средний уровень кратковременной памяти в упражнении «Соотнеси кубики» — 48 %, средний уровень двигательные навыки по упражнениям «Погрузчик», «Стройка» — 78%.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *