Нейропсихологическая коррекция

Программа нейропсихологической коррекции представляет собой цикл занятий для детей 4-12 лет с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и утомляемостью нервных процессов, снижением внимания, памяти, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов, письма, чтения, математических навыков. Активизирует развитие всех высших психических функций, воздействует на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей развития ребенка.

Так как мы уже проходили курс нейропсихологической коррекции, то в принципе ребенок уже представлял, что это такое. Большую помощь на занятиях оказало так называемое «визуальное расписание», потому что занятия состоят из комплекса упражнений, некоторые из которых представляют определенные трудности и не всегда ребенок может понять, когда упражнения (трудности) закончатся. Визуальное расписание позволяет снять тревожность и настроиться на работу со специалистом. Визуальное расписание представляет собой ленту-липучку, прикрепленную к стене, на которую при помощи тех же липучек крепятся кружочки (1 упражнение – 1 кружочек), по окончании упражнения ребенок снимает 1 кружочек и кладет на стол, тем самым постепенно количество кружочков уменьшается и ребенок видит, как скоро закончится занятие.

Визуальное расписание

Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, в соответствии с его актуальными потребностями и возможностями. В процессе работы она может немного изменяться (усложняться или упрощаться, дополняться играми) в зависимости от его успехов. Программа включает в себя работу по нескольким направлениям – «блокам»:

— дыхательные упражнения

— глазодвигательные упражнения

— формирование базовых сенсомоторных взаимодействий («ползание»)

— растяжки

— массаж и самомассаж

— упражнение на развитие равновесия,

— игры на развитие восприятия (слухового, зрительного, тактильного и т.д.) и внимания

— упражнения на мелкую моторику

Первые четыре блока представляют обязательную базу, остальные блоки – дополнительные.

Об упражнениях из нашей программы я расскажу ниже.

1.Занятие начиналось с упражнения на развитие восприятия и внимания, массаж и самомассаж

Специалист берет зубную щетку и чистит внутреннюю часть руки от локтя до кончиков пальцев, приговаривая «Чистят, чистят трубочисты чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист».  Затем «колючим» шариком (су-джок) специалист катает по ладошке ребенка, приговаривая «Что ты еж такой колючий? Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи!» Потом, надевая круглую пружинку на каждый пальчик,  озвучивает его название (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), потом название пальцев называет ребенок, сначала на одной руке, затем на другой. Затем, прикасаясь к различным частям тела ребенка сверху вниз, начиная с головы (волосы, лоб, брови, ресницы, глаза, уши, нос, щеки, рот, подбородок, шея, плечи, спина, грудь, живот, колени, стопы, пятки), специалист проговаривает название этой части тела, и потом ребенок должен показать и повторить так же.

2. Дыхательные упражнения

Цель дыхательных упражнений — оптимизация нейродинамических показателей, таких как повышение энергетического потенциала организма, развитие самоконтроля. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания. Выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя.

Упражнение «Воздушный шарик». Исходное положение — лежа на спине, ноги прямые, глаза смотрят в потолок. Ребенок набирает воздух медленно через нос, передняя брюшная стенка выдается вперед (надуваем живот, как шарик). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. Выдох осуществляется ртом с подтягиванием брюшной стенки, в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать надо плавно, избегая толчков. Дыхание отрабатывается под счет (вдох «раз-два-три», выдох «раз-два-три-четыре-пять). Единица счета – 1 секунда. Специалист кладет руку на живот ребенка и помогает при обучении дыханию. Повтор 5 раз. Такое диафрагмальное дыхание (дыхание животом) усиливает газообмен, происходит интенсивный массаж внутренних органов, Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.

3. Упражнение из блока «Растяжки»

Упражнение «Качалка на спине» Это упражнение направлено на устранение гипотонуса в теле, повышение самоконтроля, повышение энергетики коры за счет активизации ЦНС.

Исходное положение — сидя сгруппировавшись, подбородок опущен к груди, ноги прижаты к животу, руки обхватывают колени, производятся перекаты на «круглой» спине. При выполнении упражнения голова не должна касаться пола, специалист помогает ребенку, подложив свою руку ему под голову. Количество «перекатов» — от 5 до 10.

4. «Глазодвигательные упражнения».

Исходное положение – ребенок лежит на спине, голова неподвижна, ноги прямые. Специалист располагается над головой ребенка и держит в руке яркое перышко. Ребенок внимательно следит, только глазами. Специалист медленно передвигает перышко, фиксируя его в крайнем положении на 1-2 секунды, затем возвращается в центр, фиксирует 1-2 секунды. Точно также передвигает влево, вверх и вниз, задерживаясь в крайних точках и в центре на 1-2 секунды «крест». Если во время движения глаза перестают следить за перышком, специалист привлекает внимание ребенка к заданному объекту. Сначала проделывает все эти движения на уровне вытянутой руки ребенка, затем на уровне руки ребенка, согнутой в локте и потом на уровне ладони ребенка, совсем близко к переносице. Упражнение выполняется по 1 разу на каждом уровне.

Глазодвигательные упражнения «с языком». Исходное положение, такое же, как и в первом случае, но глаза у ребенка закрыты. Специалист берет колокольчик и на расстоянии вытянутой руки ребенка, звенит колокольчиком по схеме «верх-низ-право-лево». Ребенок, услышав звон колокольчика, должен высунуть язык в направлении источника звука. То есть, если колокольчик звенит вверху – язык поднимается вверх, внизу – опускается вниз, вправо – язык вправо, влево – язык влево. Подглядывать нельзя. Упражнение выполняется несколько раз.

5. Далее идут упражнения на формирование базовых сенсомоторных взаимодействий («ползание»)

Упражнение «Паучок». Упражнение направлено на активизацию межполушарных взаимодействий, отработку пространственного фактора, укрепление мышц рук.

Исходное положение — стойка на согнутых руках и ногах животом вверх. В таком положении нужно перемещаться вперед до объекта (в нашем случае это игрушечные слоник и обезьяна, которые расположены в начале и конце кабинета), сначала ползем до слоника, потом обратно до обезьяны.

 

Упражнение «Гусеница на спине» направлено на укрепление мышц спины, активизацию межполушарных взаимодействий.

Исходное положение – лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища, ноги вместе. Ползем при помощи сгибания обеих ног в коленях вперед, а потом назад.

 

Упражнение «Гусеница на животе»

Исходное положение — лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты перед собой. Ползем при помощи рук вперед, а потом назад. Специалист контролирует, чтобы упражнение выполнялось в правильном положении. У Анюты постоянно разъезжались ноги, поэтому приходилось их придерживать вместе.

 

Упражнение «Кошка»

Исходное положение — стоя на коленях и локтях. Задание ползти по-кошачьи попеременно передвигая руки и ноги.

 

6. Следующее упражнение на внимание и память.

Игра «Запретное движение»

Специалист показывает 2-3 движения (например, приседание, взмах рукой и рука на голове), одно из движений выбирается запретным – например, рука на голове. Затем специалист показывает движения, ребенок должен их повторять, но запретное движение повторять нельзя.

Игра «Вверх-вниз»

Ребенок и специалист сидят, прижавшись к стене. Руки подняты перед собой и прижаты, кисти согнуты, на счет раз – кисти поднимаются верх, на счет два – опускаются вниз. Главное для ребенка не запутаться и верно выполнять движения, слушая специалиста, не торопиться и ждать соответствующую команду.

7. Завершается занятие упражнением на сенсомоторику «Ладушки»

Специалист и ребенок сидят напротив друг друга. Совершается хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером, хлопок в ладоши, затем хлопок со специалистом (руки перекрещены) «левая-правая», хлопок в ладоши, опять хлопок со специалистом «правая-левая».

Далее классические «ладушки» усложняются «разворотами ладоней». Они осуществляются так, что при выполнении упражнения ладони смотрят вниз параллельно полу, а затем вверх параллельно потолку.

В заключение хочу добавить, что несмотря на то, что некоторые упражнения давались Анюте тяжело, сейчас она мне дома опять «обтирает» полы, ползает, повторяем с ней игры и упражнения, ей это нравится. Такое ощущение, что на занятиях в Логомеде происходило создание новых нейронных связей в мозге, а дома эти связи активно заработали.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *