Недоразвитие речи по типу сенсорной алалии (СА).

Добро пожаловать на Алалия.ру Форумы Форумы групп Специалисты Недоразвитие речи по типу сенсорной алалии (СА).

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 62 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #28342
    suadministrator
    Хранитель

    Дорогие мамочки, думаю, что такая тема на вашем форуме не будет лишней — многие из описанных здесь детей демонстрируют признаки непонимания обращённой речи в той или иной степени. Меня тревожит то, что родители убеждают себя и других, что у их ребёнка сенсорная алалия, начинают искать «волшебные таблетки», мучить его и себя непосильными занятиями (ориентированными на других детей), ожидают скорейших результатов, сетуют на нежелание дитя заниматься, отсутствие у него внимания и усидчивости. Сам термин СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ звучит очень приятно, ласкающе и музыкально, но суть его очень зла. Ольга Юрьевна писала, что это — очень редкое состояние, я согласна с ней, мне тоже не пришлось увидеть сенсорной алалии в чистом виде. Чаще встречаются расстройства ПО ТИПУ АЛАЛИИ. Теоретически алалия — это отсутствие или недоразвитие речи при поражении определённой области коры головного мозга. Но у детей способности мозга таковы, что поражение ТОЛЬКО одного участка (именно коры), пусть даже такого важного как центр Вернике, не даст картину глобального непонимания речи. И тем более такое поражение — не причина непонимания жестов, интонирования, мимики говорящего, демонстрации безречевого образца действия. Призываю не лелеять образ сенсорной алалии, а браться за развитие понимания речи и вызывание коммуникативного речевого взаимодействия (и не только речевого).
    У детей чаще видим дефицитарность работы коры как вторичную дисфункцию, т.к. не дают ей «включиться в работу» низлежащие отделы мозга, пострадавшие изначально (пусть и не сильно) — ствол, подкорка, мозжечок, или нарушение метаболического (в частности, серотонинового) обмена в нервной ткани глобально или в определённых отделах мозга (опять же не только в коре). Даже при сохранности нервных клеток их взаимодействие может быть нарушено или замедленно. Представьте себе, что слуховые импульсы у таких деток задерживаются на 15-20%, это приводит к расстройству кодирования-декодирования разговорного языка(к ним самым — к признакам СА). Кроме речевых нарушений проявляется дефицит внимания, агрессия, непослушание, страх нестабильности, страдают социализация и коммуникация. Вы называете это АЧ.
    Вижу страх мамочек перед диагнозами психиатров, не призываю вас принять эти диагнозы, но имейте ввиду, что существуют особые методы развития речи у особых детей. Они дЕйственны, и это не психотропные таблетки — это специальные занятия. Если вам интересно о них узнать — расскажу.

    #57900
    suadministrator
    Хранитель

    марина александровна-конечно ,расскажите,многим это будет интересно!а у меня лично вопрос-как заниматься с ребенком со слуховой нейропатией?

    #57901
    suadministrator
    Хранитель

    Дело говорите, и сама к этому же прихожу…
    Будет интересно послушать!

    а еще скажите,если повреждены оба виска да еще и мозжечок, это алалия или «по типу алалии»?

    #57902
    suadministrator
    Хранитель

    Марина Александровна, очень интересное описание. Видимо, мой сынок как раз под него попадает. Буду очень рада узнать об этих занятиях.

    #57903
    suadministrator
    Хранитель

    Вот и кажется, что СА это достаточно просто.Слава Богу, что здесь на форуме это может только у моего.Когда казалось, что полностью глухой с рождения. И сколько пришлось заниматься . что бы пришло понимание речи.И до первых попыток сказать.

    #57904
    suadministrator
    Хранитель

    Марина Александровна, очень хотим узнать как заниматься. Я уже устала думать, что с дочерью — сенсорная алалия или расстройство аутического спектра. Просто хочу понять как развить восприятие развёрнутой речи.
    У неё, кстати, развёрнутая речь вызывает раздражение — затыкает мне рот, кричит «не надо говорить», может даже расплакаться. Почему такая реакция, как Вы думаете?

    #57905
    suadministrator
    Хранитель

    Здравствуйте, Марина Александровна.
    Моему сыну Анатолию 2,6. Наш психо-невролог нам поставил ЗРР по типу СА. Тотоша не производит впечатления глухого ребенка, бежит на звук любимого мультика с любого конца квартиры. Очень любит логоритмические клипы. Но при этом до 2,2 не всегда откликался на свое имя, и сейчас на зов чужого человека не обернется. Он очень ласковый обнимает, целует всех кого любит — меня, мужа своих дефектолога, психолога, деда, всех моих подруг. Со взрослыми людьми легко входит в контакт, в самом плохом случае нужно потерпеть 5 минут его отпихивания и доказав что он тебе интересен будешь принят. 🙂 К деткам постарше относится хорошо, когда они приходят в гости радуется, хватает за руки, тащит к себе в комнату…..а дальше не знает что с ними делать. А вот своих ровестников можно сказать игнорирует, максимум когда они в куче возятся возле какойто игрушки подойдет и попытается тоже с ней повозиться. Необосновоных страхов у нас нет, если боится рева льва в мультике, может закрыть глаза или прижаться ко мне. Мы ходим на дельфинотерапию, дельфинов не испугался, воды тоже, но плавать без нарукавников отказывается….просто несет их дельфинотерапевту. Не боится новых мест, нет стереотипов. В ряд ничего не выстраивает, но есть ряд любимых машин, которые он перетаскивает за собой когда меняет место дислокации(из одной комнаты в другую) и сваливает в кучу. Из физических проблем, есть только одна, он не умеет прыгать. Речь он понимает плохо. Лучше понимает глаголы. Например когда в процессе одевания прошу дай куртку, он может дать шапку, потом кофту. Но при этом он постоянно лепечет. Недавно научила повторять за мной «О», «У»,»А»,»С». Может сказать «дай», «ди» (иди), «ака»(але когда играет с телефоном), мама, папа (но не могу сказать что это обращение, единственное когда укладываем его спать он очень тихо и нежно говорит или мама или папа в зависимости от того кто укладывает). Говорил ка ка (пока), но последние 2 месяца перестал :(. Эмоции он понимает, интонацию тоже. У самого личико подвижное, много смеется, недавно стал очень жеманно стесняться. Когда ему что то надо пытается показать это предметно, например если хочет сок отводит на кухню, ставит на стол сок и бутылку и мычит:) может сказать дай. Если хочет чтоб включили компьютер, ведет и ложит мою руку на мышку….. Стал собирать доски с вкладышами, соотнося картинку, пытается собрать легкие пзлы, любит пластилин(но больше мять).
    Из того что мы делаем: ходим в логопедический сад с 8:00 до 11:30 там с ним занимается дефектолог, она же делает укол лидазы за ушко. Потом мы 3 раза в неделю ходим к психологу и дефектологу. Завтра я пойду договариваться с музыкальным терапевтом. Сейчас еще ходим на дельфинотерапию. Кололи кортексин, пьем пантогам. Дома склад развивающих игрушек, мы лепим,рисуем(в основном я, он пока может нарисовть только корявый круг) постоянно показываю карточки домана. Пытаюсь читать коротенькие книжки тыкая его пальцем во все подряд. Когда приходит папа играем в подвижные совместные игры (точнее папа играет его руками и нагами) :). Ну и конечно постоянно пою песни и рассказываю потешки.

    Простити, что так много написала. Но вопрос правильно ли я оцениваю состояние сына и все ли делаю правильно для меня всегда открыт.

    #57906
    suadministrator
    Хранитель

    Марина Александровна, очень интересно узнать! И то, что вы написали, для нас очень актуально.

    #57907
    suadministrator
    Хранитель

    Марина Александровна, вы пишите

    Кроме речевых нарушений проявляется дефицит внимания, агрессия, непослушание, страх нестабильности, страдают социализация и коммуникация.

    Это 100% мой Матвей! Но наша задержка речи по типу МА.
    И из-за речевых нарушений очень страдают социализация и коммуникация. И чем старше мы становимся, тем явно всё становится, не смотря на улучшение речи.
    Очень хочется узнать о спец.занятиях.

    #57908
    suadministrator
    Хранитель

    марина александровна!еще у меня вопрос:вы полагаете,что здесь у многих деток не алалия,а расстройство аутичного спектра?

    #57909
    suadministrator
    Хранитель

    оксана!еще хотела у вас спросить.в пишете,что ваш сын был как глухой от рождения.то есть он не реагировал на звуки вообще?не только на речь?

    #57910
    suadministrator
    Хранитель

    мой точно поворачивается на голос(хотя бы папы),но на уроке ему педагог сегодня усилила звук до 110 дб в наушниках,и он и глазом не повел!и педагог сказала,что и зрачки никак не отреагировали…

    #57911
    suadministrator
    Хранитель

    Итак, о занятиях. Вопреки вашим ожиданиям я не начну с рассказа о занятиях с картинками за столом или у компьютера. Некоторые из предлагаемых приёмов заимствованы из опыта работы с аутистами и детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями. Сознаю, что это моё замечание может оттолкнуть мамочек, вызвать недоверие к моему опыту. Но повторюсь, что они (приёмы) работают и в более лёгких случаях, ведь частенько мы видим и недостаток внимания, и отвержение целенаправленной деятельности, и непонятное «бормотание», отсроченные эхолалии, разные аутостимуляции в виде стереотипий (они бывают разные, не только машинки в ряд). А ведь всё это – психологическая защита, проявления приспособления ребёнка к некомфортной ситуации, вызывающей стресс, попытки аккумулировать энергию для эмоционального успокоения – доступными ему способами. Бороться с этими способами бесполезно, нужно использовать их для достижения наших целей, подменяя их более приемлемыми.
    Насыщайте детей ощущениями – простыми, но необходимыми: давайте им слушать разные звуки (шум океана, ручья, ветра,…), используйте аудио, видеозаписи, мини-планетарии, аромалампы, свечки (у вас ещё и дельфины).
    Старайтесь ритмизировать разные виды деятельности. Не забывайте о простых сказках с повторяющимися моментами (дети сами выбирают). Используйте логоритмические моменты, например, читайте народные потешки, «потряхивая» ребёнка, сидящего у вас на коленях, в такт стиха (по слогам).
    Разыгрывайте сцены при помощи настольного театра, ребёнку предлагайте исполнять роли героев-победителей (даже неговорящий может быть участником).
    Дети, имеющие проявления СА, нуждаются в более медленном темпе обращённой речи, в ограничении количества слов в определённый отрезок времени.
    Если ребёнок «бормочет» непонятные звуоксочетания, нужно вслушиваться, в этот поток вокализаций, домысливать его до узнаваемых слов, повторять их, обыгрывать, вводить в ситуации. Повторяемое слово должно нести эмощиональную нагрузку, возможно подкрепление жестом.
    Следует называть, обозначать предметы и действия, на которых ребёнок задерживает свой взгляд (это в очень тяжёлых случаях, при очень нестойком внимании).
    Выразительный жест, артикуляция облегчат восприятие ребёнком вводимых слов.
    Для сложных случаев: организовывать деятельность, которая может привлекать внимание ребёнка (отгадать, что приятно ребёнку ). Оречевлять свою деятельность. Это обязательно привлечёт ребёнка. Обычно детей привлекают вращающиеся, скатывающиеся предметы (мячи) и другие действия, которые имеют повторяющийся характер. Вербальное сопровождение должно неспешно усложняться. Начинать с эмоциональных междометий (1.Бах! 2. Мячик бах! 3.Красный мячик бах! 4. Красный мячик бах. Возьми! — и это не за один приём).
    Дети, не имеющие каких-либо вокализаций могут достигать успехов понимания речи, и оно может быть основой для развития письменной речи.
    Особенностью логопедической работы с неговорящими детьми является то, что не дожидаясь появления звуковой речи, необходимо приступать к обучению письму и чтению. Начинать с глобального чтения. Многие из вас используют картинки Домана или что-то вроде них. Недостаточно только называть их, нужно демонстрировать подписи к ним. Ещё лучше фотографировать предмет на глазах у ребёнка, потом сравнивать фотографию с реальным предметом. Заготовить отдельные таблички-подписи, соотносить с изображением.
    Детям с простыми и отсроченными эхолалиями (стереотипными повторениями сиюминутно или когда-то услышанного, кусочков из мультиков, стишков, звукоподражаний животным, высказываний взрослых,…) предлагать имеющиеся слова для обозначения конкретных предметов и деятельности. Необходимо знать запас эхолалий (это может только мама). Импровизировать, подкреплять в результате совместных игр.
    И ещё. Стимулировать правильные реакции ребёнка чем-то вкусненьким. Некоторым родителям это кажется унизительным, но — работает. Другим детям стимуляцией будет прослушивание кусочка любимого музыкального произведения, кому-то достаточно ласкового жеста, поддерживающей улыбки матери (социальная стимуляция). Надо хорошо знать ребёнка.

    #57912
    suadministrator
    Хранитель

    Девочки, извините, если не отвечаю на каждый вопрос индивидуально, пытаюсь вывести закономерность.
    mamastasa, я не имею права здесь что-то полагать по поводу диагнозов, это преимущество психиатров и невропатологов. Моё дело — заниматься с детьми и учить мамочек помогать детям. А аутистический спектр нам всем «мерещится» я объяснила почему: повреждены или медленно функционируют одни и те же структуры мозга, а на поверхности — непонимание речи и сопутствующие «радости». Наверное, при истинном аутизме всё это труднее разрешается.
    mamastasa, очень жалко, но работы со слуховой нейропатией я не знаю.

    #57913
    suadministrator
    Хранитель

    Guta, вы нашли ответ на свой вопрос в моём описании? Медленнее и короче всё оречевляйте, не гонитесь за пониманием длинных высказываний. Всё делайте постепенно, ненавязчиво удлиняя привычные фразы. Подключите глобальное чтение, оно не даст удлинения фраз, но даст опору мозгу, разгрузит несправляющийся со своей задачей висок. Будет девочка постарше, начнёте больше применять схем.

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 62 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.